Положение о системе оценки результатов обучения обучающихся с УО 2 вариант

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средневасюганская средняя общеобразовательная школа»

Принято на педагогическом совете

Утверждено приказом по школе

от 15.11.2022 г. протокол № 3

от 16.11.2022 г. приказ № 37

ПОЛОЖЕНИЕ
о системе оценки результатов обучения обучающихся
по специальной индивидуальной программе развития
(вариант 2)

2022
1

Ι. Общие положения
1.1.1. Положение о системе оценки достижений обучающихся планируемых результатов освоения
СИПР в МКОУ «Средневасюганская СОШ» (далее - Школа) разработано на основании следующих
нормативных документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом №1599 от
19 декабря 2014г. Министерства образования и науки Российской Федерации;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровление
детей и молодёжи» №28 от 28.09.2020г.
- Примерная адаптированная образовательная программа начального общего и основного
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант
2, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по начальному и
основному общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития (Вариант 2) от 28.02.2022г.
- Положение «Об организации образования обучающихся по специальной индивидуальной
программе развития»; Устав школы.
1.2. Планируемые результаты являются основой для разработки АООП для обучающихся с УО
вариант 2.
1.3. Планируемые результаты являются содержательной и критериальной основой для разработки
адаптированных рабочих программ отдельных учебных предметов (курсов), а также для системы
оценки качества освоения обучающимися с УО АООП вариант 2 в соответствии с требованиями
Стандарта.
1.4. Цель оценочной деятельности:




установление достижения
планируемых личностных и предметных результатов
обучающимися с УО в освоении АООП вариант 2 по окончанию первого этапа обучения;
установление динамики развития обучающихся по итогам учебных четвертей и учебного года;
описание достижения планируемых результатов в форме, понятной для всех участников
образовательных отношений.

1.5. Основные принципы оценочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями, вариант 2):

2






дифференциация и оценка достижений с учетом типологических и индивидуальных
особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
объективность оценки, раскрывающая динамику достижений и качественных изменений в
социальном и психическом развитии обучающихся;
единство параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания
учащимися АООП (вариант 2).

1.6. Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП (вариант 2) отражают
требования стандарта, передают специфику образовательного процесса (в частности, специфику
целей изучения отдельных учебных предметов), соответствуют возможностям обучающихся.
ΙΙ. Содержание и порядок системы оценки достижений обучающихся планируемых
результатов освоения адаптированной образовательной программы начального общего и
основного общего образования
2. Система оценки достижений обучающихся планируемых результатов освоения СИПР
предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант
2).
2.1. Освоение АООП (вариант 2) обеспечивает достижение обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) двух видов результатов: личностных и предметных,
которые рассматриваются в качестве возможных (примерных, ожидаемых) результатов,
соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям
обучающихся.
2.2. Система оценки результатов включает следующие этапы:
- Начальная стадия представлена диагностическим периодом, на базе которого составляется
характеристика на начало учебного года для реализации СИПР;
- Текущая аттестация - полугодовое оценивание результатов освоения СИПР в форме
мониторинга комплексного оценивания за первое полугодие;
- Промежуточная аттестация - годовое оценивание результатов освоения СИПР и развития
жизненных компетенций ребенка в форме мониторинга комплексного оценивания по итогам
учебного года и итоговой характеристики по реализации СИПР;
- Итоговая аттестация - предоставляется динамика по достигнутым результатам в освоении
СИПР последнего года обучения и развития жизненных компетенций в форме «Справки о
результатах внутреннего мониторинга реализации специальной индивидуальной программы
развития (СИПР) обучающегося» по соответствующему варианту за период обучения в Школе.
2.3. Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР,
взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний он умеет и применяет на практике;
3

- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Для оценки результативности обучения учитываются следующие факторы и проявления:









особенности психического, неврологического и соматического состояния обучающегося;
выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом
психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых,
предметных действий, графических работ и др.;
в процессе предъявления и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться
помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции;
задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.;
при оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка.
Результативность обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на
качественных критериях по итогам выполняемых практических действий;
оцениваются эмоциональное состояние, поведенческие особенности и другие возможные
личностные результаты (это может являться единственно возможным в случае затруднений в
оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений,
обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений).

2.4. Выявление представлений, умений, навыков обучающихся в каждой образовательной
области создает основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей
коррекционно-развивающей работы.
2.5. Для организации мониторинга обучающихся применяется метод экспертной группы - на
междисциплинарной основе в соответствии с Положением «Об организации образования
обучающихся по специальной индивидуальной программе развития». Она объединяет разных
специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка. К процессу мониторинга,
при необходимости, возможно привлечение членов его семьи/законных представителей.
2.6. Основой служит анализ результатов обучения ребенка, динамика развития его личности.
Результаты анализа представлены в документе «Индивидуальная карта сопровождения
обучающегося с ОВЗ», содержание которого пополняется данными текущего, промежуточного и
итогового комплексного оценивания.
2.7. Индивидуальные карты сопровождения формируются информацией от каждого
специалиста, участвующего в образовательном процессе обучающегося. Предметные результаты
и/или коррекционные задачи, личностные компетенции и др. важные наблюдения, отражающие
психофизическое состояние ученика фиксируются в дневниках раз в месяц.
ΙΙΙ. Содержание и порядок проведения текущей аттестации
3. При оценке выполнения задания в соответствии с заданными критериями используются
следующие обозначения и количественные показатели:
Таблица 1
/п

1

Критерий
Умения (навыки)
Выполняет задание самостоятельно (без
ошибок)

Качественное
обозначение
(см)

Количественный
показатель
1

4

2
3
4
5
6
7
8
9.
10.

11.
12.
13.

Выполняет задание самостоятельно, но
допускает ошибки
Выполняет задание по образцу (подражанию)
Выполняет задание по последовательной
инструкции
Выполняет задание с частичной физической
помощью
Выполняет задание с высокой степенью
физической помощи
Не выполняет задание
Представления
Узнает объект (по возможности называет)
Нестабильно узнает объект
Не узнает объект
Отношение к деятельности
Положительная реакция
Нейтральная реакция
Негативная реакция

(смо)

0,8

(оп)
(пи)

0,6
0,4

(чп)

0,2

(вп)

0,1

(нз)

0

(у)
(нсу)
(ну)

1
0,5
0

(+)
(±)
(-)

1
0,5
0

Таблица 2
Мониторинг возможных (ожидаемых) т екущих результатов обучения по каждому предмету
ПРЕДМЕТ: Речь и альтернативная коммуникация
Критерии оценки результатов обучения
ТЕМА:
ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( чтение, письмо и т.д.):

ДАТА:
Оценка результативности
освоения темы или выполнения
задания
Качественное Количественный
показатель
обозначение

Умения:
Выполняет задание самостоятельно (без ошибок)
Выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки
Выполняет задание по образцу (подражанию)
Выполняет задание по последовательной инструкции
Выполняет задание с частичной физической помощью
Выполняет задание с высокой степенью физической помощи
Не выполняет задание
Представления:
Узнает объект (по возможности называет)
Нестабильно узнает объект
Не узнает объект
Отношение к деятельности:
Положительная реакция
Нейтральная реакция
Негативная реакция
Итого количественный показатель:

3.1. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся
планируемых результатов по отдельным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за
5

счет основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, представленных в
обязательной части индивидуального учебного плана.
3.2. Оценка предметных результатов базируется на своевременно заполняемом мониторинге
текущей аттестации, на основе которых проводиться анализ достижений обучающегося для
промежуточной, а позже и итоговой аттестации последнего года обучения.
3.3. Текущая аттестация проводится в форме мониторинга в конце первого учебного
полугодия и представлена протоколом «Комплексная оценка» за данное полугодие. И содержит
количество навыков (а также их процентное освоение), формируемых специалистами экспертной
группы при подготовке СИПР обучающегося, сгруппированных в подразделы в соответствии с
учебными предметами и коррекционными занятиями.
Один и тот же навык может быть включен специалистами в списки разных учебных предметов
или коррекционных курсов. При обосновании индивидуальных особенностей и потребностей
обучающегося, список навыков может быть дополнен в течение учебного года.
Базой для критериев и количественных показателей, соответствующие уровню освоения на момент
проведения текущей аттестации являются данные из дневников наблюдений и/или результатов
диагностических заданий, отобранных специалистом для оценки навыка.
Уровень сформированности навыка вычисляется как ∑=Ку+Кп+Код, где Ку — количественный
показатель умения,
Кп - количественный показатель представления,
Код - количественный показатель отношения к деятельности, и трактуется следующим образом:
0 - навык не сформирован;
от 0,1 до 2,9 - навык недостаточно сформирован;
3 - навык сформирован.
Освоение навыка трактуется в терминах:
- при результате, когда навык не сформирован - «стадия активной фазы», что подразумевает
продолжение работы над навыком;
- при результате недостаточности/отсутствия сформированности навыка - «стадия пассивной фазы»,
когда навык включается в педагогический процесс в качестве повторения пройденного материала,
для закрепления и профилактики возможной утраты либо новой формы на усложнение навыка.
3.4. В дополнении содержания комплексной оценки при промежуточной аттестации (и в
дальнейшем в итоговой) отражена динамика предметных результатов обучающегося.
ΙV. Содержание и порядок проведения промежуточной аттестации.
4.1. Промежуточная аттестация обучающегося проводится в конце учебного года. Опираясь на
полученные данные, экспертная группа составляет характеристику по реализации СИПР, делает
выводы и определяет основные задачи для СИПР на следующий учебный год.
4.2. Промежуточная аттестация представлена протоколом «Комплексной оценки по итогам
учебного года» (с дополненными данными к содержанию текущей аттестации). А также для
6

прослеживания динамики представлена графически, где на основе вышеуказанных данных
наглядно определены уровни освоения навыков.
Пример оформления Комплексной оценки результатов и для текущей, и для промежуточной
аттестации:
Умения (навыки)
Предмет

Математические
представления
Речь и
альтернативная
коммуникация
Окружающий
природный мир
Окружающий
социальный мир
….

Общие Сформированы Недостаточно
Не
Текущий
сформированы
сформированы Отметка
период Кол-во Кол-во
%
%
%
Кол-во
Колсоотно
соотнош во соотно
шения
ения
шения
Полугодие
Год
Полугодие
Год
Полугодие
Год
Полугодие
Год
Полугодие
Год

Годовая фиксация результатов (исключая подготовительные и первые классы)
осуществляется в виде отметок, значения которых не несут отрицательную коннотацию.
Соответственно, не будучи оценкой, они не свидетельствуют о негативном результате, а являются
фиксацией доступного освоения ребенком материала в течении учебного года. Отметки
формируются на основе показателя процентного соотношения уровня освоения навыков, где
0-30% соответствует отметке «3»;
31-60% соответствует отметке «4»;
61-100% соответствует отметке «5».
Наблюдение за динамикой обучения осуществляется в конце четверти. Показатели динамики
обучения заносятся в журнал индивидуального обучения. В классный журнал выставляются оценки
за четверть.
4.3. При оценке личностных результатов диагностируется сформированность внутренней
позиции ребёнка, которая проявляется в эмоционально - ценностных отношениях к себе и
окружающему миру. Оценка (не отметка) проявляется в словесной характеристике. При этом следует
помнить, что такая оценка должна проходить в форме не представляющей угрозы личности и
психологической безопасности ребёнка.
4.4. Для оценки личностных результатов обучающихся используется метод экспертной
оценки, которая представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы
специалистов (экспертов). В ее состав входит старший методист ступени, руководитель психолого7

педагогической службы, учитель-предметник, специалист психолого - педагогической службы
(психолог, логопед, дефектолог).
4.5. Критериальным аппаратом для оценивания служит индивидуальный перечень возможных
результатов личностного развития.
4.6. В случае затруднений оценки сформированности действий, представлений в связи с
отсутствием видимых изменений, обусловленной тяжестью имеющихся у ребенка нарушений,
следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
V. Содержание и порядок проведения итоговой аттестации
5.1. Итоговая аттестация – это оценка результатов освоения СИПР последнего года обучения в
данном учебном заведении.
5.2. Итоговая аттестация представлена в форме «Справка о результатах внутреннего мониторинга
реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающегося» на период
нахождения в Школе. Основанием для формирования справки служат данные ежегодных
промежуточных аттестаций.
Пример оформления:
Ф.И.

Учебн.
год

Класс

Вариант
обучения

Кол-во
учебных
предметов
и коррекц.развив.
курсов

Показатели общей динамики по
преподаваемым учебным
предметам (%)
Сформир.
Недостат.
Несформ.
сформир.
навыки
навыки
навыки
(СН)
(НН)
(НСН)

Процент
освоения
СИПР по
предметам
(СН+НСН)

...

VI. Сроки отчетности
Документации оформляется в течении всего учебного года в соответствии с указанным срокам:
- Начальный период (диагностика) - сентябрь-октябрь;
- Текущая аттестация – январь;
- Промежуточная аттестация – апрель-май;
- Итоговая аттестация – по окончанию обучения в Школе. Во всех протоколах указываются
инициалы оформляющих специалистов, подпись и дата заполнения. После этого документы
передаются на утверждение администрации.

8

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 12.10.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(38253) 25-1-20

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».