Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средневасюганская средняя общеобразовательная школа»
Индивидуальный учебный план
для обучающегося 1 класса с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
на 2023-2024 учебный год
2023
Пояснительная записка
Учебный план МКОУ «Средневасюганская СОШ» (далее - Учебный план),
реализующих АООП для обучающихся с умственной отсталостью вариант 1
(интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный
объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и
коррекционно-развивающая область.
Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной
области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность,
заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории
обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического
развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая
область. Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию
в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными). Всего на
коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное,
социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью
образовательного процесса в общеобразовательной организации. Обучающимся
предоставляется возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их
развитие.
Содержание учебного плана АООП с УО (вариант 1) для 1 класса
Учебный план включает обязательные предметные области и коррекционноразвивающую область.
Обязательная часть
1.Предметная область: Язык и речевая практика.
Реализуется через предметы:
Русский язык в количестве 3-х часов в неделю.
Основные задачи реализации содержания: Формирование первоначальных навыков
чтения и письма в процессе овладения грамотой. Формирование элементарных
представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения
знаний. Использование письменной коммуникации для решения практикоориентированных задач.
Чтение в количестве 3-х часов в неделю.
Основные задачи реализации содержания: Осознание значения чтения для решения
социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства
прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и
правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного
чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование
коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений.
Речевая практика в количестве 2-х часов в неделю.
Основные задачи реализации содержания: Расширение представлений об окружающей
действительности. Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи.
Развитие навыков связной устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и их
применение в различных ситуациях общения. Ознакомление со средствами устной
выразительности, овладение нормами речевого этикета.
2.Предметная область: Математика.
Реализуется через предметы:
Математика в количестве 3-х часов в неделю. Основные задачи реализации содержания:
Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением
арифметических задач и другими). Овладение способностью пользоваться
математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач
(ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры в
различных видах практической деятельности).
3.Предметная область: Естествознание.
Реализуется через предмет: Мир природы и человека в количестве 2-х часов в неделю.
Основные задачи реализации содержания: Мир природы и человека. Формирование
представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте
человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие
способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированные
представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной
жизни в конкретных природных и климатических условиях. Природоведение.
Формирование элементарных знаний о живой и неживой природе и взаимосвязям,
существующим между ними. Применение полученных знаний в повседневной жизни.
Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во
взаимодействии с миром живой и неживой природы.
4.Предметная область: Искусство.
Реализуется через учебные предметы: Изобразительное искусство в количестве 2-х часов,
Музыка в количестве 2-х часов в неделю.
Основные задачи реализации содержания: Изобразительное искусство. Формирование
умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения
практических задач. Развитие художественного вкуса: умения отличать «красивое» от
«некрасивого»; понимание красоты как ценности; воспитание потребности в
художественном творчестве. Музыка. Формирование и развитие элементарных умений и
навыков, способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их
исполнению. Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование простейших
эстетических ориентиров.
5.Предметная область: Технология.
Реализуется через учебный предмет: Ручной труд в количестве 2-х часов в неделю.
Основные задачи реализации содержания: овладение элементарными приемами ручного
труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности,
положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение первоначальных
представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и
важности выбора доступной профессии.
6.Предметная область: Физическая культура.
Физическая культура (Адаптивная физическая культура) в количестве 3-х часов в неделю.
Основные задачи реализации содержания: Формирование установки на сохранение и
укрепление здоровья, навыков ЗБОЖ; соблюдение индивидуального режима питания и
сна. Воспитание интереса к ФК и спорту, формирование потребности в систематических
занятиях ФК и доступных видах спорта. Формирование и совершенствование основных
двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и других. Формирование умения следить
за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их
дозировать. Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой,
гимнастикой, лыжной подготовкой и другими) в соответствии с возрастными и
психофизическими особенностями обучающихся. Коррекция недостатков познавательной
сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы.
Воспитание нравственных качеств и свойств личности.
8. Коррекционно-развивающая область
Представлена коррекционными занятиями: логопедическими - в количестве 3-х
часов, развитие психомоторики и сенсорных процессов – в количестве 2- часов и
ритмикой в количестве 1-ого часа. Всего на коррекционно-развивающую область
отводится 6 часов в неделю.
Коррекционно - развивающее направление является обязательным; оно
поддерживает процесс освоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 1 содержания АООП.
Его содержание регламентируется содержанием коррекционно-развивающей
области, представленной в учебном плане.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательного процесса. Обучающимся предоставляется возможность выбора
широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Чередование учебной и
внеурочной деятельности в рамках реализации АООП МКОУ «Средневасюганская СОШ»
определяется расписанием учебных занятий и графиком работы кружков и секций школы.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП.
Максимальная нагрузка учащихся соответствует нормативным требованиям СанПиН
2.4.2.3286-15 и составляет в 1 классе – 21 час в неделю.
Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 1) обучающихся
I доп., I - IV классов
Класс
Предметные области
Количество часов
Всего
I
доп.
I
II III IV
Русский язык
2
3
3
3
3
14
Чтение
2
3
4
4
4
17
Речевая практика
3
2
2
2
2
11
2. Математика
Математика
3
3
4
4
4
18
3. Естествознание
Мир природы и человека
2
2
1
1
1
7
4. Искусство
Музыка
2
2
1
1
1
7
Рисование (изобразительное
искусство)
2
1
1
1
1
6
5. Физическая культура
Адаптивная физическая культура
3
3
3
3
3
15
6. Технология
Ручной труд
2
2
1
1
1
7
21
21 20 20 20
Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений:
-
-
3
3
3
102
9
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)
21
21 23 23 23
111
Коррекционно-развивающая область (коррекционные
занятия и ритмика):
6
6
6
6
6
30
Логопедические занятия
3
3
3
3
3
15
Ритмика
1
1
1
1
1
5
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
2
2
2
2
2
10
Внеурочная деятельность:
4
4
4
4
4
20
Индивидуальный учебный план общего образования для обучающегося 1 класса
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1
на 2023-2024 учебный год
Предметные области
Учебные предметы
Классы/ количество часов в
неделю для ученика
I класс
Обязательная часть
1.1.Русский язык
1.2.Чтение
1.3.Речевая практика
2.1.Математика
3.1. Мир природы и человека
3
3
2
3
2
4. Искусство
4.1. Музыка
4.2. Изобразительное искусство
2
1
5.Физическая культура
5.1. Физическая культура
3
1.Язык и речевая практика
2. Математика
3. Естествознание
6. Технологии
6.1. Ручной труд
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
2
21
-
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной 21
учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и 6
ритмика):
1.Развитие психомоторики и сенсорных процессов
2
2. Ритмика
1
3. Логопедические занятия
3
Внеурочная деятельность:
4
«Подвижные игры»
1
«Каллиграфия»
1
«Умелые ручки»
1
«Экология»
1
Итого
31
Формы контроля и учета достижений обучающихся:
Обязательные формы и методы контроля
Текущий контроль
Промежуточная
аттестация
Устный опрос,
Письменная
письменный опрос,
контрольная работа
письменная
по предмету,
самостоятельная
тестирование,
работа,
практическая
практическая работа, контрольная работа
контрольное
по предмету.
списывание,
тестирование,
контрольная работа.
Иные формы учета достижений
Урочная
Внеурочная
деятельность
деятельность
Анализ динамики
Участие в
текущей
выставках,
успеваемости
конкурсах,
соревнованиях,
активность в
проектах и
программах
внеурочной
деятельности,
творческий отчет.
Формы промежуточной аттестации для 1 класса на 2023-2024 учебный год
Учебные предметы
1.1.Русский язык
1.2.Чтение
1.3.Речевая практика
2.1.Математика
3.1. Мир природы и человека
4.1. Музыка
4.2. Изобразительное искусство
5.1. Физическая культура
6.1. Ручной труд
Периодичность
промежуточной
аттестации
1 раз в полугодие
1 раз в полугодие
1 раз в полугодие
1 раз в полугодие
1 раз в полугодие
1 раз в полугодие
1 раз в полугодие
1 раз в полугодие
1 раз в полугодие
Форма промежуточной
аттестации
Контрольное списывание
Письменная работа
контрольная работа
контрольная работа
контрольная работа
контрольная работа
контрольная работа
контрольная работа
Практическая работа
2. План внеурочной деятельности НОО
на 2023– 2024 учебный год
Пояснительная записка
Цель внеурочной деятельности — психолого-педагогическое сопровождение
обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и
развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов.
План внеурочной деятельности сформирован с учетом предоставления права
участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных
курсов.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие:
1) поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых
результатов освоения программы начального общего образования;
2) совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в
разновозрастной школьной среде;
3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни;
4) повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и
проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей участников;
5) развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться,
подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений
командной работы;
6) поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления;
7) формирование культуры поведения в информационной среде.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
младшего школьника с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее
формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практикоориентированные характеристики.
При выборе направлений и отборе содержания обучения образовательная
организация учитывает:
особенности образовательной организации (условия функционирования, тип школы,
особенности контингента, кадровый состав);
результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и
трудности их учебной деятельности;
возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий
и их содержательная связь с урочной деятельностью;
особенности информационно-образовательной среды образовательной организации,
национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная
организация.
Направления и цели внеурочной деятельности
1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие
школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом
соблюдения правил здорового безопасного образа жизни.
2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение
учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов.
3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной
коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного
творчества.
4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система
разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества,
способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также
становлению умений участвовать в театрализованной деятельности.
5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной
деятельности, которые формируют представления младших школьников о
разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения
разных видов работ на компьютере.
6. Интеллектуальные марафоны — система интеллектуальных соревновательных
мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию
обучающегося, его познавательные интересу и способности к самообразованию.
7. «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития,
когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности,
возникшие при изучении разных предметов.
Основные направления, цели и формы организации
внеурочной деятельности НОО на 2023-2024 учебный год
При отборе направлений внеурочной деятельности МКОУ «Средневасюганская СОШ»
ориентируется, прежде всего, на свои особенности функционирования, психологопедагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни
успешности обучения. К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации
привлекаются родители как законные участники образовательных отношений.
Духовно-нравственная деятельность
Цель: формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося,
необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Форма организации: Внеурочные занятия "Разговоры о важном" направлены на
развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее
людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре.
Профориентационная деятельность
Цель: Формирование интереса к разным видам сферы профессиональной деятельности.
Форма организации: экскурсии, лекции, игровые технологии.
Данное направление реализуется при помощи программы внеурочной деятельности
«Тропинка в профессию» и способствует накоплению непосредственных жизненных
впечатлений обучающихся о тех или иных профессиях, что обеспечивает начало
формирования гражданственного патриотического отношения к среде обитания и
проживания и осознанных профессиональных интересов.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Цель: формирование представлений учащихся о здоровом образе жизни, развитие
физической активности и двигательных навыков.
Форма организации: спортивная секция.
Данное направление реализуется программами внеурочной деятельности: «Подвижные
игры», по итогам работы проводятся конкурсы, соревнования, Дни здоровья.
Проектно-исследовательская деятельность
Цель: углубление знаний и представлений о предметах «Экология», «Финансовая
грамотность», развитие познавательной активности и интереса в процессе
исследовательской работы, воспитание экологической культуры, эстетического и
нравственного отношения к природным объектам, ответственного отношения к природе.
Форма организации: исследовательские проекты, экологическая лаборатория.
Данное направление реализуются посредством проектной деятельности на занятиях
«Экология», «Основы финансовой грамотности». По итогам внеурочной деятельности
проводится защита проектов.
Коммуникативная деятельность
Цель: совершенствование читательской грамотности младших школьников,
формирование текстовой деятельности с необычными формами представления
информации (туристические буклеты; программы выставок; маршруты путешествий;
объявления и рекламы); развитие творческой способности создавать необычные тексты.
Форма организации: лаборатория текстов (система практических занятий).
Данное направление реализуется программой внеурочной деятельности «Чтение. Работа с
текстом» (развитие читательской грамотности) Результатами работы становятся
концерты, конкурсы выразительного чтения.
Художественно-эстетическая творческая деятельность
Цель: расширение знаний учащихся об объектах рукотворного мира, формирование
умений создавать предметы своими руками с использованием природного материала,
развитие творческой активности, интереса, любознательности, воспитание трудолюбия и
уважения к труду как к ценности.
Форма организации: творческие мастерские.
Направления реализуется посредством внеурочной деятельности «Умелые ручки». По
итогам внеурочной деятельности проводятся конкурсы, выставки.
Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной
деятельности, которые формируют представления младших школьников о разнообразных
современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на
компьютере. Данное направление реализуется через курс дополнительного образования
«Мир компьютера»
Интеллектуальные марафоны
Цель: совершенствование математических навыков для учащихся, испытывающих
трудности в его изучении; развитие у детей познавательных интересов, формирование
стремления ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в
своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Форма организации: учебный курс.
Направление реализуется программами внеурочной деятельности: «Умка», «Математика и
конструирование» по итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы и
олимпиады.
«Учение с увлечением!»
Цель: совершенствование орфографической грамотности младших школьников,
поддержка обучающихся, испытывающих затруднения в достижении планируемых
результатов, связанных с правописанием.
Форма организации: факультатив.
Данное направление реализуется программой внеурочной деятельности «Каллиграфия».
Результатами работы становятся конкурсы, выставки «Лучшая тетрадь».
Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим
требованиям:
- целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач
конкретного направления;
- преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное
активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной
(парной, групповой, коллективной);
- учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное
направление внеучебной деятельности;
- использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ
План внеурочной деятельности по направлениям на 2023-2024 учебный год
название
рабочей
программы
курса ВД/ форма
реализации
название
модулей
программ
ы, курса
1
2
3
4
срок
реализац
ии
количест
во
недель в
сроке
реализац
ии
итого
часов за
уровень
обучения
сентябрь
- май
34
102
1,5
сентябрь
- май
34
51
2
январьмай
17
34
34
68
«Тропин
ка в
професс
ию» (ТР)
2
сентябрь
- май
34
68
сентябрь
- май
34
68
итого
недельны
х часов за
уровень
обучения
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
Духовно1
1
1
1
4
нравственное
«Разговор о
важном»
Основы
финансовой
грамотности/
исследовательск
ие проекты
(ТР)
Чтение. Работа с
текстом
(развитие
читательской
грамотности) /
лаборатория
текстов
Проектноисследовател
ьская
деятельность
Коммуникат
ивная
деятельность
«Тропинка в
профессию»
(ТР)
«Подвижные
игры»
/спортивная
секция
«Математика и
конструировани
направление
развития
личности
количество часов в
неделю /класс
Коммуникат
ивная
деятельность
Спортивнооздоровитель
ное
.
Интеллектуа
льные
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
янв
арь
1
1
2
май
Вариативная часть
1
1
1
1
0,5
0,5
1
е» / учебный
курс (ТР)
«Умка»
факультатив
(ТР)
факультатив
«Каллиграфия»
(коррекционная)
/ факультатив
Чтение. Работа с
текстом
(развитие
читательской
грамотности) /
лаборатория
текстов
«Умелые ручки»
(ТР)/ творческая
мастерская
«Экология» /
экологическая
лаборатория
(ТР)
Итого в неделю
Всего за год
марафоны
Интеллектуа
льные
марафоны
0,5
«Учение с
увлечением!»
0,5
Коммуникат
ивная
деятельность
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
5
170
5
170
5
170
5
170
Художествен
ноэстетическая
творческая
деятельность
Проектноисследовател
ьская
деятельность
0,5
1
сентябрь
- май
34
68
0,5
сентябрь
- декабрь
17
17
2
январьмай
17
34
2
сентябрь
- декабрь
17
34
2
январьмай
17
34
34
34
612
680
18
680