Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средневасюганская средняя общеобразовательная школа»
Принято на педагогическом совете
Утверждено приказом по школе
от 15.11.2022 г. протокол № 3
от 16.11.2022 г. приказ № 37
ПОЛОЖЕНИЕ
о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)
2022
1
1.
Общие положения
1.1. адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
Настоящее Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - Положение) разработано
в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)»,
Примерной
адаптированной
основной
общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1),Уставом МКОУ «Средневасюганская
СОШ»(далее – Школа) и обеспечивает связь между требованиями ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) (далее - Стандарт)
и образовательным процессом.
1.2. Планируемые результаты являются основой для разработки АООП (УО вариант 1).
1.3. Планируемые результаты являются содержательной и критериальной основой для
разработки адаптированных рабочих программ отдельных учебных предметов (курсов), а
также для системы оценки качества освоения обучающимися АООП (УО вариант 1) в
соответствии с требованиями Стандарта.
1.4. Цель оценочной деятельности.
установление
достижения планируемых личностных и предметных результатов
обучающимися в освоении АООП (УО вариант 1) по окончанию первого этапа обучения;
установление динамики развития обучающихся по итогам учебных четвертей
и
учебного года;
описание
достижения планируемых результатов в форме, понятной
для всех
участников образовательных отношений.
1.5. Основные принципы оценочной деятельности:
дифференциация и оценка достижений с учетом типологических и индивидуальных
особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
объективность оценки, раскрывающая динамику достижений и качественных изменений в
социальном и психическом развитии обучающихся;
единство параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении
содержания АООП.
1.6. Структура и содержание планируемых результатов освоения АООП (УО вариант 1)
отражают требования стандарта, передают специфику образовательного процесса (в частности,
специфику целей изучения отдельных учебных предметов), соответствуют возможностям
обучающихся.
1.7. Освоение АООП обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) двух видов результатов: личностных и предметных.
2. Требования к системе оценки достижений личностных результатов
2.1. Личностные результаты освоения АООП (УО вариант 1) включают овладение
обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практико1
ориентированных задач, формирование и развитие социальных отношений обучающихся в
различных средах.
2.2. Планируемые личностные результаты освоения АООП (УО вариант 1) заносятся в
рабочие программы по предметам и курсам, в программы коррекционно-развивающих
занятий.
2.3. Всесторонняя и комплексная оценка овладения личностным (жизненными)
компетенциями может осуществляться на основании применения метода экспертной оценки оценки результатов группой специалистов (экспертов). Основной формой работы участников
экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум.
2.4. При оценке личностных результатовдиагностируется сформированность внутренней
позиции ребёнка, которая проявляется в эмоционально - ценностных отношениях к себе и
окружающему миру. Оценка (но не отметка) проявляется в словесной характеристике. При
этом следует помнить, что такая оценка должна проходить в форме, не представляющей
угрозы личности и психологической безопасности ребёнка.
2.5. Система оценки включает:
перечень личностных результатов, критериев оценки социальной (жизненной)
компетенции обучающихся;
перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата.
2.6. Критериальным аппаратом служит классификатор личностных (жизненных)
компетенций и разработанный на его основе индивидуальный перечень возможных
результатов личностного развития (Приложение 1).
2.7. Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к
выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата
личностного развития по следующей шкале:
0 - отсутствует полностью, обучающийся не понимает его смысла, не включается в
процесс выполнения вместе с педагогом;
1- выполняет частично;
2- находится в стадии формирования (выполняет с помощью);
3- полностью сформировано (выполняет самостоятельно).
2.8. Оценка достижений личностных результатов производится 2 раза в год.
2.9. На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки делается вывод о
динамике развития жизненной компетенции обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) за год по каждому показателю по следующей шкале:
0 – отсутствие динамики или регресс;
1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия;
2 – минимальная динамика;
3 – средняя динамика;
4 – выраженная динамика;
5 – полное освоение действия.
2.10. Результаты оценки личностных достижений фиксируются классным руководителем в
листе «Мониторинга уровня сформированности личностных результатов обучающегося»
(Приложение 2) и заносятся в «Карту комплексного и динамического наблюдения за
развитием обучающегося».
3. Требования к системе оценки достижений предметных результатов
3.1. Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения,
специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению.
2
3.2. Оценка достижения предметных результатов обучающимисяпо пятибалльной системе
начинаетсясо второго полугодия 2 класса.
3.3. Оценка достижения планируемых результатов обучающих подготовительного (первого)
класса, первого класса и второго класса (первое полугодие) в течение учебного года
осуществляется без фиксации достижений в виде отметок по пятибалльной системе.
3.4. Критерии оценки предметных результатов формируются на основе индивидуального и
дифференцированного подхода (оценка овладения содержания учебных предметов).
3.5. Возможные предметные результаты заносятся в рабочую программу по предмету,
курсу с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных
потребностей обучающихся, а также специфики содержания предметных областей.
3.6. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
3.7. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3.8. Минимальный уровень достижения предметных результатов фиксируется в рабочих
программах по предметам и курсам с ориентацией на всех обучающихся класса.
3.9. Достаточный уровень рассматривается как повышенный и не является обязательным
для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3.10. Оценка производится с учетом актуального психического и соматического состояния
обучающегося.
3.11. Оцениванию не подлежат: темп работы, личностные качества обучающихся,
своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп
деятельности и др.).
3.12. Оценка достижений предметных результатов производится путем фиксации
фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве
возможного предметного результата по следующей шкале:
0 – не выполняет, помощь не принимает;
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи;
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после
частичного выполнения педагогом;
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;
4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции;
5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
3.13. В процессе выполнения заданий обучающимся оказывается необходимая помощь
(выполнение по образцу, по подражанию, после частичного выполнения взрослым, совместно
со взрослым).
3.14. Оценка достижений предметных результатов производится 1 раз в четверть.
3.15. В конце учебного года на основании сравнения показателей за четверть текущей и
предыдущей оценки учитель делает вывод о динамике усвоения АООП каждым обучающимся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по каждому показателю по
следующей шкале:
1- - отсутствие динамики или регресс;
2- - динамика в освоении минимум одной операции,
действия; 2 - минимальная динамика;
3 - средняя динамика;
4 - выраженная динамика;
5 - полное освоение действия.
3
3.16. Результаты оценки предметных достижений фиксируются классным руководителем в
листе «Оценки достижения планируемых результатов по учебному предмету» (Приложение 3)
и заносятся в «Карту комплексного и динамического наблюдения за развитием
обучающегося».
3.17. Выявление представлений, умений и навыков обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в каждой образовательной области создает основу для
дальнейшей корректировки АООП, конкретизации плана коррекционно-развивающей работы.
3.18. Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося при выполнении действий,
операций, направленных на решение жизненных задач.
3.19. Предметные результаты не являются основным критерием при принятии решения о
переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих
при оценке итоговых достижений.
3.20. Бальная оценка предметных результатов начинается со второго полугодия 2-го класса,
т.е. в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые начальные навыки
чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них будет привычной, и
они смогут ее организовывать под руководством учителя.
3.21. Отметка выставляется по двухуровневому принципу: «усвоено», «неусвоено». Отметке
«усвоено» соответствует шкальная оценка от 1 до 5. Отметке «неусвоено» соответствует
шкальная оценка 0 по обеим составляющим предметных результатов.
3.22. При оценивании предметных достижений обучающихся во 2-4 классах используется
пятибалльная система.
3.23. Балльная оценка свидетельствует о качестве усвоенных знаний и ориентирована на
следующие критерии:
соответствие / несоответствие усвоения научных знаний и использование их в
практике (полнота и надежность знаний);
«верно» / «неверно» усвоенные предметные результаты с точки зрения
достоверности, свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных
причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления;
прочность усвоения знаний (удовлетворительные; хорошие и очень хорошие
(отличные);
самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия /
отсутствия помощи и ее видов:
задание выполнено полностью самостоятельно;
выполнено по словесной инструкции;
выполнено с опорой на образец;
задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
3.24. Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися
разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Формы контроля и учета достижений обучающихся:
Обязательные формы и методы
Иные формы учета достижений
контроля
Текущий
Промежуточная
Урочная
Внеурочная
4
контроль
Устный опрос,
письменный опрос,
письменная
самостоятельная
работа,
практическая работа,
контрольное
списывание,
тестирование,
контрольная работа.
аттестация
Письменная
контрольная работа
по предмету,
тестирование,
практическая
контрольная работа
по предмету.
деятельность
Анализ динамики
текущей успеваемости.
деятельность
Участие в выставках,
конкурсах,
соревнованиях,
активность в проектах
и программах
внеурочной
деятельности,
творческий отчет.
3.25. Мониторинг итоговой оценки достижения планируемых результатов в реализации
АООП (вариант 1)
№
п/п
1.
2.
3.
Балл
Характеристика продвижений
«удовлетворительно»
(3)
«хорошо»
(4)
«очень хорошо»
(отлично)(5)
если обучающиеся верно выполняют
от 35% до 50% заданий
если обучающиеся верно выполняют
от 51% до 65% заданий
если обучающиеся верно выполняют
свыше 65%.
3.26. Содержательный контроль и оценка предметных результатов обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает выявление
индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся и не допускает
сравнения его с другими детьми.
3.27. Итоговая аттестация выпускников.
Согласно требованиям Стандарта по завершению реализации АООП (вариант 1)
проводится итоговая аттестация в форме двух испытаний:
первое ― предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения
обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ
социальной жизни;
второе ― направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
Учреждение самостоятельно разрабатывает содержание и процедуру проведения
итоговой аттестации. Результаты итоговой аттестации оцениваются в форме «зачет» / «не
зачет».
4. Организация коррекционно – образовательной деятельности
№
п/п
1.
Вид КОД
Стартовая (входная) работа
Время
проведения
Начало сентября
Содержание
Определяет актуальный уровень
знаний, необходимый для
продолжения обучения, а также
намечает «зону ближайшего развития»
и предметных знаний, организует
коррекционную работу в «зоне
5
актуальных знаний».
2.
Контрольная работа
Проводится по
итогам изучения
темы
3.
Диагностическая
контрольная работа за I
полугодие
Конец декабря
4.
Итоговая контрольная
работа
Конец апреля май
Включает основные темы учебного
года. Задания рассчитаны на проверку
не только знаний, но и развивающего
эффекта обучения.
.5.
Мониторинг «Динамика
развития личности»
Май
Направлена на выявление уровня
освоения ключевых компетентностей,
личностных результатов и
сформированности БУД
Направлена на проверку
пооперационного состава действия,
которым необходимо овладеть
учащимся в рамках решения учебной
задачи.
Направлена на возможную коррекцию
результатов предыдущих тем
обучения по предметам обязательной
части учебного плана.
5. Заключительные положения
5.1. Данное Положение является локальным правовым актом Учреждения.
5.2. Срок действия данного Положения не ограничен.
5.3. Настоящее Положение действует до внесения изменений и
законодательство РФ в области образования.
дополнений
в
6
Приложение 1.
Перечень параметров и индикаторов оценки личностных результатов.
№
п/п
1.
Критерий
Параметры оценки
Осознание себя как гражданина России;
формирование чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России.
Сформированность основ гражданской
идентичности.
2.
Формирование уважительного отношения к
иному мнению, истории и культуре других
народов.
Сформированность уважительного
отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов.
3.
Развитие адекватных представлений о
собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении.
Сформированность представлений о
собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении.
4.
Овладение начальными навыками адаптации в
динамично изменяющемся и развивающемся
мире.
Сформированность навыков адаптации.
Индикаторы
Знает название государства – Россия.
Знает символы России (флаг, герб, гимн).
Называет область, город, село, в котором проживает.
Знает основные государственные праздники (День
защитника Отечества, День Победы,
Международный женский день).
Дифференцирует людей по национальной
принадлежности.
Знает названия национальностей людей,
проживающих на территории области, города, села.
Уважительно относится к представителям различных
национальностей.
Умеет выслушать мнение других, уважительно
относится к иному мнению.
Уважительно относится к культуре и традициям
народов России и мира.
Умение адекватно оценивать свои возможности и
силы (различает «что я хочу» и «что я могу»).
Умение обратиться к взрослому за помощью и
сформулировать просьбу, точно описать возникшую
проблему в области жизнеобеспечения.
Умение понимать, что можно и чего нельзя.
Овладение навыками самообслуживания.
Умение выстраивать добропорядочные отношения со
взрослыми и детьми.
Умение ориентироваться в помещениях школыинтерната.
Соблюдение правил дорожного движения.
Умение адекватно вести себя в проблемных
ситуациях.
5.
Овладение социально-бытовыми умениями,
используемыми в повседневной жизни.
Сформированность социально-бытовых
умений.
6.
Владение навыками коммуникации и
принятыми нормами социального
взаимодействия (т.е. самой формой поведения,
его социальным рисунком).
Сформированность навыков коммуникации,
владение средствами коммуникации.
7.
Способность к осмыслению социального
окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей.
Сформированность представлений о правилах
поведения в разных социальных ситуациях, с
людьми разного социального статуса и
разного возраста.
Сформированность необходимых ребёнку
Умение извлекать необходимую информацию из
различных источников.
Пользоваться специальной тревожной кнопкой на
мобильном телефоне; написать при необходимости
сообщение.
Способность применять социально – бытовые
умения самостоятельно.
Владение представлениями об устройстве домашней
жизни.
Умение включаться в разнообразные повседневные
дела.
Умение брать на себя ответственность в каких-то
областях домашней жизни.
Понимание предназначения окружающих в быте
предметов и вещей.
Способность ориентироваться в устройстве
школьной жизни.
Умение просить помощи в случае затруднений.
Участие в повседневной жизни класса.
Способность принимать на себя обязанности наряду
с другими детьми.
Умение использовать разнообразные средства
коммуникации согласно ситуации.
Умение обращаться за помощью разными
способами.
Умение инициировать и поддерживать общение
(начать, поддержать и завершить разговор; задать
вопрос; выразить свои намерения, пожелания,
опасения).
Умение корректно выразить отказ и недовольство.
Умение выразить благодарность сочувствие.
Владение навыками культурного поведения.
Знание правил поведения в разных социальных
ситуациях с людьми разного возраста и статуса.
Понимание своего гендерного отличия.
Осознание статуса «ученика».
8
социальных ритуалов.
8.
Принятие и освоение социальной роли
обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной
деятельности.
Сформированность мотивации учебной
деятельности, включая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы.
9.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми
и сверстниками в разных социальных
ситуациях.
Сформированность навыков сотрудничества
со взрослыми и сверстниками.
10.
Формирование эстетических потребностей,
ценностей и чувств.
Сформированность эстетических
потребностей, ценностей и чувств.
11.
Развитие этических чувств,
доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания к чувствам других людей.
Формирование установки на безопасный,
здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат,
Сформированность этических чувств,
доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей.
Сформированность установки на здоровый и
безопасный образ жизни, бережного
отношения к материальным и духовным
12.
Осознание статуса «воспитанник».
Осознание доступных социальных ролей
(брат/сестра, сын/дочь, старший/младший,
покупатель, больной и т.д.).
Умение бережно относиться к окружающему миру
(взрослым, детям, пожилым, молодым, природе,
дому, в котором живёшь, школе, историческим
памятникам, животным, растениям и т.д.).
Умение противостоять асоциальному поведению,
влияющему на здоровье и жизнь.
Знает временные границы урока и перемены.
Знает правила поведения на уроке и перемене.
Выполняет требования, предъявляемые к
обучающемуся (сидит за партой, поднимает руку для
того, чтобы задать вопрос или ответить и т.п.).
Пользуется учебными принадлежностями по
назначению (карандашом, ручкой, линейкой и т.д.).
Умение ориентироваться в расписании.
Умение ориентироваться в расположении учебных
кабинетов.
Знает правила устного общения (обращение,
вежливые слова).
Умение работать в группе сверстников.
Умение выйти из конфликтной ситуации.
Умение учитывать другое мнение в совместной
работе.
Умение аккуратно, красиво одеться.
Умение оценивать различные эстетически-значимые
предметы и явления.
Участие в творческих мероприятиях, кружках.
Умение поступать в соответствии с нормами морали
(хорошо-плохо, можно-нельзя и т.д.).
Умение сопереживать чувствам других.
Умение быть правдивым, честным, справедливым.
Делает зарядку.
Соблюдает санитарно-гигиенические нормы.
Соблюдает режим дня.
9
13.
бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
ценностям.
Проявление готовности к самостоятельной
жизни.
Сформированность навыков поведения в
повседневной жизни.
Умение планировать свою деятельность.
Умение организовать своё рабочее место.
Умение рационально, экономно использовать
материалы.
Умение создавать новое, инициировать.
Умение довести начатое дело до конца.
Участие в физкультурно-оздоровительных
мероприятиях.
Проявление бережного отношения к результатам
своего и чужого труда.
Владеет санитарно-гигиеническими нормами,
пользуется средствами по назначению.
Умеет подбирать одежду по сезону, знает как за ней
ухаживать.
Выполняет отдельные поручения по ведению
домашнего хозяйства.
Умеет пользоваться средствами связи.
Знает экстренные службы и их назначение.
Знает назначение транспортных средств и
использует ПДД.
Умеет совершать покупки.
Умеет пользоваться бытовой техникой.
10
Приложение 2.
Мониторинг уровня сформированности личностных результатов обучающегося
Ф.И. учащегося:
№
класс
Критерии
Параметры оценки /индикаторы/
Уровень сформированности
май
сентябрь
0
1.
Осознание себя как
гражданина России;
формирование чувства
1
2
3
0
1
2
Динамика
за год
3
Знает название государства – Россия.
Знает символы России (флаг, герб, гимн).
гордости за свою Родину,
российский народ и историю
России.
Называет область, город, село, в котором проживает.
Знает основные государственные праздники (День
защитника Отечества, День Победы,
Международный женский день).
Приложение 3
Оценка достижений предметных результатов АООП по учебному предмету
Лист конкретных достижений
Ф.И. обучающегося:
класс
Критерии
1 четверть
Класс
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Средняя
сумма
Динамика
Итого за четверть:
Ниже минимального уровня:
Минимальный уровень (16б.-48 б.)
Достаточный уровень (49 б.-80 б.)
11
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)