Рабочая программа учебного предмета Индивидуальный проект 10 класс

Рабочая программа
учебного предмета «Индивидуальный проект»
для обучающихся 10 класса

Составила:
Сухих Л. Ю., учитель
истории и географии

с. Средний Васюган 2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Индивидуальный проект» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации № 273-ФЗ от
29.12.2012; основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ
«Средневасюганская СОШ»; требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и
формированию универсальных учебных действий (УУД) для среднего общего образования; на
основе примерной программы курса «Индивидуальный проект» (автор М.В. Половкова). Рабочая
программа ориентирована на использование учебника «Индивидуальный проект» для 10-11
классов под редакцией М.В. Половковой, выпускаемой издательством «Просвещение».
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации образовательной
деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект
выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя, по выбранной теме в
рамках одного или нескольких изучаемых предметов, курсов в любой избранной области
деятельности на основе «Положения об индивидуальном проекте»:
https://svasli.tomschool.ru/upload/tomscsvasli_new/files/12/2f/122f53bc72aabd4ffafab5e8eb919580.pdf
Индивидуальный проект выполняется обучающимися в течение 1 года в рамках учебного
времени, отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного
исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального,
прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
На уровне среднего общего образования роль учителя, руководителя дополнительного
образования сводится к минимуму. Старшеклассники сами определяют личностно-значимую
проблему, формулируют тему, ставят цели и задачи своего проектирования, выдвигают гипотезу.
Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства и предлагают
варианты практического использования проектного и исследовательского продукта.
Цель: формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации
обучающимися результатов исследования индивидуального проекта, направленного на решение
научной, личностно и (или) социально-значимой проблемы.
Задачи:





реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения
основной образовательной программы;
формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов,
технологий и форм организации проектной деятельности для достижения практикоориентированных результатов образования;
повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы, а
также усвоения знаний и учебных действий.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В этом направлении приоритетами являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической
деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи,
систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и
практической деятельности.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Индивидуальный проект» изучается на уровне среднего общего образования в 10 классе в
объеме 68 ч. (2 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
1.Метод проектов
Понятие «проект». Знакомство с историей метода проектов, с проектной технологией (основные
требования, структура, классификация, методы работы), терминологией, со способами
оформления проектной деятельности. Типология проектов. Исследовательский проект.
Творческий проект. Игровой проект. Информационный проект. Практический проект.
Проект как вид учебно-познавательной и профессиональной деятельности. Учебный проект:
требования к структуре и содержанию.
Современный проект обучающегося – дидактическое средство активизации познавательной
деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных
качеств. Теоретические основы учебного проектирования. Структура и содержание учебного
проекта.
2. Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности
Проектная и исследовательская деятельность: точки соприкосновения.
Проектная деятельность. Исследовательская деятельность. Сходства и отличия проекта и
исследования. Проектный подход при проведении исследования. Исследовательские проекты.
Построение гипотезы исследования. Предмет и объект исследования. Проблема исследования.
Цели и задачи исследования. Обобщение. Классификация. Умозаключения и выводы.
Методы эмпирического и теоретического исследования. Методы эмпирического исследования
(наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом,
так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и
дедукция, моделирование); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к
конкретному).
Практическое занятие по проектированию структуры индивидуального проекта (учебного
исследования). Инициализация проекта, исследования. Конструирование темы и проблемы
проекта, исследования. Проектный замысел. Презентация и защита замыслов проектов и
исследовательских работ. Структура проекта, исследовательской работы. Представление
структуры индивидуального проекта (учебного исследования).
3. Исследовательская деятельность
Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация информации.

Информационная культура. Виды информационных источников. Инструментарий работы с
информацией – методы, приемы, технологии. Отбор и систематизация информации.
Информационные ресурсы на бумажных носителях. Рассмотрение текста с точки зрения его
структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация,
рецензия.
Технологии визуализации и систематизации текстовой информации. Диаграммы и графики.
Графы. Сравнительные таблицы. Опорные конспекты.
Требования к оформлению проектной и исследовательской работы. Библиография, справочная
литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок,
сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов.
Практическое занятие (тренинг) по применению технологий визуализации и систематизации
текстовой информации. Практическое занятие. Оформление проектной работы
4. Планирование работы
Планирование учебного проекта. Анализ проблемы. Выбор темы и целей проекта (через
проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.). Определение источников информации.
Определение способов сбора и анализа информации. Постановка задач и выбор критериев оценки
результатов и процесса. Определение способа представления результата. Сбор и уточнение
информации, обсуждение альтернатив (мозговой штурм), выбор оптимального варианта,
уточнение планов деятельности. Основные инструменты: интервью, эксперименты, опросы,
наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, экспериментов.
определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации;
планирование итогового продукта (формы представления результатов)
5.Коммуникативные навыки
Объяснение полученных результатов. Оценка, отчет. Представление результатов учебного
исследования. Оценка учебного проекта. Карта самооценки индивидуального проекта. Анализ
выполнения проекта. Коммуникативная деятельность. Формы и принципы делового общения.
Правила ведения спора. Дискуссия: виды и технологии. Практическое занятие: Дискуссия.
Практическое занятие: Дебаты. Публичное выступление: от подготовки до реализации. Этапы
подготовки выступления.
6. Защита результатов проектной и исследовательской деятельности
Представление результатов учебного проекта. Анализ информации, выполнение проекта,
формулирование выводов. Подготовка возможных форм представления результатов. Обоснование
процесса проектирования. Объяснение полученных результатов. Оценка. Письменный отчет.
Оценка учебного проекта (учебного исследования). Анализ выполнения проекта, достигнутых
результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижений поставленной цели
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания:
готовность к разнообразной совместной деятельности в рамках реализуемого проекта или
исследования, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении;
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод
и законных интересов других людей, чьими работами пользуется школьник во время проведения
исследования или с которыми он вступает во взаимодействие во время реализации проекта;

активное участие посредством реализации социально ориентированных исследований или
проектов в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны
В сфере патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к исследованию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России, к истории и современному состоянию российских наук;
ценностное отношение историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране, к науке и достижениям российских ученых
В сфере духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, возникающих в
процессе реализации проектов или исследований, осознание важности морально- этических
принципов в деятельности исследователя;
готовность в процессе работы над проектом или исследованием оценивать собственное поведение
и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учетом осознания последствий поступков;
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства
В сфере эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, изучаемым или используемым в ходе проектноисследовательской деятельности, к традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, связанным с реализуемым школьником
социальным проектом или публичной защитой собственного исследования, осмысляя
собственный опыт проектно-исследовательской деятельности и выстраивая дальнейшие цели
относительно профессионального будущего
В сфере трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность в рамках реализуемых
индивидуальных или групповых проектов;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения знания, полученного в ходе исследования
В сфере экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из гуманитарных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды
В сфере понимания ценности научного познания:

ориентация в проектно-исследовательской деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством научного и практического познания
мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей
деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной
среды;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень компетентности через
практическую проектную и исследовательскую деятельность (в том числе умение учиться у
других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других);
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, формулировать
собственные исследовательские или проектные идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в
том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижения целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий
Метапредметные результаты:













целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных
целей с
учетом
конечного результата;
составление
плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных
характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений от него;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае
расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска,
в том числе с помощью компьютерных средств;
знаково-символические действия: моделирование – преобразование объекта из чувственной
формы в пространственно-графическую или знаково- символическую модель, где выделены
существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих
законов, определяющих данную предметную область;
умение структурировать знания;















умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной
формах;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным
жанрам; определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и
официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой
информации.
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей,
функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка.

Предметные результаты:
В результате обучения по программе курса «Индивидуальный проект» обучающийся научится:










формулировать цели и задачи проектной деятельности;
планировать работу по реализации проектной деятельности;
реализовывать запланированные действия для достижения поставленных целей и задач;
Оформлять информационные материалы на электронных бумажных носителях с целью
презентации результатов работы над проектом;
осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленными целью и задачами, и
конечным результатом;
использовать технологию учебного проектирования для решения личных целей и задач
образования;
навыкам самопрезентации в ходе представления результатов проекта;
осуществлять осознанный выбор направлений созидательной деятельности.
способность к рефлексии совершенной деятельности и выбору способа предъявления
достигнутых результатов социуму.

По окончании изучения курса «Проектно-исследовательская деятельность» учащиеся должны
владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования,
дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект
исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт,
эксперимент.
Формы контроля за результатами освоение программы.
Формами отчетности проектной деятельности являются доклады, презентации, видеофильмы,
фоторепортажи с комментариями, стендовые отчеты и т.д.

Обучающиеся 10 классов обязаны в течение года подготовить, реализовать и защитить один
проект (учебный).
Предусматривается организация учебного процесса в двух взаимосвязанных и
взаимодополняющих формах:
- урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в
процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;
-внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в школьном компьютерном
классе) выполняют на компьютере практические задания для самостоятельного выполнения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
1

Наименование
разделов и тем
программы
Метод проектов

Количество часов
Всего
Лекции Практические
работы
6
3
3

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

2

Информационные
ресурсы
проектной и
исследовательско
й деятельности
Исследовательска
я деятельность

10

2

8

https://obuchonok.ru/nachal
naya-shkola
http://temagenerator.ru/

24

4

20

4

Планирование
работы

10

2

8

5

Коммуникативны
е навыки
Защита
результатов
проектной и
исследовательско
й деятельности

14

2

12

https://obuchonok.ru/nachaln
aya-shkola
http://temagenerator.ru/
https://obuchonok.ru/nachaln
aya-shkola
http://temagenerator.ru/
https://obuchonok.ru/nachaln
aya-shkola
https://obuchonok.ru/nachaln
aya-shkola
http://temagenerator.ru/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

68

3

6

4

4

12

56

https://obuchonok.ru/nachal
naya-shkola
http://temagenerator.ru/

Рекомендуемая литература:
1. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2015
2. Индивидуальный проект. 10-11 классы: учебное пособие. М.В. Половкова А.В. Носов, Т.В.
Половкова, М.В. Майсак – М. «Просвещение», 2021.
3. Крылова Ната, Проектная деятельность школьника как принцип организации и
реорганизации образования//Народное образование 2015. - №2, - стр. 113-121.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под. ред. Е.
С. Полат. – М., 2016
5. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2014
6. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2015
Цифровые образовательные ресурсы:
1. https://obuchonok.ru/nachalnaya-shkola
2. http://temagenerator.ru/
3. http://moemesto.ru/
4. https://infogram.com/
5. https://vernadsky.info/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 12.10.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(38253) 25-1-20

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».