Рабочая программа курса внеурочной деятельности Россия страна городов 8-9 классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Россия страна городов»
8 - 9 классы

Составитель:
Сухих Л.Ю.,
учитель географии

с. Средний Васюган 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена в соответствии с:
- Федеральный Закон «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ)
- Образовательная программа МКОУ «Средневасюганская СОШ».
- Учебный план МКОУ «Средневасюганская СОШ» на 2023-2024 учебный год.
В системе основного общего образования география — единственный
школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие
аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания.
Это позволяет формировать у учащихся:
• комплексное представление о географической среде как среде обитания
(жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с
особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и
общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных
природно-общественных территориальных систем, формирующихся и
развивающихся по определенным законам.
Данная программа рассчитана на 34 часа, она является предпрофильной и
предназначена для учеников восьмого, девятого классов независимо от
профиля обучения.
В современном мире города являются главной формой расселения людей. В
них
сосредоточены
огромные
историко-культурные
ценности,
производственные мощности, научный потенциал. Города — территории, где
соединяются разные стороны деятельности людей, на пересечении которых
возникают новые направления в науке, культуре, политике.
В общеобразовательной школе знания о городе включены в разные предметы:
географию, литературу, историю и др. Однако понятие «город»
рассматривается фрагментарно, и у учащихся формируется недостаточно
полное представление о городе в целом и о роли городской среды в жизни
человека. Он призван пробудить у школьников желание по мере взросления,
так или иначе содействовать развитию и процветанию своей страны,
стремление сформировать гражданскую позицию. Курс адресован учащимся,
желающим сделаться культурными людьми.
Цель курса «Россия — страна городов» - развитие познавательного интереса
школьников к городу как к сложной системе, в которой проживает половина
человечества, городским проблемам, истории формирования городов,
тенденциям их современного развития, причинам своеобразия каждого города.
Содержание курса имеет профориентационную направленность. Курс вносит
вклад в формирование географической и экологической культуры, Формирует у
подростков знания о природном и культурном наследии России и родного края.
Задачи курса:
1. Углубление у учащихся знаний о многообразии городов в России и
городском образе жизни.

2. Формирование у учащихся интереса к изучению географии, умения
самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания.
3. Развитие у школьников коммуникативных навыков: умение работать в
группах, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
- вести дискуссию;
- выдвигать гипотезы и доказывать или опровергать их;
- самостоятельно подбирать необходимую информацию по теме, при этом
использовать все информационные источники;
- анализировать полученную информацию и делать выводы. При отборе
содержания особое внимание было уделено следующим
принципам:
- междисциплинарного подхода к формированию содержания (знание о городе
включает различные аспекты: географические, исторические, экологические и
др.)
- гуманизации (город рассматривается как особое творение ума и рук человека).
- историзма (особенности города рассматриваются в зависимости от времени и
места его возникновения, своеобразие современного облика и структуры).
В содержание курса включен краеведческий материал.
Занятия проводятся один раз в неделю по средам 8 уроком, в течении года.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации:
картографическими (топографической и географической картами, глобусом),
текстовыми
(дополнительной литературы), профилями,
диаграммами,
рисунками, схемами. Содержание каждой темы курса включает в себя
самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий.
При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой
каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в
работе группы.
Методы, формы обучения:
групповые и индивидуальные формы работы, фронтальная, игры, лекции,
практические работы.
В содержании каждого из разделов и составляющих их тем, имеются не менее
сложные вопросы, которые могут быть повторены учащимися в процессе
самостоятельной работы. В тоже время можно выделить ряд вопросов, из года в
год вызывающих затруднения у значительного количества выпускников,
сдающих государственную итоговую аттестацию, при повторении которых
помощь преподавателя имеет большое значение. Все это учтено при
распределении времени на повторении материала каждого из разделов и
планирования видов деятельности преподавателя и учащихся.
Критерии оценивания: проводится текущий контроль в виде защиты
презентаций, которые можно в последующем использовать на уроках
географии
в
младших
классах,
по
окончании
курса
проводится итоговый контроль в виде ответов на вопросы викторины.

Результаты освоения программы курса внеурочной деятельности
«Россия страна городов»
Изучив теоретический материал курса, учащиеся должны знать:
 картографические элементы, факты;
 номенклатуру;
 основные понятия, характерные признаки, явления и процессов, причинно –
следственные связи, взаимосвязи и компоненты природы, взаимодействия
человека и окружающего его мира;
 разнообразие городов России.
Изучив практический материал курса, учащиеся должны уметь:
 определять географические координаты, направления, расстояние по карте и
плану местности;
 определять различия в поясном времени различных территорий;
 анализировать статистический материал;
 воспроизводить знания фактов и причинно – следственных и
пространственных связей;
 читать карты различного содержания;
 показывать на карте географические объекты и ареалы распространения
явлений;
 описывать географическое положение;
 определять тип объекта согласно классификации;
 сравнивать свойства географических объектов;
 определять и объяснять особенности территории на основе использования
различных источников географической информации.
Ожидаемые результаты:
Курс «Россия страна городов» предусматривает углубленное изучение курса
географии, а также подготовку учащихся в области географии для успешного
прохождения государственной итоговой аттестации. Это позволит им
приобрести специальные знания и умения, обеспечит интеллектуальное
развитие и адаптацию к нашим социально – экономическим условиям.
Предполагаемые результаты:
 Повышение учебной мотивации у обучающихся.
 Участие в научно – практических конференциях по географии и
географическому краеведению.
 Развитие познавательной, творческой активности, наблюдательности,
интерес к окружающему миру, понятия огромности нашей страны,
разнообразию городов и экологической ситуации на территории страны.
 Возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему
страны;
 Чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма;

 Наличию у детей знаний об истории страны,
достопримечательностях, природных богатствах.

родного

края,

Содержание программы курса внеурочной деятельности
«Россия страна городов»
1. Введение. (3 часа)
Понятие «город». Критерии выделения города — размер поселения и
деятельность жителей.
Городские поселения в России — города и поселки городского типа. Границы
города — юридические и фактические.
2. Причины возникновения и роста городов. (5 часов)
Углубление разделения труда в обществе и развитие несельскохозяйственных
видов деятельности (промышленности, управления, торговли, культуры, науки,
образования и других сфер услуг). Городские виды деятельности и городской
образ жизни. Особенности городского образа жизни, проявляющиеся в
жилищных условиях, занятиях и досуге горожан, их питание и одежда,
возможностях получения различных услуг, ритме жизни, мобильности,
передвижении, общении. Города миллионеры.
Практическая работа. Перечислить современные городские виды деятельности.
Сравнить городской и сельский образ жизни населения (в табличной форме).
3. Понятие «урбанизация». (3 часа)
Урбанизация в узком и широком смысле слова. Основные признаки
урбанизации: рост численности городского населения, повышение роли
городов в жизни общества, распространение городского образа жизни ( в том
числе в сельской местности — рурбанизация). Основные показатели,
характеризующие процессы урбанизации. Разнообразие функций городов.
Практическое задание. Составить и проанализировать карту «Урбанизация
экономических районов России».
4. Функции города. (2 часа)
Градообразующие функции. Типы городов. Специализация города как основа
его развития и роста. Эволюция градообразующей базы города.
Практическое задание. Определить какие новые функции появлялись у
указанных городов России на разных этапах их развития.
5. Типология городов. (4 часа)
Типология городов — метод познания городов на основе выявления их главных
свойств. Классификация городов.
Типы городов: по числу жителей, по особенностям экономико-географического
положения, по мёсту в системе расселения, генетические типы.
6. Проблемы городов. (4 часа)

Экологические проблемы демографические и экономические проблемы городов
России.
Практическое задание. Сделать анализ причины безработицы и в большом
городе ( по выбору учителя), предложить меры по решению проблемы
занятости населения.
7. Томск и города Томской области в системе городов. (2 часа)
Томск, его история от основания до наших дней. История основания городов
Томской области. Урок – презентация. Творческое задание. Собрать материал
по теме, найти информацию о городах Томской области и областном центре.
8. Многообразие городов России. (10 часов)
Типы городов в системе городов России и их особенности.
Семинар по теме «По городам России».
.
9. Итоговый урок – викторина.
Лекций - 8 часов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Понятие «город».
Причины возникновения и роста городов. Разделение труда в обществе.
Понятие « урбанизация». Урбанизация.
Типы городов и их функции.
Типология городов и их классификация.
Экологические проблемы городов.
История основания городов Томской области.
Многообразие город. Малые города Росии.
Практические работы - 4 часа

1. Практическая работа №1 « Крупные города России».
2. Практическая работа №2 «Городов миллионеров».
3. Практическая работа №3 «Определение координат и функций центральных
городов субъектов федерации».
4. Практическая работа №4
«Определение отраслей специализации
центральных городов субъектов федерации».
5. Практическая работа №5 «Экологические проблемы городов России».
Семинаров – 3 часа.
1. «Города миллионеры».
2. «Типы городов России».
3. «По городам области».

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Россия страна городов» 8-9 класс
№ п\п

Наименование
разделов и тем
программы

Количес
тво
часов

1.

Введение.

3

2.

Тема 1.
Причины
возникновения
роста городов.
Тема 2.
Понятие
«урбанизация».

5

3.

и
3

4.

Тема 3
Функции города.

2

5.

Тема 4.
4
Типология городов.

6.

Тема 5.
Проблемы городов.

4

7.

Тема 6.
Томск и города
Томской области в
системе городов.

2

8.

Тема 7.
Многообразие
городов.

11

Итого

34

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/teachers/lk/subjects/modern_geo УЧИ.РУ
https://resh.edu.ru/subject/4/9/
https://education.yandex.ru/geo/lessons/
https://www.yaklass.ru/p/geografiya#program-9-klass
https://videouroki.net/video/geografiya/9-class/
https://www.geomania.net/video-9/
https://kopilkaurokov.ru/geografiya?class=9
https://resh.edu.ru/
https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge#!/tab/
173942232-8
https://easyen.ru/load/geografija/9_klass/99
https://resh.edu.ru/subject/4/9/
https://www.geomania.net/video-9/
https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge#!/tab/
173942232-8
https://interneturok.ru/subject/geografy/class/9
https://resh.edu.ru/
https://geo-oge.sdamgia.ru/
https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge#!/tab/
173942232-8
https://iu.ru/video-lessons?
https://app.onlinetestpad.com
https://www.geomania.net/video-9/
https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge#!/tab/
173942232-8
https://geo-oge.sdamgia.ru/
https://tomskmuseum.ru/
https://www.prlib.ru/collections/467270
https://wiki.tpu.ru/wiki/Mainpage
http://album.tomsk.ru/
http://museum.ru/mus/location.asp?map=ru®ion=52
https://www.geomania.net/video-9/
https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge#!/tab/
173942232-8
https://geo-oge.sdamgia.ru/

Календарно – тематическое планирование
№
урока

Тема урока

К-во
часов

Основные виды учебных
действий

Уметь слушать учителя и
записывать основную
информацию.
Систематизировать и
анализировать информацию.
Работать с картами атласа и
стат. материалами.

1.

Введение.
Понятие «город».

3
1

2.

Городские поселения в России.

1

3.

Практическая работа №1.

1

4.

Тема 1.
Причины возникновения и
роста городов.
Разделение труда в обществе.

5

5.

Городской образ жизни.

1

Выявлять особенности
городского образа жизни и
сравнить с сельским . Находить
плюсы и минусы.

6.

Семинар. Города –
миллионеры.

1

Участвовать в семинаре.
Создавать презентации,
представлять презентации и
уметь отвечать на вопросы по
презентации.

7.

Практическая работа №2.

1

8.

Защита творческих работ.

1

Работать с картами атласа и
контурной картой. Определять
координаты, направления.
Определять основные отрасли
специализации.
Создавать и представлять
презентации о городах России.

Работать с атласом и контурной
картой. Выполнять
практическую работу.
Слушать, анализировать,
выделять основное и делать
записи.

Формы
деятел
ьности
Лекция
вводна
я
Объясн
ение с
элемен
тами
самост
оятель
ной
работы
Практи
ческая
работа
Лекция
текуща
я

1
Объясн
ение с
элемен
тами
самост
оятель
ной
работы
Семена
р
заслуш
ивания
и
обсужд
ения.
Практи
ческая
работа
Семин
ар

9.

Тема 2.
Понятие «урбанизация».
Урбанизация.

3

10.

Основные признаки
урбанизации.

11.

Практическая работа №3.

1

Выполнение практической
работы.

12.

Тема 3
Функции города.
Типы городов и их функции.

2
1

13.

Практическая работа №4

1

Классифицировать города
России по типам и определить
функции городов.
Уметь приводить примеры.
Выполнение практической
работы.

14.

Тема 4.
Типология городов.

4

1
1

1

Знание основных понятий
темы. Выписать понятия.
Выявить основные признаки
урбанизации для России.

Узнают типологию городов.
Уметь распределить города по
типологии.

предст
авлени
я своих
работ
Лекция
текуща
я
Объясн
ение с
элемен
тами
самост
оятель
ной
работы
Практи
ческая
работа
Лекция
Текущ
ая
Практи
ческая
работа
Лекция
текуща
я

Типология городов.
15.

Классификация городов.

1

Узнают классификацию
городов. Приводят примеры.

16.

Типы городов.

1

Изучают типы городов.
Приводят примеры.

17.

Семинар. «Типы город России». 1

18.

Тема 5.
Проблемы городов.

4
1

Экологические проблемы.

Участие в семинаре. Подбор
информации, умение выступать
и доносить свою информацию
до других учащихся. Работа в
группе.
Умение слушать и
систематизировать
информацию.

Объясн
ение с
элемен
тами
самост
оятель
ной
работы
Объясн
ение с
элемен
тами
самост
оятель
ной
работы
Семин
ар –
диспут
Лекция
текуща
я

19.

Экономические проблемы
городов.

1

По картам атласа знакомится с
экономическими проблемами
город России.

20.

Практическая работа №5.

1

Выполнение практической
работы.

21.

Защита творческих работ.

1

22.

Тема 6. Томск и города
Томской области в системе
городов.
История основания городов
Томской области.

2

Создание презентаций, мини
проектов. Экологические
проблемы города …»
Лекция. Умение слушать и
извлекать необходимую
информацию. Делать записи.

Объясн
ение с
элемен
тами
самост
оятель
ной
работы
Практи
ческая
работа
дискус
сия
Лекция
обзорн
ая

1

23.

Семинар «По городам области». 1

24.

Тема 7.
Многообразие городов.
Малые города России.

11
1

25.

По «Золотому кольцу».

1

26.

Республиканские центры.

1

27.

Культурные столицы.

1

Участие в обсуждении проблем
городов Томской области и их
социально экономического
развития. Работа в группах.
Каждая группа представляет
свой город.
Умение слушать и извлекать
необходимую информацию.
Делать записи.

Семин
ардискус
сия
Лекция
текуща
я

Знакомство с древними
Объясн
городами России и их историей. ение с
элемен
тами
самост
оятель
ной
работы
Выявляют республиканские
Объясн
центры, наносят на карту.
ение с
Повторяют и закрепляют
элемен
федеративное деление России.
тами
самост
оятель
ной
работы
Знакомство с культурными
Объясн
столицами России. Нанести на
ение с
карту. Определить коодинаты.
элемен
тами
самост
оятель
ной
работы

28.

Наукограды.

1

Знакомство с наукоградами,
центрами науки в России и их
историей т потенциалом. .
Нанести на карту. Определить
коодинаты

Объясн
ение с
элемен
тами
самост
оятель
ной
работы
Объясн
ение с
элемен
тами
самост
оятель
ной
работы
Объясн
ение с
элемен
тами
самост
оятель
ной
работы
Защита
проект
ов
Беседа

29.

Промышленные центры.

1

По картам атласа определить
города - крупные
промышленные центры, дать
характеристику отраслей
специализации и природноресурсного потенциала.

30.

Города – призраки.

1

Знакомство с городами –
призраками на примере
Северска.

31.

Защита творческих проектов.

1

32.

Москва – столица России.

1

33.

Санкт-Питербург.

1

34.

Итоговый урок по курсу.
Викторина.

1

Мини проекты. Презентация и
рассказ о каком то центре по
выбору.
Из средств массовой
информации и Интернет узнают
об особенностях и
достопримечательностях
Москвы.Обсуждение.
Из средств массовой
Беседа
информации и Интернет узнают
об особенностях и
достопримечательностях СанктПетербурга.Обсуждение.
Итоговый урок игра.
УрокВикторина « По городам
игра
России» «Узнай о каком городе
идет речь». Узнать город по его
характерным особенностям.

Литература:
1.Г П Лаппо. Города России. Энциклопедия. - М.,1994.
2. Т.Нефедовой, А.Трейвиша. Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен. —
М.,2001.
3. Г.М.Лаппо. География городов. — М.,1997.
4. Лавров С.Б., Сдасюк Г.В. Этот контрастный мир. — М.,1985.
5. Г.С.Камерилова. Экология города: урбоэкология: Учеб. для 10-1 Iкл. естеств.-научного
профиля. — М.,1997.
6. В Славнин. Томск от крепости к городу. — Томск изд-во «Оптимум»,2004.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение





Компьютер
Проектор
Мультимедийная доска
Электронные средства обучения

Программы:
-Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2018 г
-Учебник: Дронов, В.П., Ром В.Я., География России. Население и хозяйство
Учебно - методические пособия для учителя:
1. Барабанов В. В. и др. География: Тематическое планирование уроков подготовки к
экзамену. –М.: Издательство «Экзамен», (Серия «ГИА 2010. Поурочное планирование»)
2. Барабанов В. В. География. ГИА: Методическое пособие для подготовки. - М.:
Издательство «Экзамен», (Серия «ГИА. Контрольные измерительные материалы»)
3. Барабанов В. В. География. Типовые тестовые задания/ В. В. Барабанов, Э. М.,
Амбарцумова и др. – М. :Издательство «Экзамен»,
4. Географическое положение России. 9 класс: элективный курс/авт.-сост. Н. В. Болотникова.
– Волгоград: Учитель.
5. География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/
авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель,
6. Герасимова Т. П. , Крылова О. В. Методическое пособие по физической географии: 6
класс-М.: Просвещение.
7. Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.)
8. Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. –СПб.:ООО «Виктория плюс».
9. Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/В.А. Низовцев, Н.А.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 12.10.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(38253) 25-1-20

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».