Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
Класс: 8
Срок реализации 2023 – 2024 учебный год
Составитель:
учитель технологии:
Беспалова Т.В.
с. Средний Васюган
Пояснительная записка
Программа курса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
• Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с изменениями);
• ФГОС основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года №
1897 в редакции приказов от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577)
• Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
Стратегия развития воспитания в РФ от 29.05.2015г.;
• Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения
РФ;
• Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения
и развитию финансового образования в РФ» ;
• Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» в соответствии с
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28;
• Методический конструктор внеурочной деятельности школьников, Д.В. Григорьев, к.пед.н.,
П.В. Степанов, к.пед.н., Центр теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО;
• Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ
«Средневасюганская СОШ»;
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для
учащихся оставлена на основе: Программы основного общего образования: финансовая
грамотность 8-9 классы общеобразовательных организаций, Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В.
Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Цель курса: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8 класса, предполагающей
освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер
финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно
взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная
система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.
Задачи:
- удовлетворение познавательных потребностей обучающихся области финансов, формирование
активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах
финансово грамотного поведения;
- приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной
финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов
поиска и изучения информации в этой области;
- воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой
грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
Преемственность и межпредметное взаимодействие.
освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы,
окружающего мира, русского языка, изобразительного искусства.
В плане курса:
курс рассчитан на 17 часов: по 1 часу в первом полугодии.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
• познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в деятельности, в том числе на самоанализ и
самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на
понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
• способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
• готовности пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в
связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
Регулятивные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
• умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
• умения осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• умения оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• понимания цели своих действий;
• планирования действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявления познавательной и творческой инициативы;
• оценки правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватного восприятия предложений товарищей, учителей, родителей.
Познавательные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и
схемы (включая концептуальные) для решения задач;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
• умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
• умение задавать вопросы;
умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые
идеи;
• анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.
Работа с текстом:
• участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся.
• способность набирать небольшие тексты на родном языке;
• создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и
сохранять их;
• способность использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами
ИКТ.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности.
Модель 1. Управление денежными средствами семьи (10 ч.)
Базовые понятия и знания:
Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура
доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал,
благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный
бюджет.
Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из
чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры доходов
населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих
в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от
структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета; обязательных
ежемесячных трат семьи и личных трат.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
– того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;
– роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики;
– влияния образования на последующую карьеру и соответственно на личные доходы;
– того, что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить
устойчивость своего благосостояния и может
привести к финансовым трудностям семьи;
– различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста
членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы семьи.
Умения:
– пользоваться дебетовой картой;
– определять причины роста инфляции;
– рассчитывать личный и семейный доход;
– читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи;
– различать личные расходы и расходы семьи;
– считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном
периодах;
– вести учёт доходов и расходов;
– развивать критическое мышление.
Компетенции:
– устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов
семей;
– использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на
покупательную способность денег, имеющихся в наличии;
– определять и оценивать варианты повышения личного дохода;
– соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;
– сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода
и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;
– оценивать свои ежемесячные расходы;
– соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей;
– определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет на краткосрочную и
долгосрочную перспективы;
– осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.
Виды внеурочной деятельности: игровая; познавательная; проблемно-ценностное общение.
Формы внеурочной деятельности: лекция – беседа, практикум, интеллектуальные, ролевые,
деловые игры; индивидуальные и групповые беседы; дебаты.
Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния (7 ч.)
Базовые понятия и знания:
Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных
видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по
этапам жизненного цикла.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
– принципа хранения денег на банковском счёте;
– вариантов использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла
семьи;
– необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;
– возможных рисков при сбережении и инвестировании.
Умения:
– рассчитать реальный банковский процент;
– рассчитать доходность банковского вклада и других операций;
– анализировать договоры;
– отличать инвестиции от сбережений;
– сравнивать доходность инвестиционных продуктов.
Компетенции:
– искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых
учреждений;
– оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения
благосостояния семьи;
– откладывать деньги на определённые цели;
– выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения
будущих крупных расходов семьи.
Виды внеурочной деятельности: игровая; познавательная; проблемно-ценностное общение.
Формы внеурочной деятельности: лекция – беседа, практикум, интеллектуальные, ролевые,
деловые игры; индивидуальные и групповые беседы; дебаты.
3. Тематическое планирование
№
1
Блоки тем
Модуль 1. Управление
денежными средствами семьи
2
Модуль 2. Способы
повышения семейного
благосостояния.
Итого
Количество часов
Электронные ресурсы
https://школа.вашифинансы.рф/index.php
10
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/
https://школа.вашифинансы.рф/index.php
7
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/
17
Материально – техническое обеспечение курса
- Аудио и видеоаппаратура;
- Ноутбук для просмотра видео записей и мастер-классов в Интернете для работы обучающими
программами;
- Пректор, экран для демонстрации презентации и видеоматериалов.
Учебно – методическое обеспечение курса
1. Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические
рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для
родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
4. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные
измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Дополнительная литература
5. Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности.
–М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
6. Экономика: моя роль в обществе: учебное пособие для 8 класса. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
Интернет-источники
1.
www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ
2.
www.gov.ru – сайт Правительства РФ
3.
www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики
4.
www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ
5.
www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности РФ
6.
www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ
7.
www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ
8.
www.nalog.ru – сай Федеральной налоговой службы РФ
9.
www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг»
10.
www.ram.ru – сайт Российской ассоциации маркетинга
11.
www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент»
12.
www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника»
13.
www.nes.ru – сайт спецпроекта российской экономической школы по личным финансам
14.
www.economicus.ru – образовательно-справочный портал по экономике
15.
www.cepa.newschool.edu/het/home.htm – сайт по истории экономической мысли (на англ.
яз.)
16.
ecsocman.edu.ru – сайт федерального образовательного порта- ла «Экономика. Социология.
Менеджмент»
17.
www.ereport.ru – сайт, где представлена обзорная информация по мировой экономике
18.
www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
www.cefir.ru – сайт ЦЭФИР – Центра экономических и финансовых исследований
www.tpprf. – сайт Торгово-промышленной палаты РФ
www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – сайт Объединённой биржи
www.wto.ru – сайт Всемирной торговой организации
www.worldbank.org/eca/russian – сайт Всемирного банка
www.imf.org – сайт Международного валютного фонда
www.7budget.ru – сайт, посвящённый семейному бюджету