Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средневасюганская средняя общеобразовательная школа»
Принято на педагогическом совете
Протокол № 1 от 30. 08. 2023
Утверждено
Приказ № 2 от 31. 08.2023
Положение об индивидуальном проекте
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основе Федерального закона от 29.12.2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования» с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., от 31 декабря 2015г., от
29 июня 2017 года; основной образовательной программы среднего общего образования
ФГОС СОО ОУ; Устава МКОУ «Средневасюганская СОШ».
1.2. Положение об индивидуальном проекте обучающихся ОО определяет этапы разработки
и реализации индивидуального проекта, однако формирование навыков проектной
деятельности ведется на всех уровнях школьного образования.
1.3. Данное Положение регламентирует деятельность МКОУ «Средневасюганская СОШ» по
организации работы над индивидуальным проектом (далее ИП) в связи с переходом на
ФГОС СОО.
1.4. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и
внеурочной деятельности и направлена на повышение качества образования, демократизации
стиля общения педагогов и обучающихся.
1.5. Выполнение индивидуального итогового проекта, обязательно для каждого
обучающегося 10 или 11 класса. В течение учебного курса обучающийся обязан выполнить
один итоговый индивидуальный проект.
1.6. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных
результатов, полученных обучающимися в ходе освоения междисциплинарных учебных
программ.
1.7. Руководителем проекта является учитель-предметник, классный руководитель, педагог организатор, педагог дополнительного образования.
1.8. Темы проектов могут предлагаться как педагогом, так и учениками.
1.9. Проект может быть только индивидуальным.
1.10. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность.
1.11. Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели и средства ясно
обозначены, совместно с обучающимися составлена программа действий.
1
1.12. Итоговая отметка за выполнение индивидуального проекта по предметам и
междисциплинарным программам фиксируется в документе об уровне образования
установленного образца – аттестате о среднем общем образовании.
2. Цели и задачи выполнения индивидуального ИП
2.1. Цель выполнения ИП:
2.1.1. продемонстрировать способность и готовность к освоению систематических знаний, их
самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
2.1.2. развивать способность к сотрудничеству и коммуникации;
2.1.3. формировать способность к решению личностно и социально значимых проблем и
воплощению найденных решений в практику;
2.1.4. оценивать способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и
развития;
2.1.5. определять уровень сформированности способности к самоорганизации,
саморегуляции и рефлексии.
2.2. Задачами выполнения ИП являются:
2.2.1. обучение планированию (уметь чётко определить цель, описать шаги по её
достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);
2.2.2. формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать
подходящую информацию, правильно её использовать);
2.2.3. развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление;
2.2.4. формирование и развитие навыков публичного выступления;
2.2.5. формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу,
выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).
3. Требования к организации работы над проектом, этапы и примерные сроки работы
над проектом
3.1. Общее руководство проектной деятельностью обучающихся в рамках реализации ФГОС
СОО в ОО осуществляет заместитель директора по учебно-методической работе. В срок до
20 октября заместитель директора по УВР представляет директору ОУ данные по каждому
обучающемуся 10-11 класса: теме его проектной работы и руководителе проекта, которые
утверждаются приказом директора ОО (образец заявления, обучающегося на утверждение
выбранный темы индивидуального проекта и руководителя приведены в Приложении 1 к
настоящему положению).
3.2. Педагоги ОО, реализующие ФГОС среднего общего образования, являются
руководителями индивидуальных проектов обучающихся.
3.3. В процессе работы над проектом обучающийся под контролем руководителя планирует
свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный.
3.4. Подготовительный этап (сентябрь-октябрь): выбор темы и руководителя проекта.
2
3.5. Основной этап (ноябрь-февраль): совместно с педагогом разрабатывается план
реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор
способа представления результатов, оформление работы, предварительная проверка
руководителем проекта.
3.6. Заключительный (март - апрель): защита проекта, оценивание работы.
3.7. Контроль соблюдения сроков осуществляет педагог, руководитель проекта.
3.8. Контроль охвата детей проектной деятельностью осуществляет заместитель директора
по УВР.
3.9. Руководители индивидуальных проектов назначаются приказом директора МКОУ
Средневасюганская СОШ»
3.10. Руководители проекта:
организуют работу обучающегося над индивидуальным проектом;
проводят консультации с обучающимися, испытывающими затруднения на разных
этапах выполнения проекта;
заявляют об участии обучающихся в конференциях и конкурсах различных уровней.
3.11. Обучающийся обязан выполнять сроки работы над этапами проекта, утвержденные в
циклограмме работы ОО по реализации индивидуального проекта.
3.12. Сроки защиты индивидуальных проектов утверждаются приказом директора.
3.13. Один педагог может руководить не более чем 2 ИП.
3.14. Обучающиеся сами выбирают как тему, так и руководителя проекта.
3.15. Руководители проекта обязаны уважительно относиться к личностному выбору
обучающегося, в то же время педагог должен аргументировано отклонить тему проекта,
выбранную обучающимся, если эта тема не отвечает общепринятым нормам морали и
поведения, косвенно пропагандирует асоциальное поведение.
4. Требования к содержанию и направленности индивидуального ИП
4.1. Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершенного учебного
исследования или разработанного проекта:
информационного;
творческого;
социального;
прикладного;
инновационного;
конструкторского;
инженерного.
4.2. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.
Исследовательский проект (проект направлен на решение конкретной проблемы,
направленной на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.
3
Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы через сбор, анализ и обобщение
соответствующей информации с последующим представлением для широкой аудитории).
Информационно-познавательный проект (проект, целью которого является сбор
информации о каком-либо объекте или явлении с целью её анализа, обобщения и
представления для широкой аудитории).
Социальный проект (проект, который направлен на выявление причин актуальных и
перспективных социальных проблем, выработка оптимальных вариантов решения.
Привлечение интереса молодежи (обучающихся) к актуальным проблемам общества и поиск
ресурсов для её решения).
Творческий проект (проект, направленный на создание какого-то творческого продукта;
проект, предполагающий свободный, нестандартный подход к оформлению результатов
работы).
4.3. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих
работ:
письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы,
отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного
искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного
произведения, инсценировки, художественной декламации,
исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
материальный объект, макет, модель, иное конструкторское изделие;
отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты,
так и мультимедийные продукты.
5. Требования к оформлению индивидуального ИП
Индивидуальный проект должен быть оформлен согласно требованиям данного
положения
5.1. Структура ИП (приложение 2).
5.2. Титульный лист (приложение 3).
5.3. Техническое оформление работы (приложение 4).
6. Защита проекта как формат оценки успешности освоения и применения
обучающимися универсальных учебных действий
6.1. Публично должна быть представлена проектная работа - реализованный проект.
6.2. На защите проекта обучающийся представляет свой реализованный проект по
следующему (примерному) плану:
Тема и краткое описание сути проекта.
Актуальность проекта. Цель, задачи, гипотеза, предмет исследования, методы
исследования, ожидаемый результат.
4
Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и
другие люди.
Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации
проекта, а также источники этих ресурсов.
Ход реализации проекта.
Общие выводы или заключение, где будут даны рекомендации и перспективы.
Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в
ходе его реализации.
6.3. Регламент проведения защиты реализованного проекта, параметры и критерии оценки
проектной деятельности должны быть известны обучающимся заранее.
7. Требования к процедуре проведения защиты индивидуального ИП
7.1. Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после заслушивания
доклада (не более 5 минут), ответы на вопросы по теме проекта до 3 минут.
Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных навыков
обучающегося.
7.2. К защите ученик представляет проектный продукт, печатное описание проекта.
7.3. Процедура защиты проводится в устной форме с обязательной демонстрацией
фрагментов проекта или презентации. Обучающийся раскрывает актуальность, поставленные
задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии.
7.4. Место защиты ИП - образовательная организация.
7.5. МКОУ Средневасюганская СОШ» определяет график защиты ИП.
7.6. МКОУ Средневасюганская СОШ» создаёт школьную аттестационную комиссию (далее
комиссия). Состав комиссии от 3 до 5 человек. В комиссии должны присутствовать:
представитель администрации, классный руководитель, педагог по соответствующему
направлению. Состав комиссии должен подбираться с учётом предметных областей ИИП. В
комиссии могут присутствовать члены Управляющего Совета ОО.
7.7. Комиссия оценивает уровень ИП в соответствии с критериями.
7.8. Защита ИП проходит в апреле.
7.9. ОО организует в дополнительные сроки защиту ИП для детей с ОВЗ, больных детей
(дети, отсутствовавшие в основной срок защиты).
7.10. Проект, получивший оценку «низкий уровень», возвращается ученику на доработку.
Ученик дорабатывает ИП в течение недели, представляет к повторной защите.
7.11. Ученику, выступившему с проектом (исследовательской работой) успешно на
муниципальном, региональном, всероссийском или международном уровне автоматически
ставится высший балл и от защиты в ОО он освобождается.
7.12. Лучшие проекты (по согласованию с автором проекта) размещаются на официальном
сайте школы.
5
8. Критерии оценки индивидуального ИП
8.1. Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на
основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной
записки, рецензии, презентации) по каждому из четырех критериев:
8.1.1. способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения,
включая поиск и обработку информации, формулировку выводов или обоснование,
реализацию, апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза,
макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку
сформированности познавательных учебных действий;
8.1.2. сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении
раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой
проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
8.1.3. сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно
планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать
ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных
стратегий в трудных ситуациях;
8.1.4. сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно
изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно
ответить на вопросы.
Критерий
Самостоятельное
приобретение
знаний и решение
проблем
Знание предмета
Регулятивные
действия
Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Базовый -1 балл
Высокий -2-3 балла
Работа в целом
Работа в целом свидетельствует о
свидетельствует о
способности самостоятельно
способности самостоятельно с ставить проблему и находить пути
опорой на помощь
её решения;
руководителя ставить
Продемонстрировано свободное
проблему и находить пути её
владение логическими
решения;
операциями, навыками
Продемонстрирована
критического мышления, умение
способность приобретать
самостоятельно мыслить;
новые
Продемонстрирована способность
знания и/или осваивать новые на этой основе приобретать новые
способы действий, достигать
знания и/или осваивать новые
более глубокого понимания
способы действий, достигать
изученного
более глубокого понимания
проблемы.
Продемонстрировано
Продемонстрировано свободное
понимание содержания
владение предметом проектной
выполненной работы. В
деятельности. Ошибки
работе и в ответах на вопросы отсутствуют
по содержанию работе
отсутствуют грубые ошибки
Продемонстрированы навыки Работа тщательно спланирована и
определения темы и
последовательно реализована,
планирования работы.
своевременно пройдены все
6
Коммуникация
Работа доведена до конца и
представлена комиссии;
Некоторые этапы
выполнялись
под контролем и при
поддержке руководителя. При
этом проявляются отдельные
элементы самооценки и
самоконтроля обучающегося
Продемонстрированы навыки
оформления проектной
работы и пояснительной
записки, а также подготовки
простой презентации.
Автор отвечает на вопросы
необходимые этапы обсуждения и
представления.
Контроль и коррекция
осуществлялись самостоятельно
Тема ясно определена и пояснена.
Текст/сообщение хорошо
структурированы. Все мысли
выражены ясно, логично,
последовательно,
аргументированно.
Работа/сообщение вызывает
интерес. Автор свободно отвечает
на вопросы
При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно»)
соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырех
критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7-9 первичных
баллов (отметка «хорошо») или 10-12 первичных баллов (отметка «отлично»).
8.2. Основные требования к инструментарию оценки сформированности универсальных
учебных действий при процедуре защиты реализованного проекта:
оценке должна подвергаться не только защита реализованного проекта, но и динамика
изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры защиты проектной идеи)
до воплощения; при этом должны учитываться целесообразность, уместность, полнота
этих изменений, соотнесенные с сохранением исходного замысла проекта;
выполненная работа рецензируется руководителем.
В рецензии оцениваются и освещаются основные позиции с учетом оценки критериев
содержательной части проекта в баллах.
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем
Критерий 1.1. Поиск, отбор и адекватное использование
Балл
Оценка
информации
руководителя
Работа содержит незначительный объем подходящей
1
информации из ограниченного числа однотипных
источников
Работа содержит достаточный объем подходящей
2
информации из однотипных источников
Работа содержит достаточно полную информацию из
3
разнообразных источников
Критерий 1.2. Постановка проблемы
Балл
Оценка
руководителя
Проблема сформулирована, но гипотеза отсутствует. План
1
действий фрагментарный
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза
2
(гипотезы), но план действий по
доказательству/опровержению гипотезы не полный
7
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза
(гипотезы), дан подробный план действий по
доказательству/опровержению гипотезы
Критерий 1.3.
Актуальность и значимость темы проекта
Актуальность темы проекта и её значимость для ученика
обозначены фрагментарно на уровне утверждений
Актуальность темы проекта и её значимость для ученика
обозначены на уровне утверждений, приведены основания
Актуальность темы проекта и её значимость раскрыты и
обоснованы исчерпывающе, тема имеет актуальность и
значимость не только для ученика, но и для школы, поселка.
Критерий 1.4. Анализ хода работы, выводы и
перспективы
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы
Представлен развернутый обзор работы по достижению
целей, заявленных в проекте
Представлен исчерпывающий анализ ситуаций,
складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые
выводы, намечены перспективы работы
Критерий 1.5. Личная заинтересованность автора,
творческий подход к работе
Работа шаблонная. Автор проявил незначительный интерес
к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности
в работе, не использовал возможности творческого подхода
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную
заинтересованность автора, предпринята попытка
представить личный взгляд на тему проекта, применены
элементы творчества
Работа отличается творческим подходом, собственным
оригинальным отношением автора к идее проекта
Критерий 1.6. Полезность и востребованность продукта
3
Балл
Оценка
руководителя
1
2
3
Балл
Оценка
руководителя
1
2
3
Балл
Оценка
руководителя
1
2
3
Балл
Оценка
руководителя
Проектный продукт полезен после доработки, круг лиц,
1
которыми он может быть востребован, указан неявно
Проектный продукт полезен, круг лиц, которыми он может
2
быть востребован указан. Названы потенциальные
потребители и области использования продукта.
Продукт полезен. Указан круг лиц, которыми он будет
3
востребован. Сформулированы рекомендации по
использованию полученного продукта, спланированы
действия по его продвижению
2. Сформированность предметных знаний и способов действий
Критерий 2.1. Соответствие выбранных способов работы
Балл
Оценка
цели и содержанию проекта
руководителя
Часть используемых способов работы не соответствует теме
1
и цели проекта, цели могут быть до конца не достигнуты
Использованные способы работы соответствуют теме и цели
2
проекта, но являются недостаточными
Способы работы достаточны и использованы уместно и
3
эффективно, цели проекта достигнуты
Критерий 2.2. Глубина раскрытия темы проекта
Балл
Оценка
руководителя
8
Тема проекта раскрыта фрагментарно
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках
школьной программы
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор
продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки
школьной программы
Критерий 2.3. Качество проектного продукта
1
2
3
Балл
Проектный продукт не соответствует большинству
1
требований качества (эстетика, удобство использования,
соответствие заявленным целям)
Продукт не полностью соответствует требованиям качества
2
Продукт полностью соответствует требованиям качества
3
(эстетичен, удобен в использовании, соответствует
заявленным целям)
3.. Сформированность регулятивных действий
Критерий 3.1. Соответствие требованиям оформления
Балл
письменной части
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с
1
установленными правилами, придать ей соответствующую
структуру
Письменная часть работы оформлена с опорой на
2
установленные правилами порядок и четкую структуру,
допущены незначительные ошибки в оформлении
Работа отличается четким и грамотным оформлением в
3
точном соответствии с установленными правилами
Критерий 3.2. Постановка цели, планирование путей ее
Балл
достижения
Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее
1
достижения
Цель сформулирована, обоснована, планирование
2
деятельности соотносится с собственным жизненным
опытом, задачи реализуются последовательно
Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный
3
план ее достижения, самостоятельно осуществляет контроль
и коррекцию деятельности
Критерий 3.3. Сценарий защиты (логика изложения),
Балл
грамотное построение доклада
Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно, дано
1
сравнение ожидаемого и полученного результатов
Тема и содержание проекта раскрыты, представлен
2
развернутый обзор работы по достижению целей,
заявленных в проекте
Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ
3
ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны
необходимые выводы, намечены перспективы работы
4. Сформированность коммуникативных действий
Критерий 4.1. Четкость и точность, убедительность и
Балл
лаконичность
Содержание всех элементов выступления дают
1
представление о проекте; присутствует культура речи,
наблюдаются немотивированные отступления от заявленной
темы в ходе выступления
Оценка
руководителя
Оценка
руководителя
Оценка
руководителя
Оценка
руководителя
Оценка
руководителя
9
Содержание всех элементов выступления дают
представление о проекте; присутствует культура речи,
немотивированные отступления от заявленной темы в ходе
выступления отсутствуют
Содержание всех элементов выступления дают
представление о проекте; наблюдается правильность речи;
точность письменной речи; четкость речи, лаконизм,
немотивированные отступления от заявленной темы в ходе
выступления отсутствуют
Критерий 4.2. Умение осуществлять учебное
сотрудничество в группе
Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь,
задает вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности
Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь,
выстраивает продуктивное взаимодействие со сверстниками
и взрослыми. Может брать инициативу на себя.
Организует учебное сотрудничество со сверстниками и
взрослыми, самостоятельно определяет цели и функции
участников, успешно справляется с конфликтными
ситуациями внутри группы
Итого баллов
2
3
Балл
Оценка
руководителя
1
2
3
8.3. С целью определения степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения
проекта учитываются три уровня сформированности навыков проектной деятельности: 3
балла - высокий уровень (ярко выраженные положительные стороны работы во всех ее
составных частях) 2 балла - базовый уровень (имеют место) 1 балл - низкий уровень
(отсутствуют). Итого 42 балла - максимальное число за всю содержательную часть проекта.
8.4. Критерии оценки защиты проекта:
№
п/п
1.
Критерий
Оценка (в баллах)
Качество доклада
2.
Качество ответов на
вопросы
1 - доклад зачитывается
2 - доклад пересказывается, но не
объяснена суть работы
3 - доклад пересказывается, суть работы
объяснена
4 - кроме хорошего доклада, владение
иллюстративным материалом
5 - доклад производит очень хорошее
впечатление
1 - нет четкости ответов на большинство
вопросов. Ответы на поставленные
вопросы однословные, неуверенные.
Автор не может защищать свою точку
зрения
2 - ответы на большинство вопросов.
Автор уверенно отвечает на поставленные
вопросы, но не до конца обосновывает
свою точку зрения
Балл
10
3.
Использование демонстрационного материала
4.
Оформление
демонстрационного
материала
5.
Соблюдение регламента
защиты (не
более 5 мин.) и степень
воздействия на аудиторию
3 - ответы на все вопросы убедительно,
аргументировано. Автор проявляет
хорошее владение материалом, уверенно
отвечает на поставленные вопросы,
доказательно и развернуто обосновывает
свою точку зрения
1 - представленный демонстрационный
материал не используется в докладе.
Средства наглядности, в т.ч. ТСО
используются фрагментарно, не
выдержаны основные требования к
дизайну презентации
2 - представленный демонстрационный
материал используется в докладе.
Средства наглядности, в т.ч. ТСО
используются, выдержаны основные
требования к дизайну презентации,
отсутствует логика подачи материала, нет
согласованности между презентацией и
текстом доклада
3 - представленный демонстрационный
материал используется в докладе,
информативен, автор свободно в нем
ориентируется. Средства наглядности, в
т.ч. ТСО используются, выдержаны
основные требования к дизайну
презентации, подача материала логична,
презентация и текст доклада полностью
согласованы
1 - представлен плохо оформленный
демонстрационный материал,
2 - демонстрационный материал хорошо
оформлен, но есть отдельные претензии
3 - к демонстрационному материалу нет
претензий
- материал изложен с учетом регламента,
однако автору не удалось заинтересовать
аудиторию
2- автору удалось вызвать интерес
аудитории, но он вышел за рамки
регламента
3 - автору удалось вызвать интерес
аудитории и уложиться в регламент
Итого максимальный балл за защиту индивидуального проекта составляет 17 баллов.
8.5. Итоговый балл за содержание и защиту проекта – 59 баллов.
Перевод в отметку: 50 – 59 баллов – отлично
40 – 49 баллов – хорошо
30 – 39 баллов – удовлетворительно
11
29 баллов и менее – неудовлетворительно.
В заключительной части делается вывод о том, достиг ли проект поставленных целей.
Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» в классном
журнале и личном деле.
8.6. Кроме того комиссия дает заключение об уровне сформированности навыков проектной
деятельности.
9. Документация
9.1.Все материалы по проекту хранятся в ОО в отдельной папке.
9.2.Индивидуальный план выполнения проекта
Этапы
Виды деятельности
Планируемая
дата
исполнения
Дата
фактическая
Подпись
руководите ля
Подготовка
Выбор темы учебного
проекта и тем
исследований
обучающихся;
Разработка
основополагающего
вопроса и проблемных
вопросов
учебной темы
Планирование
Формулировка задач,
которые следует решить;
Выбор средств и
методов решения задач;
Определение
последовательности и
сроков работ
Процесс
Самостоятельная работа
проектирования Оформления записки,
плакатов, презентации,
фильма и др.
Итог
Достигнутый результат
Оформление
Защита
Окончательное
оформление проекта для
защиты
9.3. Рецензия руководителя по каждому индивидуальному проекту.
9.4. Критерии оценки защиты проекта.
9.5. Руководитель проекта передает комиссии индивидуальный ИП со всей необходимой
документацией до начала защиты проекта.
9.6.Для классного руководителя
12
Лист ознакомления родителей оформляется после издания приказа о защите
индивидуального ИП. Лист ознакомления классный руководитель передает заместителю
директора по УВР:
№
п/п
ФИО ученика
Тема проекта
Дата
выполнения
проекта
Дата защиты
Подпись
родителей
1
2
3
….
Протокол защиты индивидуального ИП (Приложение 8) с внесенными данными об
обучающихся и темами проектов.
10. Права и ответственность сторон
10.1. Функциональные обязанности заместителя директора по УВР, курирующего
организацию выполнения обучающимися индивидуального итогового проекта:
1) Формирует единый список тем ИП для выбора обучающимися.
2) Оказывает методическую и консультационную помощь педагогам школы,
осуществляющим проектную деятельность.
3) Контролирует формирование проектных групп на основе списков обучающихся,
являющихся исполнителями проектов, и педагогов, выступающих в роли руководителей
проектных групп.
4) Контролирует деятельность руководителей индивидуальных итоговых проектов.
10.2. Руководитель индивидуального ИП должен:
1) Совместно с обучающимся определить тему и учебный план работы по ИП;
2) Совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы,
источники необходимой информации;
3) Мотивировать обучающегося на выполнение работы по ИП;
4) Оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики, формирования и
представления результатов исследования;
5) Контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению ИП.
Руководитель индивидуального проекта имеет право:
1) Требовать от обучающегося своевременного и качественного выполнения работы;
2) Использовать в своей работе имеющиеся в школе информационные ресурсы;
3) Обращаться к администрации школы в случае систематического несоблюдения сроков
реализации плана ИП.
10.3. Обучающийся должен:
1) Выбрать тему ИП;
2) Посещать консультации и занятия по ИИП;
13
3) Ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя ИП;
4) Подготовить публичный отчет о проделанной работе.
Обучающийся имеет право:
1) На консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе
выполнения ИП;
2) Использовать для выполнения ИП ресурсы школы.
10.4. Функциональные обязанности классного руководителя обучающихся, выполняющих
ИП:
1) Организует и контролирует начальный период проектной деятельности (осуществляет
контроль 100% охвата детей проектной деятельностью, составляет список обучающихся с
выбором темы и руководителя ИП и передает его заместителю директора).
2) Информирует обучающихся и родителей о требованиях, предъявляемых к выполнению
проектных работ, порядке и сроках работы над проектами.
3) Координирует взаимодействие родителей, руководителей проектов и обучающихся с
целью успешного выполнения ИП.
10.5. Роль родителей в выполнении учащимся ИП:
1) На всех этапах выполнения обучающимися ИП роль родителей заключается в оказании
своим детям помощи, то есть не возложение на себя обязанностей по выполнению работы
детей над проектом, а проявление заинтересованности, помощи советом, сбором
информации и расходными материалами для выполнения проекта.
2) Ответственность за выполнение ИП и его защиту несут родители обучающихся.
14
Приложение 1
Заявление на разработку индивидуального проекта
Директору
МКОУ «Средневасюганская СОШ»
Ненастьеву А.С.
____________________________
ФИО обучающегося/ класса
заявление.
Прошу Вас утвердить тему выбранного мною для разработки индивидуального проекта и
руководителя. Тема проекта:
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
__________________________________________________
Руководитель проекта:
______________________________________________________________________
Дата ______ _________________ / _________________
15
Приложение 2
Примерная структура индивидуального проекта
Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1.
1.2.
Глава 2. Практическая часть.
Заключение
Библиографический список
Введение (1-2 страницы). Указывается актуальность, цель, задачи, методы.
Глава 1. (до 10 страниц). Описывается теоретическая часть изучаемой темы.
Глава 2. (до 10 страниц). Описывается исследовательская (проектная) часть. Ход
исследования, эксперимента.
В конце главы 2 делается вывод.
Заключение (1-2 страницы). Общие выводы по главе 1 и 2. Предложения решения
выявленных проблем.
Библиографический список (строго с соблюдением нумерации).
16
Приложение 3
Образец титульного листа
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средневасюганская средняя общеобразовательная школа»
Каргасокского района Томской области
Исследовательская работа
по теме: « »
Выполнил:
Иванов Иван Иванович, обучающийся 11 класса
Руководитель:
Иванова М.И., учитель русского языка и литературы
Отметка: _______________
Средний Васюган 2023
17
Приложение 4
Техническое оформление работы
Текст, подготовленный с помощью текстового редактора Times New Roman через 1.5
интервала и отпечатанного на принтере на листах формата А4 с одной стороны.
Основной цвет шрифта черный; высота букв, цифр и других знаков – не менее 1,8 мм, кегль
(шрифт) – 14. Полужирный шрифт не применяется. Размеры полей: правое – 10 мм, верхнее и
нижнее – 20 мм, левое – 30 мм., абзацный отступ 1,25см., выравнивание текста по ширине.
Текст на листе должен иметь книжную ориентацию, альбомная ориентация допускается
только для таблиц и схем приложений.
Допускается использование визуальных возможностей акцентирования внимания на
определенных терминах, определениях с применением инструментов выделения и шрифтов
различных стилей.
Наименования всех структурных элементов работы (за исключением приложений)
записываются в виде заголовков с прописной буквы по центру страницы без подчеркивания
(шрифт 14 полужирный). Точка после заголовка не ставится.
Страницы нумеруются арабскими цифрами с соблюдением сквозной нумерации по всему
тексту. Номер страницы проставляется в центре нижней части листа без точки. Титульный
лист включается в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не
проставляется (нумерация страниц - автоматическая). Приложения включаются в общую
нумерацию страниц. Иллюстрации и таблицы на листе формата А3 учитываются как одна
страница.
Разделы работы имеют порядковые номера в пределах всей письменной работы и
обозначаются арабскими цифрами без точки (например, 1, 2 и т.д.). Номер подраздела состоит
из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой (например, 1.1, 1.2 и т.д.).
Цифровые (графические) материалы, как правило, оформляются в виде таблиц и/или рисунков
(графиков, диаграмм, иллюстраций) и имеют для каждого вида материала отдельную
сквозную нумерацию, выполненную арабскими цифрами.
Материалы в зависимости от их размера помещаются после текста, в котором впервые дается
ссылка на них, или на следующей странице. Указывается вид материала (таблица или
рисунок), его порядковый номер и название. Надписи таблиц и рисунков выполняются
строчными буквами (14 шрифт). Слово «рисунок» и его наименование располагают
посередине строки под рисунком с его номером через тир. Например, «Рисунок 1 – Название».
Наименование таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну
строку с ее номером через тир. Например, «Таблица 2 – Название». Точка после названия
таблицы или рисунка не ставится. Допускается цветное оформление материалов.
Таблицу допускается переносить на другой лист (страницу).
Приложения к работе оформляются на отдельных листах, каждое из них должно иметь свой
тематический заголовок и в правом верхнем углу страницы надпись «Приложение» с
указанием его порядкового номера арабскими цифрами. В тексте работы должны быть ссылки
на каждое из приложений.
18
Приложение 5
Рецензия руководителя
ФИО (обучающегося) _____________________________________________________________
ФИО (руководителя) ______________________________________________________________
Тема проекта _________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем
Критерий 1.1. Поиск, отбор и адекватное использование
Балл
Оценка
информации
руководителя
Работа содержит незначительный объем подходящей
1
информации из ограниченного числа однотипных
источников
Работа содержит достаточный объем подходящей
2
информации из однотипных источников
Работа содержит достаточно полную информацию из
3
разнообразных источников
Критерий 1.2. Постановка проблемы
Балл
Оценка
руководителя
Проблема сформулирована, но гипотеза отсутствует. План
1
действий фрагментарный
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза
2
(гипотезы), но план действий по
доказательству/опровержению гипотезы не полный
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза
3
(гипотезы), дан подробный план действий по
доказательству/опровержению гипотезы
Критерий 1.3.
Оценка
Балл
Актуальность и значимость темы проекта
руководителя
Актуальность темы проекта и её значимость для ученика
1
обозначены фрагментарно на уровне утверждений
Актуальность темы проекта и её значимость для ученика
2
обозначены на уровне утверждений, приведены основания
Актуальность темы проекта и её значимость раскрыты и
3
обоснованы исчерпывающе, тема имеет актуальность и
значимость не только для ученика, но и для школы, поселка.
Критерий 1.4. Анализ хода работы, выводы и
Балл
Оценка
перспективы
руководителя
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы
1
Представлен развернутый обзор работы по достижению
2
целей, заявленных в проекте
Представлен исчерпывающий анализ ситуаций,
3
складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые
выводы, намечены перспективы работы
Критерий 1.5. Личная заинтересованность автора,
Балл
Оценка
творческий подход к работе
руководителя
Работа шаблонная. Автор проявил незначительный интерес
1
к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности
в работе, не использовал возможности творческого подхода
19
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную
заинтересованность автора, предпринята попытка
представить личный взгляд на тему проекта, применены
элементы творчества
Работа отличается творческим подходом, собственным
оригинальным отношением автора к идее проекта
Критерий 1.6. Полезность и востребованность продукта
2
3
Балл
Оценка
руководителя
Проектный продукт полезен после доработки, круг лиц,
1
которыми он может быть востребован, указан неявно
Проектный продукт полезен, круг лиц, которыми он может
2
быть востребован указан. Названы потенциальные
потребители и области использования продукта.
Продукт полезен. Указан круг лиц, которыми он будет
3
востребован. Сформулированы рекомендации по
использованию полученного продукта, спланированы
действия по его продвижению
2. Сформированность предметных знаний и способов действий
Критерий 2.1. Соответствие выбранных способов работы
Балл
Оценка
цели и содержанию проекта
руководителя
Часть используемых способов работы не соответствует теме
1
и цели проекта, цели могут быть до конца не достигнуты
Использованные способы работы соответствуют теме и цели
2
проекта, но являются недостаточными
Способы работы достаточны и использованы уместно и
3
эффективно, цели проекта достигнуты
Критерий 2.2. Глубина раскрытия темы проекта
Балл
Оценка
руководителя
Тема проекта раскрыта фрагментарно
1
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках
2
школьной программы
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор
3
продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки
школьной программы
Критерий 2.3. Качество проектного продукта
Балл
Оценка
руководителя
Проектный продукт не соответствует большинству
1
требований качества (эстетика, удобство использования,
соответствие заявленным целям)
Продукт не полностью соответствует требованиям качества
2
Продукт полностью соответствует требованиям качества
3
(эстетичен, удобен в использовании, соответствует
заявленным целям)
3.. Сформированность регулятивных действий
Критерий 3.1. Соответствие требованиям оформления
Балл
Оценка
письменной части
руководителя
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с
1
установленными правилами, придать ей соответствующую
структуру
Письменная часть работы оформлена с опорой на
2
установленные правилами порядок и четкую структуру,
допущены незначительные ошибки в оформлении
20
Работа отличается четким и грамотным оформлением в
3
точном соответствии с установленными правилами
Критерий 3.2. Постановка цели, планирование путей ее
Балл
достижения
Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее
1
достижения
Цель сформулирована, обоснована, планирование
2
деятельности соотносится с собственным жизненным
опытом, задачи реализуются последовательно
Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный
3
план ее достижения, самостоятельно осуществляет контроль
и коррекцию деятельности
Критерий 3.3. Сценарий защиты (логика изложения),
Балл
грамотное построение доклада
Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно, дано
1
сравнение ожидаемого и полученного результатов
Тема и содержание проекта раскрыты, представлен
2
развернутый обзор работы по достижению целей,
заявленных в проекте
Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ
3
ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны
необходимые выводы, намечены перспективы работы
4. Сформированность коммуникативных действий
Критерий 4.1. Четкость и точность, убедительность и
Балл
лаконичность
Содержание всех элементов выступления дают
1
представление о проекте; присутствует культура речи,
наблюдаются немотивированные отступления от заявленной
темы в ходе выступления
Содержание всех элементов выступления дают
2
представление о проекте; присутствует культура речи,
немотивированные отступления от заявленной темы в ходе
выступления отсутствуют
Содержание всех элементов выступления дают
3
представление о проекте; наблюдается правильность речи;
точность письменной речи; четкость речи, лаконизм,
немотивированные отступления от заявленной темы в ходе
выступления отсутствуют
Критерий 4.2. Умение осуществлять учебное
Балл
сотрудничество в группе
Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь,
1
задает вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности
Работает в группе сверстников, оказывает взаимопомощь,
2
выстраивает продуктивное взаимодействие со сверстниками
и взрослыми. Может брать инициативу на себя.
Организует учебное сотрудничество со сверстниками и
3
взрослыми, самостоятельно определяет цели и функции
участников, успешно справляется с конфликтными
ситуациями внутри группы
Итого баллов
Оценка
руководителя
Оценка
руководителя
Оценка
руководителя
Оценка
руководителя
21
Приложение 6
МКОУ «Средневасюганская СОШ»
ПРОТОКОЛ
защиты индивидуального итогового проекта обучающихся 10 класса
Ф.И.О. председателя комиссии:
____________________________________________________________________________
Ф.И.О. членов комиссии:
_____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
К защите допущены ______________ чел.
На защиту явились допущенные к нему ______________ чел.
Не явились __________ чел.
Ф.И.О. неявившихся:
___________________________________________________________________________
Защита началась в _____________ час ________мин
Защита закончилась в __________ час ________мин
№
п/
п
ФИО,
обучающегося
Тема индивидуального
итогового проекта
Общее
количество
баллов
отметка
руководит
еля
проекта
Итоговая
отметка за
ИИП
количеств о
баллов
за
защиту
Особые мнения членов комиссии об оценке ответов отдельных учащихся:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Дата проведения защиты: «_____»________________ 20__ г.
Дата внесения в протокол оценок: «_____» ________________ 20__ г.
Председатель комиссии: ____________________/________________________
(подпись) (расшифровка)
Члены комиссии:
____________________/________________________
(подпись) (расшифровка)
____________________/________________________
(подпись) (расшифровка)
____________________/________________________
(подпись) (расшифровка)
22