Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность
Класс: 10
Срок реализации 2023 – 2024 учебный год
Составитель:
учитель технологии:
Беспалова Т.В.
с. Средний Васюган
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для учащихся 10
класса разработана в соответствии с требованиями:
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с изменениями);
ФГОС среднего общего образования, утверждѐнного приказом Министерства образования и
науки РФ от 06.10.2009 г. № 413 (в ред. Приказом Минобрауки России от 17.05.2012 № 413);
Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности
населения и развитию финансового образования в РФ»;
Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренная
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 28.06.2016 г. № 2/16-з), размещённой в реестре примерных основных
общеобразовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации;
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» в
соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28.
Методический конструктор внеурочной деятельности школьников, Д.В. Григорьев, к.пед.н.,
П.В. Степанов, к.пед.н., Центр теории воспитания Института теории и истории педагогики
РАО;
Основная образовательная программа среднего общего образования МКОУ
«Средневасюганская СОШ»;
Учебной программы «Финансовая грамотность» Ю.Брехова, А.Алмосов, Д.Завьялов Е.
2018г;
Цели курса:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения
в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных
компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие
познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах
управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной
самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения,
ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Преемственность и межпредметное взаимодействие.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы,
окружающего мира, русского языка, изобразительного искусства.
Срок реализации программы – 1 года.
Количество часов - 34 часа в год по 1 часу в неделю.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
10 класс
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении;
понимание финансовых связей семьи и государства;
навыки адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и
расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых
примерах;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.
Обучающийся получит возможность для формирования:
умения планирования собственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка;
развития навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых
и реальных экономических ситуациях;
участия в принятии решений о семейном бюджете.
Познавательные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
навыки способов решения проблем творческого и поискового характера;
навыки использования различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах,
журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
Обучающийся получит возможность для формирования:
умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде
таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
умений овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Регулятивные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
понимание цели своих действий;
планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
проявление познавательной и творческой инициативы.
Обучающийся получит возможность для формирования:
оценки правильности выполнения действий; самооценки и взаимооценки;
адекватного восприятия предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
навыки составление текстов в устной и письменной формах;
умение слушать собеседника и вести диалог;
умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий.
Обучающийся получит возможность для формирования:
определения общей цели и путей её достижения;
умений договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием
форм организации и видов деятельности.
10 класс
Тема 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни (7 ч.)
Банковская система. Как сберечь деньги с помощью депозитов. Банки и золото: как
сохранить сбережения в драгоценных металлах. Кредит: зачем он нужен и где его получить.
Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть.
Виды внеурочной деятельности: игровая; познавательная; проблемно-ценностное
общение.
Формы внеурочной деятельности: дискуссия, деловая игра, практическая работа,
юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, мини-проект,
мини-исследование, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций,
решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических
задач.
Тема 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. (4 ч.)
Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники рынка
ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые инвестиционные
фонды и общие фонды банковского управления. Операции на валютном рынке: риски
возможности.
Виды внеурочной деятельности: игровая; познавательная; проблемно-ценностное
общение.
Формы внеурочной деятельности: дискуссия, деловая игра, практическая работа,
правовая консультация, познавательная беседа, мини-проект, мини-исследование, сюжетноролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, решение практических и
проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач.
Тема З. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата. (3 ч.)
Что такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан.
Налоговые вычеты, или Как вернуть налоги в семейный бюджет.
Виды внеурочной деятельности: игровая; познавательная; проблемно-ценностное
общение.
Формы внеурочной деятельности: дискуссия, практическая работа, познавательная
беседа, мини-исследование, ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций,
решение практических и экономических задач.
Тема 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду (5 ч).
Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как:
защитить нажитое состояние. Здоровье и жизнь - высшие блага: поговорим о личном
страховании. Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй, или несколько
советов по выбору страховщика.
Виды внеурочной деятельности: игровая; познавательная; проблемно-ценностное
общение.
Формы внеурочной деятельности: дискуссия, деловая игра, практическая работа,
правовая консультация, познавательная беседа, мини-проект, мини-исследование, сюжетноролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, решение практических и
проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач.
Тема 5. Собственный бизнес как создать и не потерять (5 ч)
Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать. Пишем бизнес-план.
Расходы и доходы в собственном бизнесе. Налогообложение малого и среднего бизнеса. С
какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен.
Виды внеурочной деятельности: игровая; познавательная; проблемно-ценностное
общение.
Формы внеурочной деятельности: дискуссия, деловая игра, практическая работа,
познавательная беседа, мини-проект, мини-исследование, выступления учащихся с показом
презентаций, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и
экономических задач.
Тема 6. Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой (3 ч)
Финансовые риски и стратегии инвестирования. Финансовая пирамида, или Как не
попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или Как не
потерять деньги при работе в сети Интернет. Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток- шоу
«Все слышат».
Виды внеурочной деятельности: игровая; познавательная; проблемно-ценностное
общение.
Формы внеурочной деятельности: дискуссия, деловая игра, практическая работа,
правовая консультация, познавательная беседа, мини-исследование, сюжетно-ролевая игра,
решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических
задач.
Тема 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления (4 ч)
Думай о пенсии смолоду, или как формируется пенсия. Как распорядиться своими
пенсионными накоплениями. Как выбрать негосударственный пенсионный фонд.
Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд».
Виды внеурочной деятельности: игровая; познавательная; проблемно-ценностное
общение.
Формы внеурочной деятельности: дискуссия, деловая игра, практическая работа,
правовая консультация, познавательная беседа, мини-проект, мини-исследование, сюжетноролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, решение практических и
проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач.
Тема 8. Итоговый контроль по курсу (3 ч.)
Виды внеурочной деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение.
Формы внеурочной деятельности: самостоятельное решение практических и
экономических задач, проектно-исследовательская деятельность учащихся, выступления
учащихся с показом презентаций.
3. Тематическое планирование
10 класс
№
Блоки тем
Количество Электронные ресурсы
часов
7
https://
школа.вашифинансы.рф/
idex.php
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost/
1.
Банки: чем они могут быть вам полезны в
жизни
2.
Фондовый рынок: как его использовать для
роста доходов
4
https://
школа.вашифинансы.рф/
idex.php
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost/
3.
Налоги: почему их надо платить и чем грозит
неуплата
3
https://
школа.вашифинансы.рф/
idex.php
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost/
4.
Промежуточная аттестация.
Страхование: что и как надо
страховать, чтобы не попасть в беду
5
https://
школа.вашифинансы.рф/
idex.php
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost/
5.
Собственный бизнес как создать и не потерять
5
https://
школа.вашифинансы.рф/
idex.php
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost/
6.
Финансовые мошенничества: как распознать и
не стать жертвой
3
https://
школа.вашифинансы.рф/
idex.php
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost/
7.
Обеспеченная старость: возможности
пенсионного накопления
8
Итоговый контроль по курсу
4
https://
школа.вашифинансы.рф/
idex.php
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost/
3
Итого:
https://
школа.вашифинансы.рф/
idex.php
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost/
34 ч.
5
Материально – техническое обеспечение учебного процесса
- Аудио- и видеоаппаратура;
- Ноутбук для просмотра видеозаписей и мастер-классов в Интернете для работы с
обучающими программами;
- Проектор, экран для демонстрации презентаций и видеоматериалов.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
Основная литература
1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы
преподавания. М.: Аспект Пресс, 1995.
2. Антипова М.В. Метод кейсов: методическое пособие. Мариинско-Посадский
филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011.
3. Баршай Ю.С. Валюты мира: иллюстрированный атлас для школьников. СПб.: Нева;
М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 319 с.
4. Бебнева Н.А. Изучение курса «Экономика для всех»: книга для учителя. Воронеж:
Изд-во ВГПУ, 2003. 178 с.
5. Ю. В. Брехова, А.П. Амосов, Д.Ю. Завьялов, Финансовая грамотность: материалы
для учащихся. 10—11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018. (Дополнительное
образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
6. Ю. В. Брехова, А.П. Амосов, Д.Ю. Завьялов, Финансовая грамотность: материалы
для родителей. 10—11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное
образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
7. Ю. В. Брехова, А.П. Амосов, Д.Ю. Завьялов , Финансовая грамотность:
методические рекомендации для учителя. 5—7 кл. об-щеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС,
2018. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому
поведению».)
8. Ю. В. Брехова, А.П. Амосов, Д.Ю. Завьялов, Финансовая грамотность: учебная
программа. 10—11 кл. обще обр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018. (Дополнительное
образование: Сер. 31 «Учимся разумному финансовому поведению».)
9. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская
экономическая школа, 2010. Режим доступа: http//www.azbukafinansov.ru
10. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким
детям об экономике. М.: Просвещение, 1997. 104 с.
11. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет: учебное
пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: Интеллект-Центр, 2010.
12. Евплова Е.В. Как сделать преподавание экономики интересным (на примере
изучения дисциплины «Прикладная экономи-ка») // Экономика образования. 2012. №
2. С. 99—105.
13. Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.kgau.ru
14. Игровые виды и формы проверки знаний учащихся. Их характеристика
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iro.yar.ru
15. Кайзер Ф.-И., Камински Х. Методика преподавания экономических дисциплин. М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2007. 184 с.
16. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном процессе. Режим
доступа: http://festival.1september.ru
17. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие.
Минск: ТетраСистемс, 2011.
18. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.:
Владос, 2003. 256 с.
19. Кульневич С.В. Анализ современного урока: практическое пособие для учителей
нач. классов, студентов сред. и высш. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д:
Учитель, 2002. 176 с.
20. Метафорическая деловая игра: практическое пособие для бизнес-тренера / под ред.
Ж. Завьяловой. СПб.: Речь, 2004.
21. Михеева С.А. Школьное экономическое образование: методика обучения и
воспитания: учебник для студентов педвузов. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. 328 с.
22. Протасевич Т.А. Начала экономики: учебно-методическое пособие для учителя. М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2001.
23. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики школе. Режим доступа:
http://www.hse.ru
24. Ступницкая
М.А.
Что
такое
учебный
проект?
Режим
доступа:
http://project.1september.ru
25. Урок-игра «Морской бой» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedsovet.ru
27.Урок с использованием дидактической игры [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://e-lib.gasu.ru
28. Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и
профессиональных проблем. М.: Форус, 2009. 176 с.
29. Хвесеня Н.П. Методика преподавания экономических дисциплин: учебнометодический комплекс. Минск: Изд-во БГУ, 2006. 116 с.
30. Шевцова Т.В. Поговорим о налогах. Нижний Новгород: ФНС, 2006. 45 с.
31.Экономическая игра «Крестики-нолики» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://basic.economicus.ru
Дополнительная литература
1. Авденин В. Азбука финансовой грамотности [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.twirpx.com
2. Агашев Д.В. Право социального обеспечения. Курс лекций. Томск Изд-во ТУСУР,
2011. 180 c.
3. Воспитание экономической культуры современных школьников: обр. программа и
методические рекомендации для учитля / авт.-сост. Е.В. Дистенфельд. Новосибирск:
Изд-во НГПУ, 2010. 73 с.
4. Думная И.И., Рыбаков С.И., Лайков А.Ю. Зачем нужны страховые компании и
страховые услуги? М.: Интеллект-Центр, 2010.
5. Исаева О.А. Некоронованные короли мирового бизнеса. М.: АСТ-Астрель;
Хранитель, 2006. 351 с.
6. Кийосаки Р. Прежде чем начать свой бизнес. Минск: По- 33 пурри, 2006. 160 с.
7.Конаш Д. Сохранить и приумножить: Как грамотно и с выгодой управлять
сбережениями. М.: Альпина Паблишер, 2012.
8. Леонтьев В.E., Радковская Н.П. Финансы, деньги, кредит банки: учебное пособие.
СПб.: ИВЭСЭП; Знание, 2011. 384 с.
9. Липсиц И.В. Бизнес-план — основа успеха: практическое пособие. М.: Дело, 2012.
112 с. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Нивекс;
Триада, 1992. 336 с.
10. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: в 2 т. 5-е изд., перераб.
и доп. М.: Юрайт, 2016. 336 с.
11. Савенок В. Миллион для моей дочери. Пошаговый план накоплений. М.: Манн,
Иванов и Фербер, 2013. 120 с.
12. Савенок В. Как составить личный финансовый план. Путь к финансовой
независимости. СПб.: Питер, 2006. 146 с.
13. Сандерс Ф. и др. Основные экономические понятия: структура преподавания / пер.
с англ. М.: Аспект Пресс, 1995.
14. Сахаровская Ю. Куда уходят деньги. Как грамотно управлять семейным бюджетом.
М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. 120 с.
15. Семлер Р. Маверик. История успеха самой необычной компании в мире. М.:
Добрая книга, 2007. 386 с.
16. Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или как найти свое место в
жизни. М.: АСТ-Пресс, 2001.
17. Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор. М.: Кейс, 2010. 192
с. 19.Шеффер Б. Путь к финансовой свободе. Минск: Попурри, 1998. 136 с.
20.Шеффер Б. Мани, или Азбука денег. Минск: Попурри, 2006. 94 с.
Интернет-источники
1.https://www.rbc.ru — информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».
2.https://ria.ru — информационное агентство «РИА Новости».
3.www.7budget.ru — сайт журнала «Семейный бюджет».
4.www.banki.ru — сайт «Финансовый информационный портал».
5.www.bs-life.ru — портал «Деловая жизнь».
6. www.casemethod.ru — сайт, посвященный методике ситуационного обучения с
использованием кейсов.
7. www.cbr.ru — Центральный банк Российской
Федерации. 8.www.finagram.com — портал финансовой
грамотности.
9.www.fin-site.ru — портал «Финансы и бизнес для начинающих предпринимателей».
10.www.fmc.hse.ru — Федеральный методический центр по финансовой грамотности
системы общего и среднего профессионального образования.
11.www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики.
12.ww.kcbux.ru — портал «Краткий справочник бухгалтера».
13. www.kolesovgb.ru — сайт «Школа жизни. Пенсионное и финансовое планирование
жизни».
14. www.koshelek.org — портал «Семейный бюджет».
15. www.muzey-factov.ru — сайт «Интересные факты обо всём на свете. Музей фактов».
16.www.o-strahovanie.ru — сайт «Всё о страховании».
17.www.rasxodam.net — сайт об экономии денег в повседневной жизни.
18.www.smb.gov.ru — портал малого и среднего предпринимательства.
19.www.subsidii.net — портал «Всё о пособиях».
20. ww.taxru.com — сайт «Налоги России».
21. www.zarplata-i-rabota.ru — сайт журнала «Работа и зарплата».
22.www.znanium.com — электронная библиотечная система Znanium.com
23.вашифинансы.рф — проект Минфина России «Дружи с финансами