Рабочая программа курса внеурочной деятельности Финансовая грамотность5 -7 класс

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
Классы: 5 - 7

Срок реализации 2023 – 2024 учебный год

Составитель:
учитель технологии:
Беспалова Т.В.

с. Средний Васюган
Пояснительная записка












Программа курса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с изменениями);
ФГОС основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года
№ 1897 в редакции приказов от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577) •
Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности
населения и развитию финансового образования в РФ»;
Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности
населения РФ;
Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ (распоряжение
правительства Российской Федерации от 3.06.2017г. № 1155-р);
Авторская программа по финансовой грамотности, 5—7 классы, Е. А. Вигдорчик, И. В.
Липсиц, Ю. Н. Корлюгова;
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» в
соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28;
Методический конструктор внеурочной деятельности школьников, Д.В. Григорьев, к.пед.н.,
П.В. Степанов, к.пед.н., Центр теории воспитания Института теории и истории педагогики
РАО;
Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ
«Средневасюганская СОШ».
Цель курса: развитие компетенций финансовой грамотности обучающихся среднего
возраста, формирование базовых знаний и умений в сфере финансовых отношений,
способствующих обеспечению личной финансовой безопасности.
Задачи:
- удовлетворение познавательных потребностей обучающихся области финансов,
формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях,
умениях и способах финансово грамотного поведения;
- приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие
собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а
также способов поиска и изучения информации в этой области;
- воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой
грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики
семьи.
Преемственность и межпредметное взаимодействие.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики,
литературы, окружающего мира, русского языка, изобразительного искусства.
В плане курса:
курс рассчитан на 51 час: по 17 часов в первом полугодии, в 5–7 классах.

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
5-7 классы
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
•
осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и
государства;

начальные навыки адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов
и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое
поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка;
Обучающийся получит возможность для формирования:
 умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных
экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть
семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии
на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
 понимания необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к
развитию.
•

Познавательные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
• умения использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на
специализированных интернет сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых
опросов и интервью;
•
умения представлять результаты анализа простой финансовой и статистической
информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика,
диаграммы, в том числе диаграммы связей;
• умения выполнять логические действий сравнения преимуществ и недостатков разных
видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного
бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об
основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о
социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
• умения установливать причинно-следственные связи между уплатой налогов и созданием
общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его
благосостоянием;
• умения построения рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и
умозаключению).
Обучающийся получит возможность для формирования:
• умения производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием
интернет-калькуляторов, рассчитывать до-ходы и расходы семьи, величину подоходного
налога и НДС, про-центы по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными
курсами;
•
владения базовыми понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение,
статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект области
экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
• умения анализировать и планировать будущие образовательные результаты
по финансовой грамотности;
• умения
самостоятельно планировать действия по изучению экономики
семьи, экономических отношений в семье и обществе;
• умения проявлять познавательную и творческую инициативу в применении полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• умений контроля и самоконтроля, оценки, взаимооценки и самооценки выполнения
действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а
также их результатов на основе выработанных критериев;
• умений применений приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения,
восстановления и активизации.

Коммуникативные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
• умения осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным
вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и
обществе;
• умение договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности,
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
(обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты
учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в

семье и обществе, формировать портфолио по финансовой
грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения
учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности.
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет;
• экономические отношения семьи и государства;
• человек и финансовые организации;
• собственный бизнес.
5 класс
Введение в курс «Финансовая грамотность» (4 часа)
Почему важно развивать свою финансовую грамотность». Отчего зависит благосостояние
семьи. Учимся оценивать финансовое поведение людей. Учимся оценивать своё финансовое
поведение.
Виды внеурочной деятельности: познавательная; проблемно-ценностное общение.
Формы и методы внеурочной деятельности: практикум, мини – исследование.
Модуль 1. Доходы и расходы семьи (13 часов).
Деньги: что это такое. Учебные мини-проекты «Деньги». Из чего складываются доходы
семьи. Учимся считать семейные доходы. Исследуем доходы семьи. Учебные минипроекты
«Доходы семьи». Как появляются расходы семьи. Учимся считать семейные расходы.
Исследуем расходы семьи. Исследуем расходы семьи. Учебные мини-проекты
«Расходы семьи». Промежуточная аттестация. Как сформировать семейный бюджет.
Ролевая игра
«Семейный совет по составлению бюджета». Учебные мини-проекты «Семейный
бюджет». Обобщение результатов изучения модуля 1. Презентация портфолио «Доходы и
расходы семьи».
Виды внеурочной деятельности: игровая; познавательная; проблемно-ценностное общение.
Формы и методы внеурочной деятельности: практикум, мини – исследование, занятиеигра, учебные мини-проекты, портфолио, учебное проектирование.
6 класс
Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься (10 часов).
Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься. Что

такое страхование и для чего оно необходимо. Что и как можно страховать. Ролевая
игра
«Страхование». Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит. Как определить
надёжность страховых компаний. Как работает страховая компания. Учебные минипроекты
«Страхование». Промежуточная аттестация. Обобщение результатов изучения модуля 2. Презентация
портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься».

Виды внеурочной деятельности: игровая; познавательная; проблемно-ценностное общение.
Формы и методы внеурочной деятельности: практикум, мини – исследование, занятиеигра, учебные мини-проекты, портфолио, учебное проектирование.
Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют (7 часов)
Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. Что такое налоги и
почему их надо платить. Какие бывают налоги. Учимся считать налоги. Ролевая игра
«Считаем налоги семьи». Сравниваем налоги граждан разных стран. Исследуем, какие
налоги платит семья и что получает от государства.
Виды внеурочной деятельности: игровая; познавательная; проблемно-ценностное общение.
Формы и методы внеурочной деятельности: практикум, мини – исследование, занятиеигра, учебные мини-проекты, портфолио, учебное проектирование.
7 класс
Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют (6 часов)
Как работает налоговая служба. Учебные мини-проекты
«Налоги». Что такое социальные пособия и какие они бывают. Учимся находить
информацию на сайте Фонда социального страхования РФ. Ролевая игра «Оформляем
социальное пособие». Исследуем, какие социальные пособия получают люди.
Учебные мини-проекты «Социальные пособия». Обобщение результатов изучения
модуля 3.
Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют».
Виды внеурочной деятельности: игровая; познавательная; проблемно-ценностное общение.
Формы и методы внеурочной деятельности: практикум, мини – исследование, занятиеигра, учебные мини-проекты, портфолио, учебное проектирование.
Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес (10 часов). Для чего
нужны банки. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. Какие бывают
вклады. Что такое кредиты и надо ли их брать. Изучаем сайт Центрального банка РФ.
Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья. Как избежать финансовых
потерь и увеличить доходы. Как работает банк. Учебные мини-проекты «Банковские услуги
для семьи». Промежуточная аттестация. Что мы знаем о бизнесе. Как открыть фирму. Для
чего нужны бизнес-инкубаторы. Ролевая игра «Открываем фирму». Что такое валюта и для
чего она нужна. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях.
Обобщение результатов изучения модуля 4. Презентация портфолио «Услуги финансовых
организаций и собственный бизнес».
Виды внеурочной деятельности: игровая; познавательная; проблемно-ценностное общение.
Формы и методы внеурочной деятельности: практикум, мини – исследование, занятиеигра, учебные мини-проекты, портфолио, учебное проектирование.
Заключение (1 час).
Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность».
Виды внеурочной деятельности: игровая; познавательная; проблемно-ценностное общение.
Формы и методы внеурочной деятельности:
Портфолио — это оформленное собрание фотографий, документов, образцов работ,
проектов,
т.
е.
самопрезентация
образовательных
достижений.
Цель
проведения мастерской и выставок портфолио — осознание школьниками своих

образовательных достижений, расширение опыта в области управления личными
финансами, определение образовательных продуктов, которые могут быть созданы и
размещены в портфолио по финансовой грамотности.
Практикум — это форма организации учебного занятия, направленная на практическое
усвоение какого-либо вопроса курса; используется для формирования определённых
умений и компетенций.
Цель практикума заключается в выполнении практических заданий тренировочного
характера, в освоении умения применять знания из области финансов для решения реальных
финансовых задач, в овладении приёмами и способами работы с понятиями, таблицами,
справочниками, в освоении умения устанавливать связи между различными
экономическими понятиями, иллюстрировать теоретические положения самостоятельно
подобранными примерами.
Практикум может быть организован как в индивидуальной, так и в групповой форме в
зависимости от этапа, целей и уровня освоения темы школьниками. В ходе практикума
могут быть организованы следующие ситуации:
индивидуальное решение учениками конкретных финансовых задач с поиском
информации (статистических данных, нормативных документов и т. д.) на сайтах
финансовых организаций, пенсионного фонда, налоговой службы и др.;
коллективное обсуждение процедуры решения этих задач, выявление типичных
«ошибок мышления» при их решении, нахождение способов недопущения ошибок;
взаимопроверка правильности полученных результатов, правильности и точности
выполнения процедуры решения частных финансовых задач.
Мини-исследование — это форма организации учебного занятия, реализуемая на основе
технологии исследовательской деятельности. Проводится как индивидуально, так и с
подгруппой учеников.
Любое исследование предполагает определение цели, постановку проблемного
вопроса, выдвижение гипотезы и её проверку, сбор, обработку и анализ информации и
оценку полученных результатов. Естественно, что учащиеся 5—7 классов находятся на
разных этапах освоения этой деятельности. Для проведения мини-исследования
используется один- два источника, результаты представляются простой форме, например в
виде таблицы, графика или короткого доклада, основных выводов. Подобные работы
доступны и для учащихся 5 класса.
В 6—7 классах возможна организация более полного исследования, которое
предполагает работу с разными источниками информации, анализ статистических данных,
проведение опросов, интервью, оформление списка источников и представление
результатов в виде развёрнутого текста, устного сообщения с презентацией или в виде
доклада.
Занятие-игра — это форма организации учебной деятельности, направленной на освоение
школьниками практического опыта взаимодействия в области семейных (личных)
финансов в имитационной игровой ситуации. Каждое подобное занятие имеет как игровую,
так и образовательную цель и проходит по определённым правилам, которые сообщаются
участникам.
Правила определяют действия каждого участника игры и их взаимодействие. В
рамках игры учащиеся выполняют следующие действия:
1) выбирают игровые роли — например, членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, сын,
дочь), продумывают «свои» желания, поступки в соответствии с ролью;
контроля за уплатой налогов, что и каким образом семья получает за счёт выплачиваемых
налогов и т. д.);
2) участвуют в групповой работе по игровому заданию на пример: а) изучают источники
информации по средним заработным платам, ценам на различные товары и нормам их
потребления, по различным видам и объёмам налоговых выплат, размерам оплат
коммунальных услуг и т. д.; б) проводят мозговой штурм: какие доходы, расходы, налоги
могут быть в условной семье, уточняют заданную семейную ситуацию; в) участвуют в
межгрупповой дискуссии: выступления от имени «семей» с представлением результатов
групповой работы и ответов на вопросы, оценка работы «экспертами»);
3) по-настоящему взаимодействуют с играющими, которые исполняют свои роли:

«родители» ведут себя как взрослые, ограничивают желания «детей», аргументируют свои
решения; «дети» руководствуются своими желаниями, эмоциями;
4) воспроизводят область семейных и личных отношений по вопросам бюджета.
Учитель перед началом игры проводит инструктаж: как должны вести себя родители в роли
детей, как должны вести себя дети роли родителей, какова общая цель, какие ситуации
предстоит проиграть.
В конце игры подводится итог: чему в этой игре научились? что стало личным
образовательным достижением участия в игре? как можно представить результаты игры в
своём портфолио? Производится самооценка и взаимооценка участия в игре.
Учебная экскурсия — цель её заключается в обеспечении условий для непосредственного
ознакомления с финансовыми организациями, пенсионным фондом, страховыми
компаниями и банками.
Примерная структура занятия в форме учебной экскурсии такова.
1. Мотивация. Учитель заинтересовывает школьников экскурсией, определяет задания:
выяснить ответы на вопросы и подготовить краткий, понятный и наглядный отчёт по своему
вопросу.
2. Формулировка целей и задач. Учитель вместе с учащимися определяет, какой результат
должен быть получен в ходе экскурсии — например, понаблюдать, как работает финансовая
организация, узнать отдельные аспекты её деятельности, найти ответ на свой вопрос (тему),
проанализировать результаты экскурсии и оформить отчёт.
3. Проведение экскурсии. Участие в экскурсии, набор материалов, информации по своему
вопросу или заданию.
4. Оформление результатов. По материалам экскурсии может быть организована выставка,
проведено специальное занятие. Собранные на экскурсии материалы можно включить в
портфолио или представить их в формате отчёта, сочинения, схем, таблиц и т. д.
5. Анализ. На данном этапе учащиеся определяют, что удалось узнать, понять во время
экскурсии, чем она оказалась интересна и полезна. Благодаря анализу полученные на
экскурсии сведения включаются в общую систему знаний школьников.
Учебное проектирование — одна из личностно ориентированных технологий,
интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные,
исследовательские и поисковые методы.
Цель использования учебного проектирования заключается в вовлечении
школьников в процесс изучения реальных жизненных ситуаций в области финансов, в
формировании активной жизненной позиции и ответственности. Учебное проектирование в
курсе — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность
учащихся-партнеров, имеющих общую цель и согласованные способы деятельности,
которая направлена на достижение общего результата по решению какой-либо
практической проблемы, значимой для участников проекта.
Учебный мини-проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель и
чёткий план действий. Реализация плана работы над проектом обычно включает: выбор
темы проекта, которая имеет реальную практическую значимость и интересна участникам
проектной группы; обсуждение, каким будет проектный продукт (например, газета,
справочник, полезные советы, инфографика и др.), как его подготовить; подготовка
проектного продукта в группе; публичное представление (защита) подготовленного
проектного продукта.
В ходе презентации школьники не только раскрывают ход работы и показывают её
результаты, но и демонстрируют собственные знания и опыт в решении проблемы,
приобретённую компетентность. Элемент самопрезентации — важнейшая сторона работы
над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку школьниками всей проделанной
работы и приобретённого опыта.

№
п/п

3.Тематическое планирование
5 класс
Название разделов
Количество часов Электронные ресурсы

1

Введение в курс «Финансовая
грамотность».

4

2

Модуль 1. Доходы и расходы семьи.

13

№
п/п
1

2

Название разделов

Итого:
17
6 класс
Количество часов Электронные ресурсы

Модуль 2. Риски потери денег и
имущества и как человек может от этого
защититься.

Модуль 3. Человек и государство: как они
взаимодействуют

10

https://
школа.вашифинансы.рф
/idex.php
http://skiv.instrao.ru/bank
- zadaniy/finansovayagramotnost/

7

https://
школа.вашифинансы.рф
/idex.php
http://skiv.instrao.ru/bank
- zadaniy/finansovayagramotnost/

Итого:
17
7 класс
№
Название разделов
Количество
п/п
часов
1
Модуль 3. Человек и государство: как они
взаимодействуют
6

2

Модуль 4. Услуги финансовых
организаций и собственный
бизнес

10

3

Заключение.

1
17

Итого:

Материально – техническое обеспечение курса

- Аудио- и видеоаппаратура;

https://
школа.вашифинансы.рф
/idex.php
http://skiv.instrao.ru/
bankzadaniy/finansovayagramotnost/
https://
школа.вашифинансы.рф
/idex.php
http://skiv.instrao.ru/
bankzadaniy/finansovayagramotnost/

Электронные ресурсы
https://
школа.вашифинансы.рф
/idex.php
http://skiv.instrao.ru/
bankzadaniy/finansovayagramotnost/
https://
школа.вашифинансы.рф
/idex.php
http://skiv.instrao.ru/
bankzadaniy/finansovayagramotnost/

- Ноутбук для просмотра видеозаписей и мастер-классов в Интернете для работы с
обучающими программами;
- Проектор, экран для демонстрации презентаций и видеоматериалов..
Учебно-методическое обеспечение курса
Основная литература
1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы
преподавания. М.: Аспект Пресс, 1995.
2. Антипова М.В. Метод кейсов: методическое пособие. Мариинско-Посадский
филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011.
3. Баршай Ю.С. Валюты мира: иллюстрированный атлас для школьников. СПб.:
Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 319 с.
4. Бебнева Н.А. Изучение курса «Экономика для всех»: книга для учителя. Воронеж:
Изд-во ВГПУ, 2003. 178 с.
5. Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н., Калашникова Н.Г. Исполь-зование инновационных
образовательных
технологий
для
форми-рования
компетентностных
образовательных результатов школьни-ков: методические рекомендации для
учителя к программе
«Экономика». Барнаул: Азбука, 2012. 94 с.
6. Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требова-нию», 2015. 470 с.
Режим доступа: http://azy-economiki.ru
7. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность:
материалы для родителей. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
(Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
8. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность:
методические рекомендации для учителя. 5—7 кл. об-щеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС,
2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому
поведению».)
9. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая
грамотность: учебная программа. 5—7 кл. обще обр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
(Дополнительное образование: Сер. 31 «Учимся разумному финансовому
поведению».)
10. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьни-ков. М.: Российская
экономическая школа, 2010. Режим доступа: http//www.azbukafinansov.ru
11. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким
детям об экономике. М.: Просвещение, 1997. 104 с.
12. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семей-ный бюджет: учебное
пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: Интел-лект-Центр, 2010.
13. Евплова Е.В. Как сделать преподавание экономики инте ресным (на примере
изучения дисциплины «Прикладная экономи-ка») // Экономика образования. 2012. №
2. С. 99—105.
14. Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.kgau.ru
15. Игровые виды и формы проверки знаний учащихся. Их характеристика
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iro.yar.ru
16. Кайзер Ф.-И., Камински Х. Методика преподавания экономических дисциплин.
М.: ВИТА-ПРЕСС, 2007. 184 с.
17. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образова-ельном процессе. Режим
доступа: http://festival.1september.ru
18. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-ме-тодическое пособие.
Минск: ТетраСистемс, 2011.
19. Корлюгова Ю.Н., Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В. Финансовая грамотность:
контрольные измерительные материалы. 5—7 кл. об-щеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС,
2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому
поведению».)

20. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.:

Владос, 2003. 256 с.
21. Кульневич С.В. Анализ современного урока: практическое пособие для учителей
нач. классов, студентов сред. и высш. учеб. за-ведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д:
Учитель, 2002. 176 с.
22. Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для
учащихся. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное
образование: Сер.
«Учимся разумному финансовому поведению».)
23. Метафорическая деловая игра: практическое пособие для бизнес-тренера / под
ред. Ж. Завьяловой. СПб.: Речь, 2004.
24. Михеева С.А. Школьное экономическое образование: методика обучения и
воспитания: учебник для студентов педвузов. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. 328 с.
25. Протасевич Т.А. Начала экономики: учебно-методическое пособие для учителя.
М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001.
26. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики школе. Режим
доступа: http://www.hse.ru
27. Ступницкая
М.А.
Что
такое
учебный
проект?
Режим
доступа: http://project.1september.ru
28. Урок-игра «Морской бой» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedsovet.ru
29.Урок с использованием дидактической игры [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://e-lib.gasu.ru
30. Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Ре-шение учебных и
профессиональных проблем. М.: Форус, 2009. 176 с.
31. Хвесеня Н.П. Методика преподавания экономических дисциплин:
учебно- методический комплекс. Минск: Изд-во БГУ, 2006. 116 с.
32. Шевцова Т.В. Поговорим о налогах. Нижний Новгород: ФНС, 2006. 45 с.
33.Экономическая игра «Крестики-нолики» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://basic.economicus.ru
34.Экономика для 3—5 классов / Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т.
Мезарос, Лейна Стилс, Мэри С. Сьютер; пер. с англ. Т. Равичевой; под ред. С.
Равичева. М.: МЦЭБО, 2006.
Дополнительная литература
1. Авденин В. Азбука финансовой грамотности [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://www.twirpx.com
2. Агашев Д.В. Право социального обеспечения. Курс лекций. Томск Изд-во ТУСУР,
2011. 180 c.
3. Воспитание экономической культуры современных школьников: обр. программа и
методические рекомендации для учите-ля / авт.-сост. Е.В. Дистенфельд.
Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2010. 73 с.
4. Думная И.И., Рыбаков С.И., Лайков А.Ю. Зачем нужны страховые компании и
страховые услуги? М.: Интеллект-Центр, 2010.
5. Исаева О.А. Некоронованные короли мирового бизнеса. М.: АСТАстрель; Хранитель, 2006. 351 с.
6. Кийосаки Р. Прежде чем начать свой бизнес. Минск: По- 33 пурри, 2006. 160 с.
7.Конаш Д. Сохранить и приумножить: Как грамотно и с выгодой управлять
сбережениями. М.: Альпина Паблишер, 2012.
8. Леонтьев В.E., Радковская Н.П. Финансы, деньги, кредит банки: учебное
пособие. СПб.: ИВЭСЭП; Знание, 2011. 384 с.
9. Липсиц И.В. Бизнес-план — основа успеха: практическое пособие. М.: Дело, 2012.
112 с.
10. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Нивекс;
Триада, 1992. 336 с.
11. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: в 2 т. 5-е изд.,
перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. 336 с.
12. Савенок В. Миллион для моей дочери. Пошаговый план накоплений. М.:

Манн, Иванов и Фербер, 2013. 120 с.
13. Савенок В. Как составить личный финансовый план. Путь к финансовой
независимости. СПб.: Питер, 2006. 146 с.
14. Сандерс Ф. и др. Основные экономические понятия: структура преподавания /
пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1995.
15. Сахаровская Ю. Куда уходят деньги. Как грамотно управлять семейным
бюджетом. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. 120 с.
16. Семлер Р. Маверик. История успеха самой необычной компании в мире. М.:
Добрая книга, 2007. 386 с.
17. Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или как найти свое место
в жизни. М.: АСТ-Пресс, 2001.
18. Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор. М.: Кейс, 2010. 192
с. 19.Шеффер Б. Путь к финансовой свободе. Минск: Попурри, 1998. 136 с.
20.Шеффер Б. Мани, или Азбука денег. Минск: Попурри, 2006. 94 с.
Интернет-источники
1.https://www.rbc.ru — информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг». 2.https://ria.ru — информационное агентство «РИА
Новости».
3.www.7budget.ru — сайт журнала «Семейный бюджет».
4.www.banki.ru — сайт «Финансовый информационный
портал». 5.www.bs-life.ru — портал «Деловая жизнь».
6. www.casemethod.ru — сайт, посвященный методике ситуационного обучения с
использованием кейсов.
7. www.cbr.ru — Центральный банк Российской
Федерации. 8.www.finagram.com — портал финансовой
грамотности.
9.www.fin-site.ru — портал «Финансы и бизнес для начинающих предпринимателей».
10.www.fmc.hse.ru — Федеральный методический центр по финансовой грамотности
системы общего и среднего профессионального образования.
11.www.gks.ru — Федеральная служба государственной
статистики. 12.ww.kcbux.ru — портал «Краткий справочник
бухгалтера».
13. www.kolesovgb.ru — сайт «Школа жизни. Пенсионное и финансовое
планирование жизни».
14. www.koshelek.org — портал «Семейный бюджет».
15. www.muzey-factov.ru — сайт «Интересные факты обо всём на свете. Музей
фактов». 16.www.o-strahovanie.ru — сайт «Всё о страховании».
17.www.rasxodam.net — сайт об экономии денег в повседневной
жизни. 18.www.smb.gov.ru — портал малого и среднего
предпринимательства. 19.www.subsidii.net — портал «Всё о
пособиях».
20. ww.taxru.com — сайт «Налоги России».
21.www.zarplata-i-rabota.ru — сайт журнала «Работа и зарплата».
22.www.znanium.com — электронная библиотечная система Znanium.com
23.вашифинансы.рф — проект Минфина России «Дружи с финансами»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 12.10.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(38253) 25-1-20

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».