Рабочая программа курса внеурочной деятельности Экология 1-4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Экология»
для обучающихся 1класса

Учитель: Кононенко Н.Н.

с. Средний Васюган 2023

Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности в 1-4 классах по ФГОС “ Экология”
составлена по экологии и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей
ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями,
зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными
объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об
окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе
развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья
детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект
современной культуры. Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений,
доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и
состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно.
Осознание ребёнком, что биосфера – это не только человек, но и всё многообразие живой
материи, являющейся непременным условием не просто существования, но и развития
человечества. Природу нужно изучить экосистемно, начиная с наиболее простых, близко
расположенных (сад, река, поле) и кончая всеми обитателями земного шара – единым
всеобъемлющим сообществом. Поэтому форма организации знаний в данной программе
построена от простого к сложному, от наблюдений к рассуждению.
Программа «Экология» представляет вариант программы внеурочной деятельности
младших школьников. Программа кружка внеурочной деятельности предназначена для 14 классов начальной школы и рассчитана на 4 года (68 часов): 1 -4 класс- 17ч . (1 занятие в
неделю). Преподавание кружка основано на получении учащимися знаний и навыков в
области экологии.
Программа составлена по двум направлениям: в 1-2 классах - познавательноэкологическое; в 3-4 классах - исследовательско-экологическое.
В основе программы лежит принцип научности, принцип доступности, принцип
преемственности. Ориентиром в структурировании содержания программы служит
принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины
живой природы. С опорой на этот принцип в программу заложена “понятийная сетка”, в
которую вошли основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая
природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища. Принцип
гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление
условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип
преломляет научное знание в систему культуры. Это оказывается возможным на уровне
формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое
жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?
Цель программы: Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека,
уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию
человечества.
Задачи программы:
1. Формирование у школьников знания основ экологии;
2. Научить использовать полученные знания об экологии;
3. Обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;
4. Сформировать умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить
вреда окружающей среде;
5. Воспитать чувство бережного отношения к природе.

Ожидаемые результаты реализации мероприятий программы:


Повышение уровня экологической грамотности;



Повышение уровня социальной активности учащихся;

В младшем школьном возрасте формируются основы нравственно-экологической позиции
личности.
Базовым в развитии экологической культуры младшего школьника выступает уровень,
приобретённый им в дошкольном возрасте.


Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия
человека с природой.



Ухаживать за растениями и животными в уголке природы.



Иметь представления о различных природных объектах; о растительности леса,
луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной Книге; природе
родного края.



Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей
среды и жизнью живых организмов.



Делать элементарные выводы и умозаключения.



Устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и
их использованием.



Определять происхождение рукотворных предметов.

Основные направления программы экологического воспитания основаны на четырех
направлениях работы:
 познавательном;
 творческом;
 практическом;
 исследовательском.
Познавательное направление включает цикл познавательных мероприятий
(используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли,
викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний
младших школьников.
Творческое направление работы ставит целью знакомство учащихся начальных
классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на
эти компоненты в игровой занимательной форме: это  театрализованные представления
на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры,
игры-путешествия.
Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края,
связанное с практическими делами (практическое направление работы)  посадкой
деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса,
подкормкой птиц, способствует привитию бережного отношения младших школьников к
родной природе.
Исследовательское направление осуществляется в рамках следующих мероприятий:
экскурсий, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию
мышления, анализу полученных результатов.
В процессе реализации программы личный опыт ребёнка пополняется новым
содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным
вкладом в улучшение её состояния; осознанным соблюдением норм и правил поведения в
окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного

мира; использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически
ориентированной деятельности; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в
различных видах творчества.
Содержание программы для 1 класса
1 раздел – “Я и природа”
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры,
осознанного отношения к природе. В ребенка закладывается первоначальное понимание
некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо,
нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, потребляющий
природу и по возможности восстанавливающий ее богатства.
Демонстрация: правила поведения на природе, картины русских и татарских художников
о природе.
Практическая деятельность: экскурсия, наблюдение за живой и неживой природой.
2 раздел – “Братья наши меньшие”
Учитесь жалеть. Дети учатся общаться, ухаживать за братьями меньшими. Наблюдения за
домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности,
взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес.
Демонстрация: Н. Пожарицкая “Путешествие к домашним животным”
Практическая деятельность: уход за домашними питомцами.
3 раздел – “Пернатые друзья”
В этом разделе программы дети учатся различать птиц, часто встречающихся в нашей
местности. Отводится время на наблюдение за поведением птиц, чтению стихов,
рассказов, разгадыванию загадок.
Демонстрация: С. Радзиевская “Круглый год”, В. Бианки “Терентий – тетерев”. И.Рахимов
“Иллюстрированный справочник по птицам”.
Практическая деятельность: изготовление кормушек для птиц, исследовательская работа
“Синицы… “полезные” или “вредные” птицы?”.
4 раздел – “Путешествие в мир леса”
Наблюдения за растениями и животными. В лесу можно найти много примеров,
подтверждающих взаимосвязь растений и животных.
Демонстрация: В.Бианки “Рассказы и сказки” М.Пришвин “Разговор деревьев”. А.Сладков
“Азбука леса”.
Практическая деятельность: экскурсии в зимний лес и в Балейский лесхоз.
5 раздел – “Экологическая тропа”
Дети изучают редкие и исчезающие виды растений и животных Забайкалья, родники
своей местности.
Демонстрация: Красная книга Забайкалья.
Практическая деятельность: рисование.
6 раздел – “Зимний сад на окне”
В народе говорят, что комнатные растения цветут только в том доме, где царит мир и
любовь между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник в доме, в классе – это
показатель хорошей атмосферы в помещении. Дети учатся выращивать и ухаживать за
растениями. Проводят опыты и занимаются исследовательской работой о влиянии света
на рост комнатных растений.
Демонстрация: ростки хлорофитума, горшки, земля.
Практическая деятельность: выращивание хлорофитумов.
7 раздел – “В мастерской художницы зимы”
Мы рисуем зиму.
Демонстрация: картина И.Левитана “Золотая осень”, альбом для рисования, цветные
карандаши, акварельные краски.
Практическая деятельность: конкурс рисунков.

8 раздел – “Загадки животного мира”
Демонстрация: Ф.Ибрагимова “Красота природы”.
Практическая деятельность: сбор информации о диких утках, клестах, оформление
выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
9 раздел – “Секреты неживой природы”
Сколько интересного происходит с явлениями природы. Здесь дети раскроют секреты
неживой природы.
Демонстрация: глобус, теллурий.
Практическая деятельность: игра “День и ночь”.

Тематическое планирование занятий
№
п/п

Раздел. Тема занятия

Я и природа

Кол.
часов

Дата

3

план факт.

1 Экологическая тропа осенней экскурсии

1

2 Как вести себя на природе

1

3 Пр. занятие. Творческая мастерская. Осенняя гостиная

1

Братья наши меньшие

3

4 Домашние животные. Кроссворд “Кто есть кто?”

1

5 Чем мы кормим домашних животных

1

6 Как ухаживать за своим питомцем

1

Пернатые друзья

2

7 Местные виды птиц

1

8 Столовая для птиц. Изготовление кормушек

1

9 Экологическая викторина “Птицы – наши друзья”
Путешествие в мир леса

3

10 Следы на снегу

1

11 Лес и наше здоровье. Дары леса

1

12 Природа – источник творческого вдохновения

1

Экологическая тропа
13 Редкие и исчезающие виды растений и животных
Томской области

1
1

Зимний сад на окне

1

14 Комнатные растения.

1

В мастерской художницы Зимы
15 “Красавица - Зима”. Конкурс рисунков
Загадки животного мира
16 Это интересно! Сбор информации о клестах
Секреты неживой природы

1
1
1
1
1

17 Смена дня и ночи. Смена времен года
Итого

1
17

Содержание программы для 2 класса
1 раздел – “Войду в природу другом”
Природа – колыбель наша. У истоков природы.
Демонстрация: осенние приметы.
Практическая деятельность: экскурсия в природу.
2 раздел – “О чем поют птицы”
Какой же лес без гомона птиц? О чем же они поют? Почему в лесу нужно соблюдать
тишину?
Демонстрация: аудиозапись “Голоса птиц”, И.Рахимов, А.Аринина “Птицы наших лесов”,
Сказки-несказки. В.Бианки и Э.Шима.
Практическая деятельность: викторина “Птицы наши друзья”.
3 раздел – “О грибах и не только”
Удивительный мир грибов. Грибы на службе у человека. Что такое “тихая охота”?
Демонстрация: Н.Архипова “О грибах и не только”, стихи Е.Телегиной, В.Левановского,
В.Лифшица, муляжи грибов.
Практическая деятельность: КВН “Грибы – это грибы”, составление альбома о грибах.
4 раздел – “Жизнь на водоемах”
Течет река, бежит ручей… Как зимуют, чем питаются рыбы, раки, бобры и другие
обитатели водоемов?
Демонстрация: С.Радзиевская “Круглый год”.
Практическая деятельность: видеофильм о бобрах.
5 раздел – “Удивительный мир бабочек”
Красота спасет мир. Давайте, учиться радоваться красоте и беречь ее!
Демонстрация: А.Ильясова, Т.Яковенко “Удивительный мир бабочек”.
Практическая деятельность: выставка рисунков.
6 раздел – “Явления природы”
Гремит гром, сверкает молния. А почему? Все хотим знать.
Демонстрация: справочное бюро “Почемучка”, Ф.Ибрагимова “Красота природы”.
Практическая деятельность: экскурсия.

Тематическое планирование занятий
№

Раздел. Тема занятия

Кол.

Дата

п/п

часов
В гостях у природы

4

1 Что такое “экология”? Путешествие в лесную школу

1

2 Ель – кормилица. Лесной час

1

3 Почемучкины книжки

1

4 Умеешь ли ты видеть необычное в обычном. Поделки из
природных материалов

1

Пернатые – наши друзья

план факт

3

5. Ястреб-тетеревятник – самый быстрый и грозный охотник леса

1

6. Горлица – лесной голубок

1

7. Кукушка – хитрая птица
8. Лесной доктор – большой пестрый дятел. Экскурсия
9. Филин – самый крупный из наших сов
О грибах и не только

1
2

10. Съедобные и несъедобные грибы

1

11. Грибы, выращенные на грядке и растущие на деревьях

1

Жизнь на водоемах

5

12. Рыбы. Рыбий язык

1

13. Аквариумные рыбки

1

14. Неуклюжий рак. Где он зимуют?

1

Оригами. «Рыбки в аквариуме»
Удивительный мир насекомых
15. Бабочки, занесенные в Красную книгу Забайкалья
Хочу все знать. Об интересных явлениях природы

3
1
3

16. Гроза… Гремит гром, сверкает молния. Как и почему?

1

17. Снег. Лед. Вода. Их свойства. Причины загрязнения. Исслед.
работа

1

Содержание программы для 3 класса
1 раздел “Я - юный исследователь и следопыт”.
Что означает слово “исследователь”? Что делает следопыт? Знакомство с оборудованием,
необходимым для работы в природе. Компас, лупа, полевой дневник. Журнал
инструктажа по технике безопасности.
Демонстрация: полевой журнал для записей наблюдений. Микроскоп из пластикового
стаканчика.
Экскурсия в парк. “Разноцветная ярмарка.
Практическая деятельность: проведение инструктажа.
Творческая работа: сочинение “Осень.. . Очей очарованья”.

2 раздел. “Лес - верный друг человека”.
Учёный-эколог Франко Тасси и его “10 заповедей друзей леса”. Структура леса,типы.
Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса. Тайга. “Лесные этажи”. Экологическая
ценность лесов. Разновидность деревьев в лесу.
Демонстрация: “10 заповедей друзей леса”. Произведения писателей и поэтов на тему
“Лес”. Плакаты. Видеофильм “Тайны деревьев”.
Экологическая экскурсия в лес.
Практическая деятельность: сбор материалов, шишек, коряги.
Исследовательская работа: “Шишки еловые, шишки сосновые”. (Общие и различия).
Творческая деятельность: “В лесной мастерской” (поделки из природных материалов).
3 раздел. “Лесные пожары”.
Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. Причины экологических
проблем. Что зависит от каждого из нас. Чем страшен клещевой энцефалит?
Демонстрация: видеофильм “Лесные пожары”.
Практическая деятельность: составление памятки “Как вести себя в лесу”. Как уберечься
от беды?
4 раздел. “Достучаться до каждого сердца”.
“Зелёный щит” нуждается в защите. Закон об охране живой природы Томской оласти.
Территория, богатства. Разновидности живой природы, занесённые в Красную книгу. Роль
заказника в экологическом воспитании будущего поколения. Фотоснимки интересных
животных и птиц. Красная книга Томской области.
5 раздел. “Зелёная аптека матери - природы”.
Лекарственные растения нашей местности. Места произрастания лекарственных растений.
Способы приготовления отваров при различных заболеваниях (при простуде, витаминный
чай). Правила сбора лекарственных растений. Чудодейственный чай природный: мята,
душица, зверобой, шиповник, цикорий, иван-чай и другие.
Демонстрации: Иллюстрации лекарственных растений и демонстрация засушенных
лекарственных растений, собранных учащимися.
Экскурсия в лес, в парк. Сбор лекарственных трав.
Практическая деятельность: запись рецептов и изготовление отваров из лекарственных
трав.
6 раздел. “Земля - наш общий дом”.
Наш дом - планета Земля. Защита Земли, её разнообразия и красоты - священный долг
каждого человека. Что означает слово “Хартия Земли”. Как и зачем создали Хартию
Земли? Хартия Земли - это декларация фундаментальных принципов для построения
справедливого, устойчивого и мирного глобального сообщества в 21 веке. Основные
положения: уважение к Земле и ко всему живому, забота о животном мире с чувством
понимания, сострадания и любви, сохранять богатство и красоту Земли для настоящего и
будущих поколений. Экологическая целостность

Демонстрация: “Хартия Земли” (учебное пособие). Плакаты. Цветные иллюстрации.
Словарь.
Творческая работа: сочинения на тему “Какая будет Земля через 25 лет?”, “Мы - будущее
планеты Земле”, “Чтобы спокойно жить на земле”. Создание рекламных роликов на
экономное использование воды (особенно летом) и электроэнергию.
Фотоконкурс “Остановись, мгновение… Ты прекрасна!” (фотоснимки родного края).
8 раздел. “В здоровом теле - здоровый дух”. (3 часа)
Что нужно для сохранения здоровья? Жизненные потребности человека. Пища и энергия.
Витамины и их источники. Физический труд и отдых. Закаливание организма. Вредные
привычки. Как устранить “вредных”…
Демонстрация: Видеоматериал “Витамины от слова “вита”.
Экскурсия: культпоходы на лыжах, пешком.
Практическая деятельность: физкультминутки, динамические паузы. Подвижные игры.
Заполнение карты “Листок здоровья”. Летний отдых.
Тематическое планирование занятий
№
п/п

Раздел. Тема занятия.

Я - юный исследователь и следопыт
1. “Исследуем, проверяем, ищем и находим…”
2. Творческая работа- сочинение “Осень… Очей очарованье”.
Лес - верный друг человека
3. Лёгкие нашей планеты
4. Шишки еловые, шишки сосновые (наблюдение и исследование).
5. Творим чудеса своими руками
Лесные пожары
6. Самое страшное – это пожар
Достучаться до каждого сердца.
7. Чудо природы - заповедники
. Деловая игра
8 За щитом Красной книги (изучение фауну и флору, занесённую
в Красную книгу). Составление списка растений и птиц.
9. Родничок мой, родник, дай воды напиться
10. Если хочешь жить долго - посади дерево
Зелёная чайная матери- природы
11. В гостях у «фитодара»
Земля - наш общий дом
12. Хартия Земли - спасение нашей планеты
13. Экономика должна быть экономной (рекламные ролики)
14 Фотоконкурс “Остановись, мгновение! Ты прекрасна!”
В здоровом теле - здоровый дух.
15. Хлеб - всему голова! (Здоровая пища)
16. Бери рюкзак, пошли … (культпоходы)
17. Солнце, воздух и вода (подвижные игры на свежем воздухе)
Итого

Кол.
Дата
часов План.Факт.
2
1
1
3
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
17

Содержание программы для 4 класса
1 раздел. “Мы живем на Земле”.
Что такое Галактика? Планеты, звезды, самые яркие звезды. Созвездия. Солнце и
Солнечная система. Луна - спутник Земли. Лунный календарь (лунные фазы). Влияние
лунного календаря на здоровье человека
Демонстрация: видеофильм “Наша Вселенная”. Книга “Атлас Земли”, “Только факты”.
(Ридерз Дайджест”)
Практическая деятельность: наблюдение за Луной.
2 раздел. “Земля - планета Солнечной системы”.
Размеры Планеты Земля. Что внутри Земли? Строение Земли. Вулканы и землетрясения.
Сокровища недр. День и ночь. Экология планеты земля.
Демонстрация: картина “Последний день Помпея”. Раздаточный материал - полезные
ископаемые
Практическая деятельность: викторина “В гостях у хозяйки медной горы”.
3 раздел. “И на север и на юг …”.
Стороны света: север, юг, восток, запад. Глобус, карта. Экватор. Полюсы. Определение
сторон света по звёздам
Демонстрация: глобус, карты разного типа, компас. Глобус ,сделанный выдающимся
татарским просветителем, учёным Каюмым Насри.
Практическая деятельность: “Если ты заблудился в лесу” (как можно ориентироваться на
местности при отсутствии компаса). Составление схему карту своего края или села.
Исследовательская работа: “Исследуем ночное небо”.
4 раздел. “Воздушная подушка нашей планеты”.
Атмосфера Земли. Слои атмосферы. Защитная способность атмосферы. Озоновой слой и
влияние его на экологию нашей земли. Атмосферные явления - полярное сияние, радуга.
Космическое пространство. Первые шаги в космосе. Человек в космосе. Притяжение
земли. Наши космонавты. Если жизнь на Марсе. Фантастика и реальность.
Демонстрация: видеофильм “Человек в космосе”. Альбом про космонавтов.
Практическая деятельность: конкурс рисунков “Самая, самая…радуга”.
5 раздел. “У природы нет плохой погоды”.
Вращение Земли вокруг Солнца. Смена времён года. Изменения в природе. Температура
воздуха. Откуда берутся снег и дождь? Вода - наше богатство. Живая и мёртвая вода.
Запас питьевой воды. Экология водных ресурсов. Гром и молния. Облака. Ветер и шкала
Бофорта. Ураганы и торнадо. Как уберечься от бедствий?
Демонстрация: таблица смены времён года, термометр. Дневник наблюдений прогноза
погоды. Телевизионный просмотр прогноза погоды.
Экскурсия: лыжный поход в зимний лес.

6 раздел. “Моя родословная”.
Семья, члены семьи. Информация обо всех родственниках. История происхождения имен
и фамилий в вашей семье. Традиции семьи. Генеалогическое древо. Лента времени жизни.
Практическая деятельность: сбор информации обо всех родственниках, составление
таблицы. Конкурс “Моя родословная”.
Поисковая работа: “Тайны наших имён”.
Тематическое планирование занятий
№
1
2.
3.
4.
5
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Раздел. Тема занятия

Кол.
Дата
часов ПланФакт
Вселенная и наша планета
2
Вводное занятие “…Да откроются тайны необъятного Мира!” Что за
1
слово “вселенная”? Где край Земли?
Луна - спутник Земли. Солнечный и лунный календари. Осенние и
1
весенние работы в саду в огороде.
Земля - планета Солнечной системы
2
Солнечный круг, небо вокруг (просмотр видеофильма)
1
Изучение полезных ископаемых “Откуда берется нефть?”.
1
Экологические проблемы нефтяной промышленности
И на север и на юг…
2
Глобус - макет планеты Земля. Краткое ознакомление с мифами о
1
сотворении мира.
Экскурсия в лес. “Если ты заблудился в лесу” (ориентация на
1
местности без компаса)
Воздушная подушка нашей планеты
2
Сколько этажей у неба? Вредна ли озоновая дыра?
1
Практ. занятие. Конкурс рисунков “Самая, самая ….радуга-дуга”.
1
У природы нет плохой погоды
3
У костра месяцев - братцев. (Смена времён года). Откуда что берётся?
1
Прогноз погоды на сегодня (практ. занятие). Влияние погодных
1
условий на развитие народного хозяйства.
Каждый человек имеет право….! (Интеллектуальная игра)
1
Моя родословная
6
Вот моя деревня, вот мой дом родной! (Творческие работы)
1
Это моя семья. Информация обо всех родственниках.
1

14 Поисковая работа “Что в имени твоём?” (история вашего имени)
15 Это моя семья. Информация обо всех родственниках.
16,17Практическая деятельность “Моя родословная”. (Составление
генеологического древа своей семьи)

Ожидаемые результаты:
Предметные результаты:

1
1
2

– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких
и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые,
рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения
экологической допустимости.
Личностные результаты:
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей
среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные:
– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск
информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.
Информационные ресурсы
Для педагога:
1. Академия педагогических наук СССР. Что такое? Кто такой? Москва. Изд.
“Педагогика”. 1975..
2. Министерство экологии и природных ресурсов РТ АН. Красная книга РТК.: “Иделпресс”, 2 Культура здоровой жизни. Спецвыпуск. 2003 г.
3. Ридерз Дайджест. Только факты. (Справочник для всей семьи).
4. Рыжова Н.А. “Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники). М.
2006.
Для учащихся:
1. Архипова Н.С. “О грибах и не только”. К.:ООО “Фолиантъ”, 2008.
2. Бианки В.В. “Терентий – тетерев”, “Рассказы и сказки”.

3. Большой географический Атлас школьника. М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2005.
4. Гавеман. А. В. Лес. Москва. Детгиз. 1959.
5. Детские развивающие и познавательные журналы.
6. Ибрагимова Ф.З. Красота природы. Книга для дополнительного чтения для нач.
классов общеобразовательной школы. – К.: Магариф, 2002.
7. Ильясова Д.А., Яковенко Т.В. “Удивительный мир бабочек” К.: “Фолиантъ”, 2008.
8. Толстой.Л.Н. “Рассказы о животных” М.: Детская литература, 1984.
9. Лях В. И. Физкультура - мой друг. . “Идель-Пресс”. 2006.
10. Мамин-Сибиряк Д.Н. “Серая Шейка” М.: Детская литература, 1982.
11. Минакова Е.А. “Экология для малышей”. К.: “Фолиантъ”, 2008.
12. Пришвин М.М. “Разговор деревьев”.
13. Паустовский К.Г. “Повесть о лесах” М.: Детская литература, 1982.
14. Рахимов И., Аринина А. “Птицы наших лесов” К.: “Фолиантъ”, 2008
15. Светлова Инна. Атлас Земли. Москва. “Эксмо”. 2007.
16. Хасанов Г.Х. “Времена года” (повести и рассказы) К.: Тат. книжное издательство,
1991.
Литература
1. Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права: Книга для учащихся нач. классов.
М. Изд-во “Вита-Пресс”. 1996.
2. Шаехов Д.М. Откуда дует ветер. 2008.
3. Шакирова Т.Р. Птицы. 2007.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 12.10.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(38253) 25-1-20

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».