Учебный план НОО на 2023-2024 учебный год

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средневасюганская средняя общеобразовательная школа»

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(2023-2024 учебный год)

2023

1.Пояснительная записка
В основе учебного плана лежит УМК «Школа России». Учебный план определяет перечень,
трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов,
курсов, дисциплин, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации
обучающихся;
Учебный план обеспечивает:
- введение в действие и реализацию требований Федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего образования;
- реализацию основной образовательной программы начального общего образования;
- определяет общий и максимально допустимый объем недельной нагрузки учащихся;
- состав и структуру предметных областей;
- последовательность и распределение учебного времени, необходимого для освоения содержания
по учебным предметам;
- перечень учебных предметов по классам;
- формы промежуточной аттестации.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав
учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во
всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих
основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного начального общего образования:
- формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным,
национальным и этнокультурным ценностям;
- готовность обучающихся к продолжению образования на последующих уровнях основного
общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Это время отводится для
углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов, обеспечивающих различные
интересы обучающихся.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования составляет 34
недели, в 1 классе — 33 недели. Учебный план для 1 – 4 классов ориентирован на 4-летний
нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования в рамках
ФГОС.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена
учебными предметами «Русский язык», «Литературное чтение». В 1-4 классах на изучение
учебного предмета «Русский язык» отведено 5 часов в неделю при 5-дневной учебной неделе.
На изучение учебного предмета «Литературное чтение» отведено 4 часа в неделю во 2-4-х
классах. В 1-х классах начальным этапом изучения русского языка и литературного чтения
является курс «Обучение грамоте» (22 учебные недели, 9 ч. в неделю). Содержание обучения
грамоте представлено соответственно, как в курсе русского языка, так и в курсе литературного
чтения. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтения. После курса
«Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Предметы «Родной язык (русский)», «Литературное чтение на родном языке (русском)» были не
выбраны родителями для изучения, поэтому было принято решение на родительских собраниях
изучать предмет «Русский язык» как государственный.
Предметная область «Иностранный язык» представлена учебным предметом
«Английский язык». Преподавание данного предмета представлено во 2-4 классах изучением
английского языка. На предмет «Иностранный язык» отведено 2 часа в неделю. Изучение данной

предметной области направлено на:
- формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне;
- приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка.
Предметная область «Математика и информатика» представлена предметом
«Математика». На изучение учебного предмета «Математика» в 1-4 классах отведено 5 часов в
неделю по данному учебному плану (в примерном плане НОО отведено 4 часа на математику).
Так как изучение предмета «Математика» направлено на развитие математической речи,
логического и алгоритмического мышления, воображения, поэтому из части учебного плана,
формируемой участниками образовательных отношений на предмет «Математика» в 1-4 классах
отведен 1 час для углубленного и расширенного изучения данного предмета.
Предметная область «Обществознание и естествознание» представлена
предметами «Окружающий мир». На изучение учебного предмета «Окружающий мир» отведено 2
часа в неделю. Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на:
формирование уважительного отношения к семье, региону, России, истории, культуре, природе
нашей страны, её современной жизни; осознание ценности, целостности и многообразия
окружающего мира, своего места в нем; формирование модели безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование
психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме.
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики»
представлена предметом «Основы религиозных культур и светской этики». Курс «Основы
религиозных культур и светской этики» осуществляется в 4 - м классе через модули «Основы
православной культуры», «Основы светской этики», «Основы буддийской культуры», «Основы
мусульманской культуры». С учетом мнения родителей (законных представителей) выбран
модуль «Основы светской этики» (родительское собрание от 04.03.2021) на основании заявления
родителей (законных представителей) в объеме 1 час в неделю.
Предметная область «Искусство» представлена предметами «Музыка»,
«Изобразительное искусство». В 1-4 классах: «Музыка» -1 час в неделю, «ИЗО» - 1 час в неделю.
Изучение предметов эстетического цикла направлено на: развитие способностей к художественнообразному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и
музыкального искусства; выражению в творческих работах своего отношения к окружающему
миру.
Предметная область «Технология» представлена
учебным
предметом
«Технология». На изучение учебного предмета отведен 1 час в неделю. Учебный предмет
реализует следующие задачи: формирование опыта как основы обучения и познания;
осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных
задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов;
формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности.
Предметная область «Физическая культура» представлена предметами
«Физическая культура». На изучение учебного предмета отведено 2 часа в неделю при
пятидневной учебной неделе, третий час реализуется в рамках внеурочной деятельности.
Учебный предмет «Физическая культура» имеет большое значение для:
- укрепления здоровья обучающихся;
- содействия гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию;
- успешного обучения;
- формирования первоначальных умений у обучающихся саморегуляции средствами физической
культуры;
- формирования установки на сохранение и укрепления здоровья, навыков здорового и
безопасного образа жизни.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных
дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года
дополнительные недельные каникулы. Режим работы учреждения – пятидневная дневная учебная
неделя.
В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями предельно допустимая учебная
нагрузка при пятидневной учебной неделе для 1 класса составляет 21 час в неделю, для 2-4-х

классов – 23 часа. Продолжительность и количество уроков для 1 класса составляет: - в сентябре,
октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый; - в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут
каждый; - в январе - мае - по 4 урока по 40 минут каждый. Продолжительность урока для 1-4
классов – 40 минут каждый. Обучение в 1-ом классе проводится без балльного оценивания и
домашних заданий. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее
2954 часов и более 3190 часов. (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 32.05.2021 № 286).
Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема
учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы,
сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в порядке, установленном
локальным актом «Положение о порядке проведения промежуточной аттестации обучающихся».
Промежуточная аттестация обучающихся может проводиться как письменно, так и устно. Оценка
результатов текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся
осуществляется администрацией, педагогами в установленные сроки, анализируются и
рассматриваются на заседаниях педагогического совета, методических объединений, на совещании
при директоре, заседаниях, родительских и классных собраниях.
Учащиеся 1-4-х классов проходят промежуточную аттестацию - выполняют письменные
работы по предметам обязательной части учебного плана с целью определения уровня освоения
образовательной программы, а также комплексную работу для оценки метапредметных
результатов освоения ООП НОО. По остальным учебным предметам промежуточная аттестация
проводится в форме учета текущего контроля успеваемости обучающихся.
Годовой учебный план начального общего образования
Предметные
области

учебные
предметы

Количество часов в год
Всего
классы

Обязательная часть
Русский язык
Филология
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
Основы
религиозной
культуры и
светской этики
Искусство
Технология
Физическая
культура

Литературное
чтение
Иностранный язык
Математика

I

II

III

IV

165

170

170

170

675

132

136

136

136

540

–

68

68

68

204

136

136

136

136

540

66

68

68

68

270

–

–

–

34

34

33

34

34

34

135

33

34

34

34

135

33

34

34

34

135

99

102

102

102

405

693

782

782

816

3073

–

102

102

64

268

693

884

884

884

3345

Окружающий мир

Основы
религиозной
культуры и светской
этики
Музыка
Изобразительное
искусство
Технология
Физическая
культура

Итого:
Часть, формируемая участниками
образовательной деятельности

Максимально допустимая
годовая нагрузка

Распределение часов недельного учебного плана начального общего образования
по предметным областям и предметам
на 2023 -2024 учебный год (5-дневная учебная неделя)
Учебные
Количество часов в неделю
Предметные
предметы
области
Всего
II
III
IV
классы
I
Русский язык
Филология

Математика и
информатика
Обществознан
ие и
естествознание
Основы
религиозной
культуры и
светской этики
Искусство
Технология
Физическая
культура

Обязательная часть
5
5

5

5

20

Литературное
чтение

4

4

4

4

16

Иностранный язык

–

2

2

2

6

4

4

4

4

16

2

2

2

2

8

–

–

–

1

1

4

Математика

Окружающий мир
Основы
религиозной
культуры и
светской этики
Музыка

1

1

1

1

Изобразительное
искусство

1

1

1

1

1

1

1

1

Технология
Физическая
культура

Итого
Часть, формируемая участниками
образовательной деятельности
Математика

2

2

4
4
4

20

22

22

23

83

1

1

1

0

3

1

1

1

0

3

Учебные недели

33

34

34

34

135

Всего часов

693

782

782

816

3073

Рекомендуемая недельная нагрузка при
5-дневной учебной неделе

21

23

23

23

90

Максимально допустимая недельная
нагрузка, предусмотренная
действующими санитарными
правилами и гигиеническими
нормативами

21

23

23

23

90

*Общий объём аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года не может составлять менее 2954 и более 3190
академических часов

Формы промежуточной аттестации для обучающихся начальных классов
МКОУ «Средневасюганская СОШ» на 2023-2024 учебный год
Периоды освоения ООП НОО
1 класс
2 класс
3 класс
Русский язык
+
+
+
Диктант с грамматическим заданием
Литературное чтение
+
+
+
Контрольная работа
Иностранный язык
+
+
Словарный диктант
Математика
+
+
+
Контрольная работа
Окружающий мир
+
+
Тематический тест
Основы Светской этики
Проект
Музыка
+
+
Контрольное тестирование
Изобразительное искусство
+
+
+
Отчетная выставка
Технология
+
+
+
Отчетная выставка
Физическая культура
+
+
+
Сдача нормативов
+
+
+
Итоговая комплексная контрольная
работа
Формы промежуточной аттестации

4 класс
+
+
+
+

+
+
+
+
+
+

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа
начального общего образования реализуется МКОУ «Средневасюганская СОШ», в том
числе, и через внеурочную деятельность.
2. План внеурочной деятельности начального общего
образованияна 2023– 2024 учебный год
Пояснительная записка
Цель внеурочной деятельности — психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с
учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных
способностей и познавательных интересов.
План внеурочной деятельности сформирован с учетом предоставления права участникам
образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие:
1) поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения
программы начального общего образования;
2) совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в
разновозрастной школьной среде;
3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа
жизни;
4) повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектноисследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников;
5) развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться,
руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы;

6) поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления;
7) формирование культуры поведения в информационной среде.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности младшего
школьника с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы представляются в
деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико-ориентированные характеристики.
При выборе направлений и отборе содержания обучения образовательная организация
учитывает:
 особенности образовательной организации (условия функционирования, тип школы, особенности
контингента, кадровый состав);
 результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их
учебной деятельности;
 возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их
содержательная связь с урочной деятельностью;
 особенности информационно-образовательной среды образовательной организации, национальные
и культурные особенности региона, где находится образовательная организация.
Направления и цели внеурочной деятельности
1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие школьника,
углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового
безопасного образа жизни.
2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных
предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов.
3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной
коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества.
4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система
разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к
импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в
театрализованной деятельности.
5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности,
которые формируют представления младших школьников о разнообразных современных
информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере.
6. Интеллектуальные марафоны — система интеллектуальных соревновательных мероприятий,
которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные
интересу и способности к самообразованию.
7. «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель
непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных
предметов.
Основные направления, цели и формы организации внеурочной деятельности
на 2023-2024 учебный год
При отборе направлений внеурочной деятельности МКОУ «Средневасюганская СОШ»
ориентируется, прежде всего, на свои особенности функционирования, психолого-педагогические
характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения. К выбору
направлений внеурочной деятельности и их организации привлекаются родители как законные
участники образовательных отношений.
Духовно-нравственная деятельность
Цель: формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося,
необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Форма организации: Внеурочные занятия "Разговоры о важном" направлены на развитие
ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре.
Профориентационная деятельность
Цель: Формирование интереса к разным видам сферы профессиональной деятельности.
Форма организации: экскурсии, лекции, игровые технологии.

Данное направление реализуется при помощи программы внеурочной деятельности «Тропинка в
профессию» и способствует накоплению непосредственных жизненных впечатлений обучающихся о
тех или иных профессиях, что обеспечивает начало формирования гражданственного патриотического
отношения к среде обитания и проживания и осознанных профессиональных интересов
Спортивно-оздоровительная деятельность
Цель: формирование представлений учащихся о здоровом образе жизни, развитие физической
активности и двигательных навыков.
Форма организации: спортивная секция.
Данное направление реализуется программами внеурочной деятельности: «Подвижные игры», по
итогам работы проводятся конкурсы, соревнования, Дни здоровья.
Проектно-исследовательская деятельность
Цель: углубление знаний и представлений о предметах «Экология», «Финансовая грамотность»,
развитие познавательной активности и интереса в процессе исследовательской работы, воспитание
экологической культуры, эстетического и нравственного отношения к природным объектам,
ответственного отношения к природе.
Форма организации: исследовательские проекты, экологическая лаборатория.
Данное направление реализуются посредством проектной деятельности на занятиях «Экология»,
«Основы финансовой грамотности». По итогам внеурочной деятельности проводится защита
проектов.
Коммуникативная деятельность
Цель: совершенствование читательской грамотности младших школьников, формирование текстовой
деятельности с необычными формами представления информации (туристические буклеты;
программы выставок; маршруты путешествий; объявления и рекламы); развитие творческой
способности создавать необычные тексты.
Форма организации: лаборатория текстов (система практических занятий).
Данное направление реализуется программой внеурочной деятельности «Чтение. Работа с текстом»
(развитие читательской грамотности) Результатами работы становятся концерты, конкурсы
выразительного чтения.
Художественно-эстетическая творческая деятельность
Цель: расширение знаний учащихся об объектах рукотворного мира, формирование умений создавать
предметы своими руками с использованием природного материала, развитие творческой активности,
интереса, любознательности, воспитание трудолюбия и уважения к труду как к ценности.
Форма организации: творческие мастерские.
Направления реализуется посредством внеурочной деятельности «Умелые ручки». По итогам
внеурочной деятельности проводятся конкурсы, выставки.
Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности,
которые формируют представления младших школьников о разнообразных современных
информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере. Данное
направление реализуется через курс дополнительного образования «Мир компьютера»
Интеллектуальные марафоны
Цель: совершенствование математических навыков для учащихся, испытывающих трудности в его
изучении; развитие у детей познавательных интересов, формирование стремления ребёнка к
размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего
интеллекта.
Форма организации: учебный курс.
Направление реализуется программами внеурочной деятельности: «Умка», «Математика и
конструирование» по итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы и олимпиады.
«Учение с увлечением!»
Цель: совершенствование орфографической грамотности младших школьников, поддержка
обучающихся, испытывающих затруднения в достижении планируемых результатов, связанных с
правописанием.

Форма организации: факультатив.
Данное направление реализуется программой внеурочной деятельности «Каллиграфия». Результатами
работы становятся конкурсы, выставки «Лучшая тетрадь».
Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям:
- целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного
направления;
- преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное
участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой,
коллективной);
- учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление
внеучебной деятельности;
- использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ.

План внеурочной деятельности по направлениям на 2023-2024 учебный год
название
рабочей
программы
курса ВД/ форма
реализации
«Разговор о
важном»
Основы
финансовой
грамотности/
исследовательск
ие проекты
(ТР)
Чтение. Работа с
текстом
(развитие
читательской
грамотности) /
лаборатория
текстов
«Орлята»(ТР)

название
модулей
программ
ы, курса

итого
недельн
направление
ых часов
развития
за
личности
уровень
1
2
3
4
обучени
я
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
Духовно0,5
0,5
0,5
0,5
2
нравственное
количество часов в
неделю /класс

Проектноисследовател
ьская
деятельность

0,5

0,5

0,5

срок
реализац
ии

количест
во
недель в
сроке
реализац
ии

итого
часов за
уровень
обучения

сентябрь
- май

34

68

1,5

сентябрь
- май

17

51

Коммуникат
ивная
деятельность

0,5

0,5

0,5

0,5

2

сентябрь
- декабрь

17

68

Социальные
интересы

1

1

1

1

4

сентябрь
- май

34

136

2

сентябрь
- май

34

68

1,5

сентябрь
- май

34

68

1

сентябрь
- май

34

68

1

сентябрь
- декабрь

17

17

2

январьмай

17

68

34
34

544

Вариативная часть
«Подвижные
Спортивноигры»
оздоровитель
/спортивная
ное
секция
«Математика и
Интеллектуа
конструировани
.
льные
е» / учебный
марафоны
курс (ТР)
«Умка»
Интеллектуа
факультатив
льные
(ТР)
марафоны
факультатив
«Каллиграфия»
Учение с
(коррекционная)
увлечением!
/ факультатив
«Экология» /
Проектноэкологическая
исследовател
лаборатория
ьская
(ТР)
деятельность
Итого в неделю
Всего за год

1

1

0,5

0,5

1

0,5

1
0,5

0,5

0,5

0,5

5
170

4,5
170

4,5
170

5
170

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 12.10.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(38253) 25-1-20

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».