РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Экология»
для обучающихся 1класса
Учитель: Кононенко Н.Н.
с. Средний Васюган 2023
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности в 1-4 классах по ФГОС “ Экология”
составлена по экологии и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей
ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями,
зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными
объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об
окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе
развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья
детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект
современной культуры. Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений,
доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и
состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно.
Осознание ребёнком, что биосфера – это не только человек, но и всё многообразие живой
материи, являющейся непременным условием не просто существования, но и развития
человечества. Природу нужно изучить экосистемно, начиная с наиболее простых, близко
расположенных (сад, река, поле) и кончая всеми обитателями земного шара – единым
всеобъемлющим сообществом. Поэтому форма организации знаний в данной программе
построена от простого к сложному, от наблюдений к рассуждению.
Программа «Экология» представляет вариант программы внеурочной деятельности
младших школьников. Программа кружка внеурочной деятельности предназначена для 14 классов начальной школы и рассчитана на 4 года (68 часов): 1 -4 класс- 17ч . (1 занятие в
неделю). Преподавание кружка основано на получении учащимися знаний и навыков в
области экологии.
Программа составлена по двум направлениям: в 1-2 классах - познавательноэкологическое; в 3-4 классах - исследовательско-экологическое.
В основе программы лежит принцип научности, принцип доступности, принцип
преемственности. Ориентиром в структурировании содержания программы служит
принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины
живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в
которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая
природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища. Принцип
гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление
условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип
преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне
формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое
жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?
Цель программы: Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека,
уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию
человечества.
Задачи программы:
1. Формирование у школьников знания основ экологии;
2. Научить использовать полученные знания об экологии;
3. Обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;
4. Сформировать умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить
вреда окружающей среде;
5. Воспитать чувство бережного отношения к природе.
Ожидаемые результаты реализации мероприятий программы:
Повышение уровня экологической грамотности;
Повышение уровня социальной активности учащихся;
В младшем школьном возрасте формируются основы нравственно-экологической позиции
личности.
Базовым в развитии экологической культуры младшего школьника выступает уровень,
приобретённый им в дошкольном возрасте.
Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия
человека с природой.
Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.
Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса,
луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной Книге; природе
родного края.
Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей
среды и жизнью живых организмов.
Делать элементарные выводы и умозаключения.
Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и
их использованием.
Определять происхождение рукотворных предметов.
Основные направления программы экологического воспитания основаны на четырех
направлениях работы:
познавательном;
творческом;
практическом;
исследовательском.
Познавательное направление включает цикл познавательных мероприятий
(используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли,
викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний
младших школьников.
Творческое направление работы ставит целью знакомство учащихся начальных
классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на
эти компоненты в игровой занимательной форме: это театрализованные представления
на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры,
игры-путешествия.
Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края,
связанное с практическими делами (практическое направление работы) посадкой
деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса,
подкормкой птиц, способствует привитию бережного отношения младших школьников к
родной природе.
Исследовательское направление осуществляется в рамках следующих мероприятий:
экскурсий, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию
мышления, анализу полученных результатов.
В процессе реализации программы личный опыт ребёнка пополняется новым
содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным
вкладом в улучшение её состояния; осознанным соблюдением норм и правил поведения в
окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного
мира; использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически
ориентированной деятельности; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в
различных видах творчества.
Содержание программы для 1 класса
1 раздел – “Я и природа”
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры,
осознанного отношения к природе. В ребенка закладывается первоначальное понимание
некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо,
нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, потребляющий
природу и по возможности восстанавливающий ее богатства.
Демонстрация: правила поведения на природе, картины русских и татарских художников
о природе.
Практическая деятельность: экскурсия, наблюдение за живой и неживой природой.
2 раздел – “Братья наши меньшие”
Учитесь жалеть. Дети учатся общаться, ухаживать за братьями меньшими. Наблюдения за
домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности,
взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес.
Демонстрация: Н. Пожарицкая “Путешествие к домашним животным”
Практическая деятельность: уход за домашними питомцами.
3 раздел – “Пернатые друзья”
В этом разделе программы дети учатся различать птиц, часто встречающихся в нашей
местности. Отводится время на наблюдение за поведением птиц, чтению стихов,
рассказов, разгадыванию загадок.
Демонстрация: С. Радзиевская “Круглый год”, В. Бианки “Терентий – тетерев”. И.Рахимов
“Иллюстрированный справочник по птицам”.
Практическая деятельность: изготовление кормушек для птиц, исследовательская работа
“Синицы… “полезные” или “вредные” птицы?”.
4 раздел – “Путешествие в мир леса”
Наблюдения за растениями и животными. В лесу можно найти много примеров,
подтверждающих взаимосвязь растений и животных.
Демонстрация: В.Бианки “Рассказы и сказки” М.Пришвин “Разговор деревьев”. А.Сладков
“Азбука леса”.
Практическая деятельность: экскурсии в зимний лес и в Балейский лесхоз.
5 раздел – “Экологическая тропа”
Дети изучают редкие и исчезающие виды растений и животных Забайкалья, родники
своей местности.
Демонстрация: Красная книга Забайкалья.
Практическая деятельность: рисование.
6 раздел – “Зимний сад на окне”
В народе говорят, что комнатные растения цветут только в том доме, где царит мир и
любовь между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник в доме, в классе – это
показатель хорошей атмосферы в помещении. Дети учатся выращивать и ухаживать за
растениями. Проводят опыты и занимаются исследовательской работой о влиянии света
на рост комнатных растений.
Демонстрация: ростки хлорофитума, горшки, земля.
Практическая деятельность: выращивание хлорофитумов.
7 раздел – “В мастерской художницы зимы”
Мы рисуем зиму.
Демонстрация: картина И.Левитана “Золотая осень”, альбом для рисования, цветные
карандаши, акварельные краски.
Практическая деятельность: конкурс рисунков.
8 раздел – “Загадки животного мира”
Демонстрация: Ф.Ибрагимова “Красота природы”.
Практическая деятельность: сбор информации о диких утках, клестах, оформление
выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
9 раздел – “Секреты неживой природы”
Сколько интересного происходит с явлениями природы. Здесь дети раскроют секреты
неживой природы.
Демонстрация: глобус, теллурий.
Практическая деятельность: игра “День и ночь”.
Тематическое планирование занятий
№
п/п
Раздел. Тема занятия
Я и природа
Кол.
часов
Дата
3
план факт.
1 Экологическая тропа осенней экскурсии
1
2 Как вести себя на природе
1
3 Пр. занятие. Творческая мастерская. Осенняя гостиная
1
Братья наши меньшие
3
4 Домашние животные. Кроссворд “Кто есть кто?”
1
5 Чем мы кормим домашних животных
1
6 Как ухаживать за своим питомцем
1
Пернатые друзья
2
7 Местные виды птиц
1
8 Столовая для птиц. Изготовление кормушек
1
9 Экологическая викторина “Птицы – наши друзья”
Путешествие в мир леса
3
10 Следы на снегу
1
11 Лес и наше здоровье. Дары леса
1
12 Природа – источник творческого вдохновения
1
Экологическая тропа
13 Редкие и исчезающие виды растений и животных
Томской области
1
1
Зимний сад на окне
1
14 Комнатные растения.
1
В мастерской художницы Зимы
15 “Красавица - Зима”. Конкурс рисунков
Загадки животного мира
16 Это интересно! Сбор информации о клестах
Секреты неживой природы
1
1
1
1
1
17 Смена дня и ночи. Смена времен года
Итого
1
17
Содержание программы для 2 класса
1 раздел – “Войду в природу другом”
Природа – колыбель наша. У истоков природы.
Демонстрация: осенние приметы.
Практическая деятельность: экскурсия в природу.
2 раздел – “О чем поют птицы”
Какой же лес без гомона птиц? О чем же они поют? Почему в лесу нужно соблюдать
тишину?
Демонстрация: аудиозапись “Голоса птиц”, И.Рахимов, А.Аринина “Птицы наших лесов”,
Сказки-несказки. В.Бианки и Э.Шима.
Практическая деятельность: викторина “Птицы наши друзья”.
3 раздел – “О грибах и не только”
Удивительный мир грибов. Грибы на службе у человека. Что такое “тихая охота”?
Демонстрация: Н.Архипова “О грибах и не только”, стихи Е.Телегиной, В.Левановского,
В.Лифшица, муляжи грибов.
Практическая деятельность: КВН “Грибы – это грибы”, составление альбома о грибах.
4 раздел – “Жизнь на водоемах”
Течет река, бежит ручей… Как зимуют, чем питаются рыбы, раки, бобры и другие
обитатели водоемов?
Демонстрация: С.Радзиевская “Круглый год”.
Практическая деятельность: видеофильм о бобрах.
5 раздел – “Удивительный мир бабочек”
Красота спасет мир. Давайте, учиться радоваться красоте и беречь ее!
Демонстрация: А.Ильясова, Т.Яковенко “Удивительный мир бабочек”.
Практическая деятельность: выставка рисунков.
6 раздел – “Явления природы”
Гремит гром, сверкает молния. А почему? Все хотим знать.
Демонстрация: справочное бюро “Почемучка”, Ф.Ибрагимова “Красота природы”.
Практическая деятельность: экскурсия.
Тематическое планирование занятий
№
Раздел. Тема занятия
Кол.
Дата
п/п
часов
В гостях у природы
4
1 Что такое “экология”? Путешествие в лесную школу
1
2 Ель – кормилица. Лесной час
1
3 Почемучкины книжки
1
4 Умеешь ли ты видеть необычное в обычном. Поделки из
природных материалов
1
Пернатые – наши друзья
план факт
3
5. Ястреб-тетеревятник – самый быстрый и грозный охотник леса
1
6. Горлица – лесной голубок
1
7. Кукушка – хитрая птица
8. Лесной доктор – большой пестрый дятел. Экскурсия
9. Филин – самый крупный из наших сов
О грибах и не только
1
2
10. Съедобные и несъедобные грибы
1
11. Грибы, выращенные на грядке и растущие на деревьях
1
Жизнь на водоемах
5
12. Рыбы. Рыбий язык
1
13. Аквариумные рыбки
1
14. Неуклюжий рак. Где он зимуют?
1
Оригами. «Рыбки в аквариуме»
Удивительный мир насекомых
15. Бабочки, занесенные в Красную книгу Забайкалья
Хочу все знать. Об интересных явлениях природы
3
1
3
16. Гроза… Гремит гром, сверкает молния. Как и почему?
1
17. Снег. Лед. Вода. Их свойства. Причины загрязнения. Исслед.
работа
1
Содержание программы для 3 класса
1 раздел “Я - юный исследователь и следопыт”.
Что означает слово “исследователь”? Что делает следопыт? Знакомство с оборудованием,
необходимым для работы в природе. Компас, лупа, полевой дневник. Журнал
инструктажа по технике безопасности.
Демонстрация: полевой журнал для записей наблюдений. Микроскоп из пластикового
стаканчика.
Экскурсия в парк. “Разноцветная ярмарка.
Практическая деятельность: проведение инструктажа.
Творческая работа: сочинение “Осень.. . Очей очарованья”.
2 раздел. “Лес - верный друг человека”.
Учёный-эколог Франко Тасси и его “10 заповедей друзей леса”. Структура леса,типы.
Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса. Тайга. “Лесные этажи”. Экологическая
ценность лесов. Разновидность деревьев в лесу.
Демонстрация: “10 заповедей друзей леса”. Произведения писателей и поэтов на тему
“Лес”. Плакаты. Видеофильм “Тайны деревьев”.
Экологическая экскурсия в лес.
Практическая деятельность: сбор материалов, шишек, коряги.
Исследовательская работа: “Шишки еловые, шишки сосновые”. (Общие и различия).
Творческая деятельность: “В лесной мастерской” (поделки из природных материалов).
3 раздел. “Лесные пожары”.
Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. Причины экологических
проблем. Что зависит от каждого из нас. Чем страшен клещевой энцефалит?
Демонстрация: видеофильм “Лесные пожары”.
Практическая деятельность: составление памятки “Как вести себя в лесу”. Как уберечься
от беды?
4 раздел. “Достучаться до каждого сердца”.
“Зелёный щит” нуждается в защите. Закон об охране живой природы Томской оласти.
Территория, богатства. Разновидности живой природы, занесённые в Красную книгу. Роль
заказника в экологическом воспитании будущего поколения. Фотоснимки интересных
животных и птиц. Красная книга Томской области.
5 раздел. “Зелёная аптека матери - природы”.
Лекарственные растения нашей местности. Места произрастания лекарственных растений.
Способы приготовления отваров при различных заболеваниях (при простуде, витаминный
чай). Правила сбора лекарственных растений. Чудодейственный чай природный: мята,
душица, зверобой, шиповник, цикорий, иван-чай и другие.
Демонстрации: Иллюстрации лекарственных растений и демонстрация засушенных
лекарственных растений, собранных учащимися.
Экскурсия в лес, в парк. Сбор лекарственных трав.
Практическая деятельность: запись рецептов и изготовление отваров из лекарственных
трав.
6 раздел. “Земля - наш общий дом”.
Наш дом - планета Земля. Защита Земли, её разнообразия и красоты - священный долг
каждого человека. Что означает слово “Хартия Земли”. Как и зачем создали Хартию
Земли? Хартия Земли - это декларация фундаментальных принципов для построения
справедливого, устойчивого и мирного глобального сообщества в 21 веке. Основные
положения: уважение к Земле и ко всему живому, забота о животном мире с чувством
понимания, сострадания и любви, сохранять богатство и красоту Земли для настоящего и
будущих поколений. Экологическая целостность
Демонстрация: “Хартия Земли” (учебное пособие). Плакаты. Цветные иллюстрации.
Словарь.
Творческая работа: сочинения на тему “Какая будет Земля через 25 лет?”, “Мы - будущее
планеты Земле”, “Чтобы спокойно жить на земле”. Создание рекламных роликов на
экономное использование воды (особенно летом) и электроэнергию.
Фотоконкурс “Остановись, мгновение… Ты прекрасна!” (фотоснимки родного края).
8 раздел. “В здоровом теле - здоровый дух”. (3 часа)
Что нужно для сохранения здоровья? Жизненные потребности человека. Пища и энергия.
Витамины и их источники. Физический труд и отдых. Закаливание организма. Вредные
привычки. Как устранить “вредных”…
Демонстрация: Видеоматериал “Витамины от слова “вита”.
Экскурсия: культпоходы на лыжах, пешком.
Практическая деятельность: физкультминутки, динамические паузы. Подвижные игры.
Заполнение карты “Листок здоровья”. Летний отдых.
Тематическое планирование занятий
№
п/п
Раздел. Тема занятия.
Я - юный исследователь и следопыт
1. “Исследуем, проверяем, ищем и находим…”
2. Творческая работа- сочинение “Осень… Очей очарованье”.
Лес - верный друг человека
3. Лёгкие нашей планеты
4. Шишки еловые, шишки сосновые (наблюдение и исследование).
5. Творим чудеса своими руками
Лесные пожары
6. Самое страшное – это пожар
Достучаться до каждого сердца.
7. Чудо природы - заповедники
. Деловая игра
8 За щитом Красной книги (изучение фауну и флору, занесённую
в Красную книгу). Составление списка растений и птиц.
9. Родничок мой, родник, дай воды напиться
10. Если хочешь жить долго - посади дерево
Зелёная чайная матери- природы
11. В гостях у «фитодара»
Земля - наш общий дом
12. Хартия Земли - спасение нашей планеты
13. Экономика должна быть экономной (рекламные ролики)
14 Фотоконкурс “Остановись, мгновение! Ты прекрасна!”
В здоровом теле - здоровый дух.
15. Хлеб - всему голова! (Здоровая пища)
16. Бери рюкзак, пошли … (культпоходы)
17. Солнце, воздух и вода (подвижные игры на свежем воздухе)
Итого
Кол.
Дата
часов План.Факт.
2
1
1
3
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
17
Содержание программы для 4 класса
1 раздел. “Мы живем на Земле”.
Что такое Галактика? Планеты, звезды, самые яркие звезды. Созвездия. Солнце и
Солнечная система. Луна - спутник Земли. Лунный календарь (лунные фазы). Влияние
лунного календаря на здоровье человека
Демонстрация: видеофильм “Наша Вселенная”. Книга “Атлас Земли”, “Только факты”.
(Ридерз Дайджест”)
Практическая деятельность: наблюдение за Луной.
2 раздел. “Земля - планета Солнечной системы”.
Размеры Планеты Земля. Что внутри Земли? Строение Земли. Вулканы и землетрясения.
Сокровища недр. День и ночь. Экология планеты земля.
Демонстрация: картина “Последний день Помпея”. Раздаточный материал - полезные
ископаемые
Практическая деятельность: викторина “В гостях у хозяйки медной горы”.
3 раздел. “И на север и на юг …”.
Стороны света: север, юг, восток, запад. Глобус, карта. Экватор. Полюсы. Определение
сторон света по звёздам
Демонстрация: глобус, карты разного типа, компас. Глобус ,сделанный выдающимся
татарским просветителем, учёным Каюмым Насри.
Практическая деятельность: “Если ты заблудился в лесу” (как можно ориентироваться на
местности при отсутствии компаса). Составление схему карту своего края или села.
Исследовательская работа: “Исследуем ночное небо”.
4 раздел. “Воздушная подушка нашей планеты”.
Атмосфера Земли. Слои атмосферы. Защитная способность атмосферы. Озоновой слой и
влияние его на экологию нашей земли. Атмосферные явления - полярное сияние, радуга.
Космическое пространство. Первые шаги в космосе. Человек в космосе. Притяжение
земли. Наши космонавты. Если жизнь на Марсе. Фантастика и реальность.
Демонстрация: видеофильм “Человек в космосе”. Альбом про космонавтов.
Практическая деятельность: конкурс рисунков “Самая, самая…радуга”.
5 раздел. “У природы нет плохой погоды”.
Вращение Земли вокруг Солнца. Смена времён года. Изменения в природе. Температура
воздуха. Откуда берутся снег и дождь? Вода - наше богатство. Живая и мёртвая вода.
Запас питьевой воды. Экология водных ресурсов. Гром и молния. Облака. Ветер и шкала
Бофорта. Ураганы и торнадо. Как уберечься от бедствий?
Демонстрация: таблица смены времён года, термометр. Дневник наблюдений прогноза
погоды. Телевизионный просмотр прогноза погоды.
Экскурсия: лыжный поход в зимний лес.
6 раздел. “Моя родословная”.
Семья, члены семьи. Информация обо всех родственниках. История происхождения имен
и фамилий в вашей семье. Традиции семьи. Генеалогическое древо. Лента времени жизни.
Практическая деятельность: сбор информации обо всех родственниках, составление
таблицы. Конкурс “Моя родословная”.
Поисковая работа: “Тайны наших имён”.
Тематическое планирование занятий
№
1
2.
3.
4.
5
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Раздел. Тема занятия
Кол.
Дата
часов ПланФакт
Вселенная и наша планета
2
Вводное занятие “…Да откроются тайны необъятного Мира!” Что за
1
слово “вселенная”? Где край Земли?
Луна - спутник Земли. Солнечный и лунный календари. Осенние и
1
весенние работы в саду в огороде.
Земля - планета Солнечной системы
2
Солнечный круг, небо вокруг (просмотр видеофильма)
1
Изучение полезных ископаемых “Откуда берется нефть?”.
1
Экологические проблемы нефтяной промышленности
И на север и на юг…
2
Глобус - макет планеты Земля. Краткое ознакомление с мифами о
1
сотворении мира.
Экскурсия в лес. “Если ты заблудился в лесу” (ориентация на
1
местности без компаса)
Воздушная подушка нашей планеты
2
Сколько этажей у неба? Вредна ли озоновая дыра?
1
Практ. занятие. Конкурс рисунков “Самая, самая ….радуга-дуга”.
1
У природы нет плохой погоды
3
У костра месяцев - братцев. (Смена времён года). Откуда что берётся?
1
Прогноз погоды на сегодня (практ. занятие). Влияние погодных
1
условий на развитие народного хозяйства.
Каждый человек имеет право….! (Интеллектуальная игра)
1
Моя родословная
6
Вот моя деревня, вот мой дом родной! (Творческие работы)
1
Это моя семья. Информация обо всех родственниках.
1
14 Поисковая работа “Что в имени твоём?” (история вашего имени)
15 Это моя семья. Информация обо всех родственниках.
16,17Практическая деятельность “Моя родословная”. (Составление
генеологического древа своей семьи)
Ожидаемые результаты:
Предметные результаты:
1
1
2
– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких
и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые,
рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения
экологической допустимости.
Личностные результаты:
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей
среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные:
– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск
информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.
Информационные ресурсы
Для педагога:
1. Академия педагогических наук СССР. Что такое? Кто такой? Москва. Изд.
“Педагогика”. 1975..
2. Министерство экологии и природных ресурсов РТ АН. Красная книга РТК.: “Иделпресс”, 2 Культура здоровой жизни. Спецвыпуск. 2003 г.
3. Ридерз Дайджест. Только факты. (Справочник для всей семьи).
4. Рыжова Н.А. “Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники). М.
2006.
Для учащихся:
1. Архипова Н.С. “О грибах и не только”. К.:ООО “Фолиантъ”, 2008.
2. Бианки В.В. “Терентий – тетерев”, “Рассказы и сказки”.
3. Большой географический Атлас школьника. М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2005.
4. Гавеман. А. В. Лес. Москва. Детгиз. 1959.
5. Детские развивающие и познавательные журналы.
6. Ибрагимова Ф.З. Красота природы. Книга для дополнительного чтения для нач.
классов общеобразовательной школы. – К.: Магариф, 2002.
7. Ильясова Д.А., Яковенко Т.В. “Удивительный мир бабочек” К.: “Фолиантъ”, 2008.
8. Толстой.Л.Н. “Рассказы о животных” М.: Детская литература, 1984.
9. Лях В. И. Физкультура - мой друг. . “Идель-Пресс”. 2006.
10. Мамин-Сибиряк Д.Н. “Серая Шейка” М.: Детская литература, 1982.
11. Минакова Е.А. “Экология для малышей”. К.: “Фолиантъ”, 2008.
12. Пришвин М.М. “Разговор деревьев”.
13. Паустовский К.Г. “Повесть о лесах” М.: Детская литература, 1982.
14. Рахимов И., Аринина А. “Птицы наших лесов” К.: “Фолиантъ”, 2008
15. Светлова Инна. Атлас Земли. Москва. “Эксмо”. 2007.
16. Хасанов Г.Х. “Времена года” (повести и рассказы) К.: Тат. книжное издательство,
1991.
Литература
1. Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права: Книга для учащихся нач. классов.
М. Изд-во “Вита-Пресс”. 1996.
2. Шаехов Д.М. Откуда дует ветер. 2008.
3. Шакирова Т.Р. Птицы. 2007.