Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средневасюганская средняя общеобразовательная школа»
Индивидуальный учебный план
для обучающегося 6 класса с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
на 2023-2024 учебный год
2023
Учебный план МКОУ «Средневасюганская СОШ» (далее - Учебный план),
реализующих АООП для обучающихся с умственной отсталостью вариант 1
(интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный
объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и
коррекционно-развивающая область.
Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной
области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность,
заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории
обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического
развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая
область. Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию
в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными, ритмика). Всего
на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное,
социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью
образовательного процесса в общеобразовательной организации. Обучающимся
предоставляется возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их
развитие.
Содержание учебного плана АООП с УО вариант 1 для 6 класса
Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционноразвивающую область.
Обязательная часть
1.Предметная область: Язык и речевая практика.
Реализуется через предметы:
Русский язык в количестве 4-х часов в неделю.
Основные задачи реализации содержания: Формирование первоначальных навыков
чтения и письма в процессе овладения грамотой. Формирование элементарных
представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения
знаний. Использование письменной коммуникации для решения практикоориентированных задач.
Чтение (Литературное чтение) в количестве 4-х часов в неделю.
Основные задачи реализации содержания: Осознание значения чтения для решения
социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства
прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и
правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного
чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование
коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений.
2.Предметная область: Математика.
Реализуется через предметы:
Математика в количестве 4-х часов в неделю. Основные задачи реализации содержания:
Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением
арифметических задач и другими). Овладение способностью пользоваться
математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач
(ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры в
различных видах практической деятельности).
Информатика (с 7 класса). Основные задачи реализации содержания: Развитие
способности использовать некоторые математические знания в жизни. Формирование
начальных представлений о компьютерной грамотности.
3.Предметная область: Естествознание.
Реализуется через предметы:
Природоведение в количестве 2-х часов в неделю.
Основные задачи реализации содержания: Формирование элементарных знаний о живой и
неживой природе и взаимосвязях, существующих между ними. Применение полученных
знаний в повседневной жизни. Развитие активности, любознательности и разумной
предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.
Биология (с 7 класса) Основные задачи реализации содержания: Формирование
элементарных научных представлений о компонентах живой природы: строении и жизни
растений, животных, организма человека и его здоровье. Практическое применение
биологических знаний: усвоение приемов выращивания и ухода за некоторыми
(например, комнатными) растениями и домашними животными, ухода за своим
организмом;
использование полученных знаний для решения бытовых, медицинских и экологических
проблем.
География в количестве 2-х часов в неделю. Основные задачи реализации содержания:
Усвоение элементарных знаний по физической и экономической географии России.
Формирование элементарных представлений о географии материков и океанов.
Расширение географических представлений о родном крае.
4.Предметная область: Человек и общество.
Реализуется через предметы:
Основы социальной жизни в количестве 2-х часов в неделю.
Основные задачи реализации содержания: Развитие навыков самообслуживания,
самостоятельного ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении
и возможности более широкой жизненной ориентации, обеспечения безопасности
жизнедеятельности. Усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с
людьми в разных жизненных ситуациях. Понимание роли семьи и семейных отношений в
жизни человека, общества и государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и
укреплении его соматического, физического и психического здоровья, формировании
правильного уклада семейных отношений.
Мир истории в количестве 2-х часов в неделю.
Основные задачи реализации содержания: Формирование первоначальных временных
исторических представлений. Установление
простейших взаимосвязей между историческим временем и изменениями,
происходящими в
предметном мире (мире вещей); жизни отдельного человека и общества.
История Отечества (с 7 класса). Основные задачи реализации содержания:
Формирование представлений о наиболее значимых исторических событиях в жизни
нашей страны, о традициях, трудовых и героических делах народов, проживающих на
территории нашей Родины, о примерах служения своему Отечеству в борьбе за свободу и
независимость.
5.Предметная область: Искусство.
Реализуется через предмет:
Рисование (изобразительное искусство) в количестве 2-х часов в неделю, которые
перенесены из части, формируемой участниками образовательных отношений.
Основные задачи реализации содержания: Формирование умений и навыков
изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач. Развитие
художественного вкуса: умения отличать "красивое" от "некрасивого"; понимание
красоты как ценности; воспитание потребности в художественном творчестве.
6.Предметная область: Технология.
Профильный труд в количестве 6-ти часов в неделю.
Основные задачи реализации содержания: Формирование трудовых умений, необходимых
в разных жизненных сферах. Формирование умения адекватно применять доступные
технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального
и трудового взаимодействия. Приобретение навыков самостоятельной работы и работы в
коллективе, воспитание чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи.
7.Предметная область: Физическая культура.
Физическая культура (Адаптивная физическая культура) в количестве 2-х часов в неделю.
Основные задачи реализации содержания: Формирование установки на сохранение и
укрепление здоровья, навыков ЗБОЖ; соблюдение индивидуального режима питания и
сна. Воспитание интереса к ФК и спорту, формирование потребности в систематических
занятиях ФК и доступных видах спорта. Формирование и совершенствование основных
двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и других. Формирование умения следить
за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их
дозировать. Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой,
гимнастикой, лыжной подготовкой и другими) в соответствии с возрастными и
психофизическими особенностями обучающихся. Коррекция недостатков познавательной
сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы.
Воспитание нравственных качеств и свойств личности.
8. Коррекционно-развивающая область представлена коррекционными занятиями
(логопедические, психокоррекционные занятия и ритмика)). Всего на коррекционноразвивающую область отводится 6 часов в неделю.
Коррекционно - развивающее направление является обязательным; оно
поддерживает процесс освоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 1 содержания АООП.
Его содержание регламентируется содержанием коррекционно-развивающей области,
представленной в учебном плане. Содержание коррекционно-развивающей области
учебного плана представлено коррекционными занятиями (логопедическими и
психокоррекционными).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса. Обучающимся предоставляется
возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП МКОУ
«Средневасюганская СОШ» определяется расписанием учебных занятий и графиком
работы кружков и секций школы.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП.
Максимальная нагрузка учащихся соответствует нормативным требованиям СанПиН
2.4.2.3286-15 и составляет в 6 классе – 30 часов в неделю.
Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 1) обучающихся V – IX классов
Класс
Предметные области
Учебные предметы
Количество часов
Всего
V VI VII VIII IX
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
Русский язык
4
4
4
4
4
20
Чтение (Литературное чтение)
4
4
4
4
4
20
Математика
4
4
3
3
3
17
Информатика
-
-
1
1
1
3
Природоведение
2
2
-
-
-
4
Биология
-
-
2
2
2
6
География
-
2
2
2
2
8
Основы социальной жизни
2
2
2
2
2
10
Мир истории
-
2
-
-
-
2
История Отечества
-
-
2
2
2
6
Музыка
1
-
-
-
-
1
Рисование (изобразительное
искусство)
2
-
-
-
-
2
6. Физическая культура
Адаптивная физическая культура
2
2
2
2
2
10
7. Технология
Профильный труд
6
6
7
7
7
33
Итого
27 28 28
28
28
139
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений:
2
1
1
1
7
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
29 30 30
30
30
149
Коррекционно-развивающая область (коррекционные
занятия и ритмика):
6
6
6
6
6
30
Внеурочная деятельность:
4
4
4
4
4
20
2. Математика
3. Естествознание
4. Человек и общество
5. Искусство
Рисование (изобразительное искусство)
2
2
Индивидуальный учебный план обучающегося для 6 класса
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1
на 2023-2024 учебный год
Предметные области
Учебные предметы
Классы/
часов в
ученика
количество
неделю для
6 класс
1.Язык и речевая практика
2. Математика
3. Естествознание
4. Человек и общество
5. Искусство
Обязательная часть
1.1.Русский язык
1.2.Чтение (Литературное чтение)
2.1.Математика
2.2. Информатика
3.1.Природоведение
3.2.Биология
3.3. География
4.1. Мир истории
4.2. Основы социальной жизни
4.3. История Отечества
5.1. Рисование (изобразительное
искусство)
5.2. Музыка
6.1. Адаптивная физическая культура
7.1. Профильный труд
6. Физическая культура
7. Технологии
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Рисование (изобразительное искусство)
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и
ритмика)
1. Психокоррекционные занятия
2. Логопедические занятия
3. Ритмика
Внеурочная деятельность:
«Разговоры о важном»
«Чтение. Работа с текстом»
«Моя Россия – мои горизонты»
«Спортивные игры»
Итого часов
4
4
4
2
2
2
2
2
6
28
2
2
30
6
2
2
2
4
1
1
1
1
40
Формы контроля и учета достижений обучающихся:
Обязательные формы и методы контроля
Текущий контроль
Промежуточная
аттестация
Устный опрос,
Письменная
письменный опрос,
контрольная работа
письменная
по предмету,
самостоятельная
тестирование,
работа,
практическая
практическая работа, контрольная работа
Иные формы учета достижений
Урочная
Внеурочная
деятельность
деятельность
Анализ динамики
Участие в
текущей
выставках,
успеваемости
конкурсах,
соревнованиях,
активность в
проектах и
контрольное
списывание,
тестирование,
контрольная работа.
по предмету.
программах
внеурочной
деятельности,
творческий отчет.
Формы промежуточной аттестации для 6 класса на 2023-2024 учебный год
Учебные предметы
Русский язык
Периодичность
промежуточной
аттестации
1 раз в полугодие
Чтение (Литературное чтение)
Математика
Информатика
Природоведение
Биология
География
Мир истории
Основы социальной жизни
История Отечества
Изобразительное искусство
Музыка
Физическая культура
Профильный труд
1 раз в полугодие
1 раз в полугодие
1 раз в полугодие
1 раз в полугодие
1 раз в полугодие
1 раз в полугодие
1 раз в полугодие
1 раз в полугодие
1 раз в полугодие
1 раз в год
1 раз в год
1 раз в полугодие
1 раз в полугодие
Форма промежуточной
аттестации
Контрольное списывание,
тестирование
Письменная работа
контрольная работа
контрольная работа
контрольная работа
контрольная работа
контрольная работа
контрольная работа
Практическая работа
контрольная работа
творческая работа
творческая работа
Практическая работа
Практическая работа
2. План внеурочной деятельности на 2023 -2024 учебный год
Цель внеурочной деятельности - создание условий, обеспечивающих достижение
учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у
обучающихся принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для
многогранного развития и социализации каждого обучающегося во внеурочное время,
создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,
интеллектуальных интересов обучающихся, развитие здоровой, творчески растущей
личности, с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием,
способной на социально значимую практическую деятельность.
Ведущими идеями плана внеурочной деятельности МКОУ «Средневасюганской
СОШ» являются:
- создание условий для достижения обучающимися уровня образованности,
соответствующего их личностному потенциалу;
- ориентация на достижение учениками социальной зрелости;
- удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей.
При этом решаются следующие основные педагогические задачи:
- включение учащихся в разностороннюю деятельность;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и
настойчивости в достижении результата;
- развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
- формирование стремления к здоровому образу жизни;
- подготовка учащихся к активной и полноценной жизнедеятельности в современноммире.
Школа несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке
ответственность за качество образования, за его соответствие федеральному
государственному образовательному стандарту основного общего образования, за
адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного
процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям,
интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья.
Ожидаемые результаты
Личностные:
- готовность и способность к саморазвитию;
- сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки,
отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции личностных
качеств;
- сформированность основ гражданской идентичности.
Предметные:
- получение нового знания и опыта его применения.
Метапредметные:
- освоение универсальных учебных действий;
- овладение ключевыми компетенциями.
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовнонравственное приобретение обучающегося благодаря его участию в том или ином виде
деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того
или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности
обучающегося.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на уровне основного общего
образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Внеурочная деятельность способствует тому, что школьник самостоятельно
действует в общественной жизни, может приобрести опыт исследовательской
деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации
и организации совместной деятельности с другими детьми.
Промежуточная аттестация обучающихся и контроль за посещаемостью
Промежуточная аттестация обучающихся, осваивающих программы внеурочной
деятельности, как правило, не проводится. Вместе с тем, реализация программ внеурочной
деятельности, направленных на изучение иностранных языков, проводится с балльным
оцениванием результатов. Учет результатов внеурочной деятельности осуществляется
преподавателем в журнале.
Результаты могут быть учтены в форме защиты проектной работы, выполнения
норматива, выполнения индивидуальной или коллективной работы, отчета о выполненной
работе и т.п., в соответствии с рабочей программой учителя и с учетом особенностей
реализуемой программы.
Текущий контроль за посещением обучающимися занятий внеурочной
деятельности в школе и учет занятости обучающихся осуществляется классным
руководителем и преподавателем, ведущим курс. Учет занятости обучающихся в
организациях дополнительного образования детей (спортивных школах, музыкальных
школах и др.- организациях) осуществляется классным руководителем.
Формы внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность может быть организована в следующих формах:
- экскурсии, посещения музеев, театров, кинотеатров
- деятельность ученических сообществ,
- клубы по интересам,
- встречи,
- профессиональные пробы, ролевые игры,
- реализация проектов,
- кружки,
- походы и т.п.
Режим внеурочной деятельности
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами
организован перерыв между последним уроком и началом занятий внеурочной
деятельности. Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет 25 минут.
Перерыв между занятиями внеурочной деятельности 10 минут. Расписание внеурочных
занятий составляется отдельно от расписания уроков. Занятия внеурочной деятельности
реализуются за счет бюджетного финансирования
Содержание и формы организации внеурочной деятельности по направлениям
Спортивно-оздоровительное направление
Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок,
личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление
физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени
основного общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих
познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых
результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования.
Спортивно-оздоровительное направление ориентировано на формирование интереса
учеников к физкультуре и спорту, на воспитание полезных привычек как альтернативы
привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни.
Данное направление реализуется программами внеурочной деятельности: «Спортивные
игры», по итогам работы проводятся конкурсы, соревнования, Дни здоровья.
Духовно-нравственное направление
Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовнонравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной
деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи.
Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности реализуется через классные
часы и занятие внеурочной деятельности по программам курсов: «Разговор о важном». По
итогам работы проводятся мероприятия, посвященные памятным датам, защита проектов.
Интеллектуальное и социокультурное
Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к
духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию
ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими
ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры,
нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов
других стран. Общекультурное направление внеурочной деятельности создает условия
для творческого развития школьника, его самореализации, культурного развития и
реализуется через занятия: «Чтение. Работа с текстом» (развитие читательской
грамотности, коррекционная программа);
Профориентационное
Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних
резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта
на ступени основного общего образования, в формировании социальных,
коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в
социуме. Основными задачами являются:
Социальное направление реализуется через классные часы и занятия внеурочной
деятельность: «Шаги в профессию». По итогам внеурочной деятельности проводятся
конкурсы, выставки, ролевые игры, социальные проекты.
Распределение часов внеурочной деятельности для 5-9 классов на 2023-2024 учебный год
Направление
внеурочной
деятельности
Информационнопросветительское
патриотической,
нравственной и
экологической
направленности
Функциональной
грамотности
Профориентационное
Интеллектуальное и
социокультурное
Социальное
Спортивнооздоровительные
деятельности занятия
Наименование рабочей
программы
Количество часов в неделю
5
6
7
8
9
класс класс класс класс класс
Часть, обязательная для всех обучающихся
Разговор о важном
1
1
1
1
1
Основы финансовой
0,5
0,5
грамотности (ТР)
Чтение. Работа с текстом.
0,5
0,5
(развитие читательской
грамотности,
коррекционная
программа)
Шаги в профессию
1
1
Вариативная часть
Математика вокруг нас
(коррекционная
программа)
1
Практикум по математике
Химия в задачах
Практикум биологии
Решение трудных задач
по физике
Практикум по литературе
Практикум по русскому
языку
Ключи к природе
Россия страна городов
Практическое
обществознание
Спортивные игры
Итого часов:
0,5
0,5
0,5
1
3
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
5
0,5
1
1
1
1
1
7
Всего
7
7
1
1
1
1
1
1
2
10
24