Рабочая программа курса внеурочной деятельности Каллиграфия

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Каллиграфия»
для обучающихся 1 класса

Учитель:
Кононенко Н.Н.

с. Средний Васюган 2023

Пояснительная записка.
Рабочая программа по «Каллиграфия» для 1 - 4 классов составлена для общеобразовательных учреждений, предназначена для изучения предмета
«Литературное чтение», разработана на основе нормативных документов:
1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2004 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования».
3. Постановление от 29 декабря 2010 г. №189 об утверждении САНПИН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
4. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и ведении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования»
5. Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г.№1576 (зарегистрирован 02.02.2016г) «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт НОО, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373»
6. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 08 апреля 2015г. №1/15).
7. Основная образовательная программа начального общего образования БОУ «СОШ №4» г. Калачинска Омской области.
Учебная и справочная литература:
1. Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования на основе программы Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программы
общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Часть 1. – М., Просвещение, 2002.
2. О. Е. Жиренко, Т. М. Лукина. Тренажёр по чистописанию: Добукварный и букварный периоды. 1 класс. – 3-е изд. - М.: ВАКО, 2017 – 96с.
3. О. Е. Жиренко, Т. М. Лукина. Тренажёр по чистописанию: послебукварный период. 1 класс. – 3-е изд. - М.: ВАКО, 2017 – 64с.
4. Желтовская Л.Я, Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников: Пособие для учителя
четырёхлетней начальной школы. - М. Просвещение 1987 (Библиотека учителя начальных классов).
5. Тикунова Л.И. Игнатьева Т.В. Прописи-ступеньки. Чистописание 1, 2, 3, 4 кл. – М.Дрофа.
Формирование письма в начальной школе имеет большое общественное и педагогическое значение. Чтение рукописи, написанной
небрежным, неразборчивым почерком, отнимает много времени и внимания читающего, ведёт к ошибочному прочтению текста. Каллиграфически
правильное письмо учащегося способствует воспитанию аккуратности в выполнении любого задания.
Обучение письму – составная часть общей программы по русскому языку. Её нельзя рассматривать изолированно. Она тесно связана с
обучением чтению, с развитием устной и письменной речи, правописанием, изобразительным искусством и технологией.
Каллиграфия – это искусство писать чётким красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым разом всё больше и больше
убеждаемся в том, что у большинства из них далеко не каллиграфический почерк.
Каллиграфией дети начинают заниматься с первого класса и продолжают формировать каллиграфические навыки в последующих классах.
Работа по каллиграфии начинается с первых дней поступления ребёнка в школу.

Систематическое использование методов и приёмов обучению каллиграфии способствует совершенствованию и формированию
общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и изучения русского язы ка и
других школьных дисциплин.
Цели и задачи курса
Цель – научить детей писать перьевой ручкой правильно, красиво, аккуратно, формировать навыки письма через различные методы и
приёмы.
Достижение этой цели зависит от решения многих задач, встающих перед учителем с первых занятий обучения каллиграфии.
Задачи работы курса:
- знакомить детей с необходимыми предметами и материалами для занятия каллиграфией и приёмами работы с ними;
- обучить воспроизведению форм букв, соблюдению на всей странице одинакового наклона, рациональному соединению букв в словах, правильной
расстановке слов на строке;
- научить соблюдать одинаковую высоту букв в словах на всей строке, пропорции строчных и заглавных букв;
- обучить отрывному, ритмичному и скорому письму;
- учить проявлять творческий подход к работе;
- учить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
- учить индивидуальной работе;
- способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев;
- развивать глазомер; орфографическую зоркость, связную речь;
- воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремлённость, самодисциплину.
Согласно базисному учебному плану на изучение литературного чтения в объёме обязательного минимума содержания основных образовательных
программ отводится 33 часа, 1 час в неделю

1 класс
Всего

Количество часов по неделям и годам обучения
Кол-во часов в
Кол-во учебных
Всего часов за
неделю
недель
учебный год
1
33
33
33час
2. Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

1-й класс
Личностные результаты:
 осознавать роль языка и речи в жизни людей;
 эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
 определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
 учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
 слушать и понимать речь других;
 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).



3. Содержание курса
1 класс
Вводное занятие. «Чем мы будем заниматься на занятиях по каллиграфии?» Штриховка сверху вниз. Письмо прямых линий. Рисование забора.
Штриховка снизу вверх. Письмо прямой наклонной линии с закруглением вправо. Рисование. Штриховка слева направо. Письмо прямой наклонной
линии с закруглением влево. Рисование крючков. Штриховка справа налево. Письмо наклонной линии с закруглением сверху и снизу. Рисование
уточек. Штриховка с правого верхнего угла в левый нижний угол. Письмо наклонной линии с закруглением влево (элемент букв л, м, я). Клюшки.
Штриховка с левого верхнего угла в правый нижний угол. Письмо верхних петель. Рисование рыбок. Письмо нижних петель. Рисование птичек.
Письмо полуовалов. Рисование месяца (кусочка сыра). Письмо овалов. Рисование шариков. Начертание букв, содержащих элемент: короткая
наклонная линия.
Начертание букв, содержащих элемент: прямая наклонная линия вниз и вверх. Начертание букв, содержащих элемент: короткая и длинная наклонная
линия с закруглением влево. Начертание букв, содержащих элемент: наклонная линия с закруглением влево. Начертание букв, содержащих элемент:
полуовал. Начертание букв, содержащих элемент: овал. Начертание букв, содержащих элемент: верхняя петля. Начертание букв, содержащих
элемент: нижняя петля. Буквы- картинки. Творческий проект. Запись основных элементов букв. Запись вспомогательных элементов букв. Росчерк
элемента: прямая наклонная линия. Росчерк элемента: наклонная линия с закруглением вправо. Росчерк элемента: короткая прямая наклонная линия.
Росчерк элемента: прямая наклонная линия с закруглением вверху и внизу. Росчерк элемента: прямая наклонная линия с закруглением влево. Росчерк
элемента: полуовал. Росчерк элемента: овал. Росчерк элемента: верхняя и нижняя петли. Списывание с рукописного текста. Списывание с печатного
текста. Закрепление и обобщение изученного. Творческое занятие «Чему научились за год».
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1 класс
№
п\п

Сроки проведения
План
Факт

Тема занятия

Кол-во
часов

Контроль

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Вводное занятие
«Чем мы будем заниматься на занятиях по каллиграфии?»
Штриховка сверху вниз. Письмо прямых линий. Рисование забора.
Штриховка снизу вверх.
Письмо прямой наклонной линии с закруглением вправо. Рисование .
Штриховка слева направо. Письмо прямой наклонной линии с закруглением
влево. Рисование крючков.
Штриховка справа налево. Письмо наклонной линии с закруглением сверху и
снизу. Рисование уточек.
Штриховка с правого верхнего угла в левый нижний угол. Письмо наклонной
линии с закруглением влево (элемент букв л, м, я). Клюшки.
Штриховка с левого верхнего угла в правый нижний угол. Письмо верхних
петель. Рисование рыбок.
Письмо нижних петель. Рисование птичек.
Письмо полуовалов. Рисование месяца (кусочка сыра).
Письмо овалов. Рисование шариков.
Начертание букв, содержащих элемент: короткая наклонная линия.
Начертание букв, содержащих элемент: прямая наклонная линия вниз и вверх.
Начертание букв, содержащих элемент: короткая и длинная наклонная линия
с закруглением влево.
Начертание букв, содержащих элемент: наклонная линия с закруглением
влево.
Начертание букв, содержащих элемент: полуовал.
Начертание букв, содержащих элемент: овал.
Начертание букв, содержащих элемент: верхняя петля.
Начертание букв, содержащих элемент: нижняя петля.
Буквы- картинки. Творческий проект.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Запись основных элементов букв.
6Запись вспомогательных элементов-букв.
Росчерк элемента: прямая наклонная линия.
Росчерк элемента: наклонная линия с закруглением вправо.
Росчерк элемента: короткая прямая наклонная линия.
Росчерк элемента: прямая наклонная линия с закруглением вверху и внизу.
Росчерк элемента: прямая наклонная линия с закруглением влево.
Росчерк элемента: полуовал.
Росчерк элемента: овал.
Росчерк элемента: верхняя и нижняя петли.
Списывание с рукописного текста.
Списывание с печатного текста.
Закрепление и обобщение изученного.
Творческое занятие «Чему научились за год».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 12.10.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(38253) 25-1-20

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».