РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Чтение. Работа с текстом
(коррекционная)
9 класс
Составитель:
Выползова Татьяна Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
Средний Васюган 2023
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Чтение. Работа с текстом» для 9
класса составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно – методических
документов:
1. Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от29.12.2012
(с изменениями и дополнениями)
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 ((в
ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577, Приказа
Минпросвещения России от 11.12.2020 N 712) «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» (вступает в силу с 1 сентября 2021 года);
4. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
(далее - СП 2.4.3648-20);
5. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г.
№ 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания" (далее - СанПиН 1.2.3685-21);
6. Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от
08.04.2015, протокол №1/15 (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020).
7. Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
8. Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования»;
9. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 465 «Об утверждении перечня
средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих
современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных
организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах РФ (исходя из
прогнозируемой потребности) новых мест в образовательных организациях, критериев его
формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости
оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания»;
10. Программы по русскому языку для 9 класса на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии с кодификатором
элементов содержания по русскому языку для составления контрольных измерительных
материалов основного государственного экзамена 2022года.
11. Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ
«Средневасюганская СОШ» на 2023-2024 учебный год.
12. Календарного учебного графика МКОУ «Средневасюганская СОШ» на 2023-2024 учебный
год.
Пояснительная записка
Программа коррекционной работы с детьми с ЗПР на уровне основного общего
образования включает в себя одно из основных направлений - коррекционно-развивающую
работу, которая обеспечивает своевременную индивидуально ориентированную
психологомедико-педагогическую помощь обучающимся с ЗПР с учетом особенностей
их
психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогического консилиума).
Одним из условий успешного обучения детей с ЗПР является организация групповых и
индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены
на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для обучающихся.
Программа составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного
процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности
образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также
выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их
здоровья.
Программа внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы
организации, объем внеурочной деятельности на уровне общего и среднего (полного) общего
образования и основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей
организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Программа внеурочной деятельности на 2023-2024 учебный год создаёт условия для
повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует
самоопределению учащихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей педагогического
коллектива. и педагогом- психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.
По итогам предварительной диагностики
обучающихся 9 класса с ОВЗ (ЗПР) были
выявлены пробелы в освоении программы по русскому языку за 7-8 классы, в результате была
разработана коррекционная программа по русскому языку.
Программа реализуется на коррекционных занятиях во внеурочное время.
рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Программа
Цели и задачи программы
Цели:
- подготовка учащихся к итоговому собеседованию по русскому языку,
- обеспечение подготовки обучающихся 9-х классов к прохождению ГВЭ по русскому
языку.
Общей задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное
прохождение итоговой аттестации.
В ходе занятий обучающиеся должны научиться
в устной части:
- читать текст не просто быстро, а в соответствии с коммуникативной задачей, т.е.
выразительно: правильно интонируя все знаки препинания, подбирая оптимальный темп
и тембр, мелодику голоса, делая логические ударения;
- пересказывать прочитанный текст с введение цитаты;
- в монологическом высказывании уметь создавать текст определённого типа, чётко следуя
его композиции, используя накопленные знания по истории, естественным дисциплинам,
знание русской литературы, искусства, а также жизненный опыт;
- принимать участие в интервью: уметь составлять условный диалог по заданной теме;
отвечая на предложенные вопросы, давать полный ответ, излагать мысли логично,
последовательно, следить за богатством и точностью лексики, разнообразием
синтаксических конструкций;
в письменной части:
-
- овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и
лингвистическойкомпетенции 9- классников;
-
научиться грамотно писать сжатое изложение
-
владеть формами обработки информации исходного текста;
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать
формулировку задания и вникать в её смысл;
чётко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
работать с бланками экзаменационной работы;
сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
-
Особенностью данной программы является модульный подход к подготовке ОГЭ.
Программа состоит из трех разделов:
1. Подготовка к устной части экзамена (итоговое собеседование по русскому языку).
2. «Учимся писать изложение».
3. «Учимся писать сочинение – рассуждение».
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные
навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Курс эффективен при
организации занятий, ориентированных на подготовку к государственной (итоговой)
аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать
результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной
и письменной речи.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение
трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая
часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую,
лингвистическую
и
коммуникативную
компетентности;
закрепить
знания
орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Чтение. Работа с текстом»
Личностные понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения
школьного образования;
1) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
2) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за
собственной речью
Метапредметные
1) владение всеми видами речевой деятельности;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений
на межпредметном уровне;
3) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в
жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и
речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация
речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического,
официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных
высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
8) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной
литературы
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Чтение. Работа с текстом»
№ п/п
Тема (раздел)
1
Подготовка к устной части экзамена
2
3
Учимся писать изложение
12
Учимся писать сочинение-рассуждение 9
Итого
Всего
часов
13
Теория
Практика
2
11
2
2
10
7
34
Формы и виды деятельности курса внеурочной деятельности «Чтение. Работа с текстом»
№
1
Тема занятия
Итоговое
собеседование по
русскому языку в
9 классе.
2
Задание1.
Чтение
небольшого
текста вслух
Задание2
3
Пересказ текста
с привлечением
дополнительной
Колво
часов
1
2
2
Раздел 1 (13ч)
Форма
Виды
занятия
деятельности
Минилекция
Работа с
демонстрационны
м вариантом
Интернет ресурсы
https://fipi.ru/
itogovoyesobesedovaniye
Минилекция,
практикум
Работа в
группах. Работа
с текстом.
https://rusooge.sdamgia.ru/test?
theme=1
Практикум
Работа с
текстом. Работа
с цитатами.
https://rusooge.sdamgia.ru/test?
theme=13
информации (с
включением
цитаты).
4 Задание 3.
Как построить
монологическое
высказывание по
одной
из
выбранных тем с
опорой на план.
5 Задание3.
Монологическое
высказывание
.Использование
клише.
6 Задание 4.
Диало
г(интервью).
Диалог по
заданной теме.
2
Практикум
2
Практикум
2
Практикум
7 Работа с
2
демоверсиями по
устному
собеседованию в
9 классе.
Практикум
8 Структура
экзаменационной
работы в формате
ГВЭ.
9 Знакомство с
критериями
оценки
выполнения
заданий с
развернутым
ответом.
Задание1.
110
Сжатое
0
. изложение. Что
такое
микротема.
Микротемы
исходного
текста.
11
.
Абзацное
членение
текста.
Задание 1.
Сжатое
1
1
2
2
Работа
с
текстом,
определение
темы,
идеи,
ключевых
(опорных) слов.
Работа с планом.
Работа с текстом,
Отработка
приёмов
использования
клише.
Ведение диалога
по заданной
теме. Отработка
приёмов по
обогащению
словарного
запаса учащихся.
Работа с текстом,с
пробными
заданиями.
Раздел 2 (12ч)
МиниРабота с
лекция,
демонстрационны
практикум
м
вариантом,
бланками
ответов.
Работа в группах.
Минилекция,
практикум
Практику
м
Работа с
текстом,
границы
микротем
исходного
текста.
Работа с текстом,
определение
https://rusooge.sdamgia.ru/test?
theme=3
https://rusooge.sdamgia.ru/test?
theme=12
https://rusooge.sdamgia.ru/test?
theme=4
https://rusooge.sdamgia.ru/
http://doc.fipi.ru/gve/
gve-9/2023/
spec_RU_pism_gve9_2023.pdf
http://doc.fipi.ru/gve/
gve-9/2023/
spec_RU_pism_gve9_2023.pdf
https://skysmart.ru/
media/texts/study/kakpisat-izlozheniya-naoge?
ysclid=lowym36hig770
369517
12
13
14
изложение.
Структурные
особенности
сжатого
изложения.
Основные
приёмы
компрессии
исходного текста.
Отработка
приёма
исключение.
Задание 1.
Основные
приёмы
компрессии
исходного текста.
Отработка
приёма
обобщение.
Отработка
приёма
упрощение.
Задание 1.
Практическое
занятие. Выбор
приемов
компрессии
исходного текста.
Задание 1.
Практическое
занятие. Работа с
примером
изложения из
КИМ
Практикум
2
2
2
15
Задание 2
Сочинение.
Критерии оценки
задания 2.
Структура
сочинения.
1
16
Задание 2.
Учимся
формулировать
тезис. Учимся
аргументировать.
Учимся писать
вывод сочинения
Фактические
ошибки.Речевые
ошибки.
2
17
2
Практикум
Практику
м,
изложение
Практик
ум,
изложени
е
темы, идеи,
ключевых
(опорных) слов.
Знакомство со
структурными
особенностями
сжатого
изложения.
https://
media.foxford.ru/
articles/oge-russianstatement?
yscli
d=lowz48wg79931036
123
Работа с текстом,
отработка
основных
приёмов
компрессии
исходного текста.
https://
media.foxford.ru/
articles/oge-russianstatement?
ysclid=lowz48wg79931
036123
Создание текста,
оценивание
Работа с текстом
изложения.
Корректировка
работы
Раздел 3 (9ч)
МиниЗнакомство с
лекция
алгоритмом
написания
сочинения.
Знакомство с
критериями
оценки
выполнения
заданий.
Элементы
сочинения, анализ
Практику
текстов
м
Минилекция
Работа с тестом
https://
media.foxford.ru/
articles/oge-russianstatement?
ysclid=lowz48wg79931
036123
http://doc.fipi.ru/gve/
trenirovochnyyesborniki-dlyaobuchayushchikhsya-sovz-gia-9/2018/gve9_russkiy_yazyk_tren_.
pdf
https://rus9gve.sdamgia.ru/test?
category_id=3&filter=a
ll
https://rus9gve.sdamgia.ru/test?
category_id=3&filter=a
ll
https://foxford.ru/wiki/
russkiy-yazyk/vidyoshibok-
Грамматические
ошибки
18. Практическое
занятие по
написанию
сочинениярассуждения по
пониманию
смысла
предложения,
взятого из
авторского текста
19. Практическое
занятие по
написанию
сочинениярассуждения на
заданную
проблему с
умением
приводить
аргументы из
текста и из
собственного
опыта.
Практику
м
2
2 Практику
м
Написание
сочинениярассуждения
2
2 Практику
м
Написание
сочинениярассуждения
grammaticheskieoshibki?
ysclid=lowzrwe53x702
823092
https://rus9gve.sdamgia.ru/test?
category_id=3&filter=a
ll
https://rus9gve.sdamgia.ru/test?
category_id=3&filter=a
ll
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Литература для учителя:
1. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9
класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения
государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П.
Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".
2. Сычева В.П. Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация:
Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок
ЕГЭ 9 класс. М.: "Экзамен".
3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая
аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых
заданий. 9 класс. М.: "Экзамен".
4. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания:
Государственная итоговая аттестация (в новой форме). М.: "Экзамен".
5. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2010.
6. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.
7. https://rus9-gve.sdamgia.ru/test?category_id=3&filter=all
8. https://media.foxford.ru/articles/oge-russian-statement?ysclid=lowz48wg79931036123
Материально-техническое обеспечение:
Компьютер.
Интерактивная приставка.
1.
2.