Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средневасюганская средняя общеобразовательная школа»
Индивидуальный учебный план
для обучающегося 3 класса с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
на 2023-2024 учебный год
2023
1. Пояснительная записка
Учебный план МКОУ «Средневасюганская СОШ» АООП (вариант 2) для
обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития обеспечивает
введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем
нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав и структуру
образовательных областей, учебных предметов по годам обучения.
Учебный план МКОУ «Средневасюганская СОШ» АООП – нормативный правовой
документ, устанавливающий перечень учебных предметов, курсов, дисциплин и объем
учебного времени, отводимого на их изучение по классам (годам) обучения.
Учебный план школы отражает цели и задачи АООП (2 вариант) образовательной
организации, ориентированной на достижение учащимися личностных и предметных
результатов в соответствии с требованиями ФГОС.
Учебный план определяет основные образовательные направления, перечень
учебных и предметов их распределение по годам обучения с учётом специфики обучения
умственно отсталых обучающихся.
Основными целями обучения являются: обеспечение достижения детьми
образовательного стандарта, обеспечение их оптимальной социальной интеграции,
сохранение и укрепление здоровья больных детей, адаптация обучающихся к
жизни в обществе.
Учитывая особенности психофизического развития и возможности ребёнка,
сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера
течения заболевания, был составлен индивидуальный учебный план, который направлен
на общее развитие учащихся, коррекцию недостатков их познавательной деятельности и
личностных качеств с учётом индивидуальных возможностей ученика на различных
этапах обучения.
Учебный план обеспечивает возможность обучения на государственных языках
субъектов Российской Федерации, а также возможность их изучения, в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, и
устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам)
обучения. Обязательная часть АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми и
множественными нарушениями развития составляет не менее 60%, а часть, формируемая
участниками образовательных отношений, не более 40% от общего объема АООП.
В отдельных случаях соотношение объема обязательной части СИПР и части,
формируемой участниками образовательных отношений, определяется индивидуальными
образовательными возможностями обучающегося.
I – обязательная часть, включает:
-шесть предметных областей, представленных десятью учебными предметами;
-коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем-логопедом, учителем
II – часть, формируемая участниками образовательных отношений, включает: коррекционные курсы, учебные предметы, проводимые различными специалистами;
III – Внеурочная деятельность, в том числе: коррекционные курсы.
Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации
содержания предметных областей
Предметная область: Язык и речевая практика
Реализуется через предмет «Речь и альтернативная коммуникация» в количестве 4-х часов в
неделю в 3 классе за счет переноса 2-х часов из части, формируемой участниками
образовательных отношений
Основные задачи реализации содержания:
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного
опыта ребенка. Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических
знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),
неспецифических жестов.
Пользование воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы,
персональные компьютеры и другие). Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и
завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства
коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения. Умение пользоваться доступными
средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения
соответствующих возрасту житейских задач. Обучение глобальному чтению в доступных
ребенку пределах, формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование
с образца отдельных букв, слогов или слов; развитие предпосылок к осмысленному чтению и
письму; овладение чтением и письмом на доступном уровне.
Предметная область «Математика»
Реализуется через предмет «Математические представления» в количестве 4-х часов в
неделю в 3 классе за счет переноса 2-х часов из части, формируемой участниками
образовательных отношений
Основные задачи реализации содержания:
Формирование элементарных математических представлений о форме, величине,
количественных (дочисловых), пространственных, временных представлениях.
Формирование представлений о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа
в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на
наглядность. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при
решении соответствующих возрасту житейских задач.
Предметная область «Окружающий мир»
Реализуется через предметы: «Окружающий природный мир» в количестве 2-х часов в
неделю в 3 классе, «Человек» в количестве 2-х часов в неделю в 3 классе, «Домоводство»
в количестве 1-ого часа в неделю в 3 классе, «Окружающий социальный мир» в
количестве 1 часа в неделю в 3 классе.
Основные задачи реализации содержания:
«Окружающий природный мир»:
Формирование представлений о явлениях и объектах неживой природы, смене времен
года и соответствующих сезонных изменениях в
природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
Формирование представлений о животном и растительном мире, их значении в жизни
человека.
«Человек». Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением
первоочередных потребностей: прием пищи, туалет, гигиена тела, одевание (раздевание).
Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, особенностям и
ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными
процедурами. Представления о своей семье, о взаимоотношениях в семье.
«Домоводство». Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения
(обязанности), связанные с уборкой помещений, с уходом за вещами; участие в покупке
продуктов, в ходе приготовления пищи, в сервировке и уборке столов.
«Окружающий социальный мир». Формирование первоначальных представлений о
мире,
созданном человеком: о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах, о
транспорте и т.д. Усвоение правил безопасного поведения в помещении и на улице.
Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о
социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. Развитие
межличностных и групповых отношений. Накопление положительного опыта
сотрудничества и участия в общественной жизни. Формирование представлений об
обязанностях и правах ребенка. Представление о своей стране (Россия).
Предметная область «Искусство»
Реализуется через предметы: «Музыка и движение» в количестве 2-х часов в неделю в 3
классе; «Изобразительная деятельность» в количестве 3-х часов в неделю в 3 классе.
Основные задачи реализации содержания:
Музыка и движение. Накопление впечатлений и формирование интереса к доступным
видам музыкального искусства. Развитие слуховых и двигательных восприятий,
танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игры на доступных музыкальных
инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в ходе музыкальных
занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений.
Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.
Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация). Накопление
впечатлений и формирование интереса к доступным видам изобразительного искусства.
Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво - не красиво) в
практической жизни и их использование в организации обыденной жизни и праздника.
Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, рисование,
аппликация; использование различных изобразительных технологий. Развитие
способности к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности. Накопление
опыта самовыражения в ходе изобразительной деятельности.
Предметная область «Физическая культура»
Реализуется через предмет «Адаптивная физическая культура» в количестве 2-х часов в
неделю в 3 классе.
Основные задачи реализации содержания:
Адаптивная физическая культура. Развитие восприятия собственного тела, осознание
своих физических возможностей и ограничений. Освоение доступных способов
передвижения (в том числе с использованием технических средств). Соотнесение
самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и
независимостью. Формирование двигательных навыков, координации движений,
физических качеств. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности:
велосипедная езда, ходьба на лыжах, спортивные и подвижные игры, туризм и других.
Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими
обязательными коррекционными курсами в 3 классе:
«Сенсорное развитие» в количестве 2-х часов в неделю, "Предметно-практические
действия» в количестве 1-ого часа в неделю, «Двигательное развитие» в количестве 1-ого
часа в неделю, «Альтернативная коммуникация» в количестве 2-х часов в неделю,
«Коррекционно-развивающие занятия» в количестве 2-х часов в неделю.
Коррекционный курс «Сенсорное развитие»
Основные задачи реализации
содержания: Обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое
воздействие на различные анализаторы. Развитие зрительного, слухового, тактильного,
кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и вкуса как пропедевтика
формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной
деятельности.
Коррекционный курс «Предметно-практические действия».
Основные задачи реализации содержания:
Формирование интереса к предметному рукотворному миру; освоение простых действий с
предметами и материалами; умение следовать определенному порядку (алгоритму,
расписанию) при выполнении предметных действий.
Овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой
для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой
деятельности.
Коррекционный курс «Двигательное развитие».
Основные задачи реализации содержания:
Мотивация двигательной активности; поддержка и развитие имеющихся движений,
расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений.
Обучение переходу из одной позы в другую; освоение новых способов передвижения
(включая передвижение с помощью технических средств реабилитации); формирование
функциональных двигательных навыков; развитие функции руки, в том числе мелкой
моторики; формирование ориентировки в пространстве; обогащение сенсомоторного
опыта.
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация».
Основные задачи реализации содержания:
Освоение доступных средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста,
предмета, графического изображения, знаковой системы. Освоение таблицы букв,
карточек с напечатанными словами, набора букв как средства коммуникации.
Составление коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей для общения в
школе, дома и в других местах. Освоение технических коммуникативных устройств.
Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия».
Основные задачи реализации содержания:
Коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы.
Формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму
проявлений деструктивного поведения: крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и
другое. Коррекция речевых расстройств и нарушений коммуникации. Дополнительная
помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для
обучающихся особенно трудными. Развитие индивидуальных способностей
обучающихся, их творческого потенциала.
в целях обеспечения индивидуальных особенностей обучающихся часть учебного плана,
формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает введение
учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей
обучающихся обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии.
Продолжительность
коррекционного
занятия
варьируется
с
учетом
психофизического состояния ребенка до 25 минут.
Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы
(на междисциплинарной основе). Она объединяет разных специалистов, осуществляющих
образовательную деятельность и развитие ребенка. К аттестации обучающегося
привлекаются члены его семьи. Задачей экспертной группы является выработка
согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой
служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности.
Результаты анализа должны быть представлены в удобной и понятной всем членам
группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.
По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения
составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается
динамика развития его жизненных компетенций.
В процессе освоения АООП сохраняется возможность перехода, обучающегося с
одного варианта АООП на другой. Основанием для этого является заключение ПМПК.
Перевод обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с
одного варианта программы на другой осуществляется организацией на основании
комплексной оценки результатов освоения АООП по рекомендации ПМПК и с учетом
мнения
родителей
(законных
представителей)
в
порядке,
установленном
законодательством Российской Федерации.
Промежуточная (годовая) аттестация осуществляется в конце учебного года с 17
апреля по 19 мая по всем предметам учебного плана и представляет собой оценку
результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам
учебного года (зачёт/незачёт).
Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 2) обучающихся
I доп., I - IV классов
Предметные области
Учебные предметы
Количество часов
Классы I доп. I
Всего
II III IV
Обязательная часть
1. Язык и речевая практика
Речь и альтернативная
коммуникация
3
3
3
2
2
13
2. Математика
Математические представления
2
2
2
2
2
10
Окружающий природный мир
2
2
2
2
2
10
Человек
2
2
2
2
2
10
Домоводство
-
-
-
1
1
2
Окружающий социальный мир
1
1
1
1
1
5
Музыка и движение
2
2
2
2
2
10
Изобразительная деятельность
3
3
3
3
3
15
5. Физическая культура
Адаптивная физкультура
2
2
2
2
2
10
6. Технология
Профильный труд
-
-
-
-
-
-
3. Окружающий мир
4. Искусство
Итого
17
17 17 17
17
85
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
4
4
6
6
30
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)
21
21 23 23
23
111
Внеурочная деятельность, в том числе
10
10 10 10
10
50
Коррекционные курсы:
6
6
6
6
6
30
1. Сенсорное развитие
2
2
2
2
2
10
2. Предметно-практические действия
1
1
1
1
1
5
3. Двигательное развитие
1
1
1
1
1
5
4. Альтернативная коммуникация
2
2
2
2
2
10
Внеурочная деятельность (по направлениям)
4
4
4
4
4
20
6
Индивидуальный учебный план АООП (вариант 2)
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
3 класса на 2023-2024 учебный год
Предметные области
Учебные
предметы
I. Обязательная часть
1. Язык и речевая практика
2. Математика
3. Окружающий мир
4. Искусство
1.1 Речь и альтернативная
коммуникация
2.1.Математические представления
3.1 Окружающий природный мир
3.2 Человек
3.3 Домоводство
3.4. Окружающий социальный мир
4.1 Музыка и движение
4.2 Изобразительная деятельность
5.1 Адаптивная физкультура
6.1 Профильный труд
5. Физическая культура
6. Технологии
Итого
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)
II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Коррекционно-развивающие занятия
Речь и альтернативная коммуникация
Математические представления
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной
неделе)
Внеурочная деятельность, в том числе
Коррекционные курсы:
1. Сенсорное развитие
2. Предметно-практические действия
3. Двигательное развитие
4. Альтернативная коммуникация
Внеурочная деятельность:
Спортивно-оздоровительное
Нравственное
Познавательное
Творческое
Количество часов
в неделю
3 класс
2
2
2
2
1
1
2
3
2
17
23
6
2
2
2
23
10
6
2
1
1
2
4
1
1
1
1
33
Мониторинг возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания за
полугодие (год)
Оценка результативности
Образовательные области и предметы/ критерии оценки
результатов обучения и воспитания ребенка на определенный освоения СИПР
учебный период (полгода, год))
Качественное Количественн
обозначение
ый показатель
1.1 Речь и альтернативная коммуникация
2.1.Математические представления
3.1 Окружающий природный мир
3.2 Человек
3.3 Домоводство
3.4. Окружающий социальный мир
4.1 Музыка и движение
4.2 Изобразительная деятельность
5.1 Адаптивная физкультура
7. Коррекционно-развивающие занятия
Содержание и порядок проведения аттестации, критерии.
Умения:
Выполняет задание самостоятельно (без ошибок)
Выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки
Выполняет задание по образцу (подражанию)
Выполняет задание по последовательной инструкции
Выполняет задание с частичной физической помощью
Выполняет задание с высокой степенью физической помощи
Не выполняет задание
Представления:
Узнает объект (по возможности называет)
Нестабильно узнает объект
Не узнает объект
Отношение к деятельности:
Положительная реакция
Нейтральная реакция
Негативная реакция
Итого количественный показатель:
План внеурочной деятельности
для обучающегося 3 класса с УО вариант 2
на 2023-2024 учебный год
Цели внеурочной деятельности:
- создание условий для достижения обучающимся необходимого для жизни в обществе
социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей;
Задачи внеурочной деятельности:
развитие творческих способностей, обучающихся;
развитие интересов, склонностей, способностей, обучающихся к различным видам
деятельности;
создание условий для развития индивидуальности ребенка;
формирование умений, навыков в выбранном виде деятельности;
воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности
и настойчивости в достижении результата;
создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
приобретение опыта общения, взаимодействия с разными людьми, сотрудничества,
расширение рамок общения в социуме, контактов, обучающихся с обычно
развивающимися сверстниками. развитие физических качеств, формирование
представлений о здоровом образе жизни.
Направления внеурочной деятельности:
социально-эмоциональное,
спортивно-оздоровительное,
творческое,
нравственное,
познавательное,
общекультурное.
Содержание и формы внеурочной деятельности по направлениям
Социально-эмоционального направление
Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в
условиях конкретного общества. В качестве конечной цели образования детей с
умственной
отсталостью выдвигается их социальная интеграция. Данное направление реализуется
программой внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремесла народов России»
в количестве 1 часа в неделю. Формы организации занятий: Игры, экскурсии, поисковые
исследования, праздники. Вид деятельности: досугово- развлекательная, познавательная.
Спортивно-оздоровительное направление
Основным принципом реализации спортивно-оздоровительной работы является
коррекционная направленность, основанная на индивидуальном подходе к обучающимся
и использовании средств физической культуры. Данное направление реализуется
программой внеурочной деятельности «Спортландия» в количестве 1 часа в неделю.
Формы организации занятий: Игры, эстафеты, спортивные конкурсы. Вид деятельности:
игровая.
Нравственное направление
Задачи нравственного развития обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) классифицированы по направлениям, каждое из
которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон
духовно-нравственного развития личности гражданина России. Данное направление
реализуется программой внеурочной деятельности «Этика: Азбука добра» в количестве 1
часа в неделю. Формы организации занятий: Круглый стол, диспут. Вид деятельности:
проблемно-ценностное общение.
Познавательное направление
Познавательное направление внеурочной деятельности предполагает: формирование у
обучающихся интеллектуальных умений, способности наблюдать, сравнивать, обобщать,
устанавливать
закономерности,
рассуждать;
формирование
пространственных
представлений, пространственного воображения, повышение уровня познавательной
активности, расширение кругозора, имеющихся знаний и представлений об окружающем
мире. Данное направление реализуется программой внеурочной деятельности «Мир вокруг
меня…» в количестве 1 часа в неделю. Формы внеурочной деятельности познавательного
направления: конкурсы, викторины, игры, беседы, просмотр мультфильмов, презентаций,
чтение и обсуждение книг.
Общекультурное направление
Общекультурное направление предполагает развитие эмоциональной сферы ребенка,
чувства прекрасного, творческих способностей; формирование коммуникативной,
общекультурной компетенций; овладение учащимися навыками продуктивной,
индивидуальной и коллективной деятельности; овладение навыками межличностного
общения. Данное направление реализуется программой внеурочной деятельности
«Палитра» в количестве 1 часа в неделю. Формы организации занятий: Беседа,
практическая деятельность. Вид деятельности: художественное творчество. Формы
представления результатов: Выставка творческих работ