РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Практический английский»
для обучающихся 10 класса
с. Средний Васюган 2023
1
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практический английский»
ориентирована улучшение качества практического владения языком.
Цели программы:
- развитие способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в контексте
диалога культур и цивилизаций современного мира, культуроведческое обогащение по принципу
расширяющегося круга культур;
- совершенствование приобретенных ранее умений, знаний и навыков;
- улучшение качества практического владения языком;
- формирование учебно-исследовательских умений;
- развитие культуры общения на английском языке с носителями языка;
- формирование и развитие коммуникативной компетенции, понимаемой как способность
личности осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и
социокультурных знаний, речевых навыков и коммуникативных умений, в совокупности ее
составляющих;
– речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций.
Задачи программы:
- развивать гибкость мышления, способность ориентироваться в типах экзаменационных заданий,
в особенностях их выполнения, т.е. закрепить компенсаторную компетенцию
- сформировать определенные навыки и умения, необходимые для успешного общения;
- научить анализировать и объективно оценивать результаты собственной учебной деятельности;
- развивать творческий потенциал учащихся.
Общая характеристика курса
Весь курс является практико-ориентированным с элементами анализа и самоанализа учебной
деятельности учащихся. Для реализации поставленных задач используются активные методы
обучения, которые формируют у обучаемых не просто знания репродукции, а умения и
потребности применять эти знания для анализа, оценки и правильного принятия решений в
процессе выполнения заданий. Для результативности использования активных методов
необходимо сочетать три основных компонента:
1.проблемность (выделение основной проблемы для учащегося, поиск путей решения);
2.избранный метод;
3.соответствующая ему форма.
Возраст учащихся, участвующих в реализации программы: программа ориентирована на учащихся
10 класса.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения (34 часа).
Режим проведения занятий: продолжительность одного занятия 40 минут.
Формы организации и проведения занятий: групповые занятия, в том числе занятия в режиме
сетевого взаимодействия; работа в парах; самостоятельная работа
2
1. Результаты деятельности курса внеурочной деятельности «Практический Английский»
Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты:
Личностные результаты освоения программы основного общего образования отражают готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение
опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
1.Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, Организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах
и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
2. Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
3. Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
4. Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни;
3
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
6. Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в
профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов
с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
7. Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
8. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной
и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды, включают:
4
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость
опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять
операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия,
конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач
(далее — оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в
области концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи
природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления
аналогий и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение и выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
5
умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической речью;
развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;
развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими,
выполняя разные социальные роли;
развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск
и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
развитие смыслового чтения, включая умение выделять тему, прогнозировать содержание
текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская
второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
Предметные результаты:
А. В коммуникативной сфере (т.е. владении иностранным языком как средством общения):
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
В говорении:
- начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях
общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение,
просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной
тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
- сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
- описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль
прочитанного/услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному,
давать краткую характеристику персонажей, сравнивать и анализировать;
В аудировании:
- воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
- воспринимать на слух и в полном объеме понимать содержание аутентичных
аудио- и видеотекстов различного уровня сложности, относящихся к разным коммуникативным
типам речи (сообщение/рассказ/интервью);
- воспринимать на слух и понимать аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя
значимую/нужную/необходимую информацию;
- воспринимать на слух и понимать прослушанный текст, устанавливая логические
связи внутри и между предложениями;
В чтении:
- читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием содержания в
полном объеме;
- читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с
использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой
6
догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную
информацию, выражать своё мнение;
- читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей
информации.
- извлекать из аутентичных информационных текстов с незнакомым языковым материалом
необходимую информацию, представленную виде оценочных суждений, описания, аргументации;
- делать выводы из прочитанного текста;
- понимать логические связи внутри и между частями текста;
- уметь подбирать нужную стратегию в зависимости от цели чтения;
В письменной речи:
- заполнять анкеты, бланки, формуляры;
- в соответствии с коммуникативной задачей логично строить высказывание;
- сообщать запрашиваемую информацию в заданном объеме и задавать вопросы в
соответствии с коммуникативной ситуацией;
- соблюдать формат письма и правильно соблюдать стиль речи;
- логично делить текст на абзацы и использовать средства логической связи для соединения
мыслей внутри текста;
- обладать достаточным запасом лексики и уметь правильно использовать лексические единицы в
пределах тем, связанных с повседневной жизнью;
- правильно использовать изученные грамматические структуры в соответствии с
коммуникативной задачей;
- соблюдать правила орфографии и правильно оформлять предложение пунктуационно;
Языковая компетенция:
- распознавать и употреблять в речи значения изученных лексических единиц
(слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
- знать способы словообразования;
- понимать и использовать явления многозначности слов иностранного языка: синонимии,
антонимии и лексической сочетаемости;
- знать признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов,
страдательного залога, коммуникативных типов предложений и порядка слов в них,
согласования времен и косвенной речи, условных предложений);
Социокультурная компетенция:
- знать национально-культурные особенности речевого и неречевого поведения в своей стране и
странах изучаемого языка; применять эти знаний в различных ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения;
- распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные нормы речевого этикета
(реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в странах изучаемого
языка;
7
- знать употребительную фоновую лексику и реалии страны/стран изучаемого языка, некоторые
распространённые образцы фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы);
- знакомиться с образцами художественной, публицистической и научнопопулярной литературы;
- иметь представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка
(всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую
культуру);
- иметь представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого
языка;
- понимать роли владения иностранными языками в современном мире.
Компенсаторная компетенция – умение выходить из трудного положения в условиях дефицита
языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной
догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Б. В познавательной сфере:
- уметь сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных
грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
- владеть приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией
чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной
глубиной понимания);
- уметь действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных
высказываний в пределах заданной темы;
- уметь осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
- уметь пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим
справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
- владеть способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
- иметь представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры
мышления;
- достигать взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями
иностранного языка, быть способным устанавливать межличностные и межкультурные контакты в
доступных пределах;
- иметь представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознавать место и роль
родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и
социальной адаптации;
- приобщаться к ценностям мировой культуры через источники информации на иностранном
языке;
Г. В эстетической сфере:
- владеть элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
Д. В трудовой сфере:
- умение рационально планировать;
- умение работать в соответствии с намеченным планом
8
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации
и основных видов деятельности
Модуль 1.Профессия переводчика.
Профессии, связанные с иностранным языком. Устный и письменный перевод. Аспекты перевода.
Этапы перевода.
Виды внеурочной деятельности: познавательная, творческая
Формы внеурочной деятельности: познавательное занятие, беседа, круглый стол, практическое
занятие
Модуль 2. Деловое общение
Поиск работы. Характеристика компании. Собеседование при приеме на работу. Правила
успешной презентации.
Виды внеурочной деятельности: познавательная, творческая
Формы внеурочной деятельности: познавательное занятие, ролевая игра, практическое занятие,
конференция
Модуль 3. Работа со словом
Многозначные слова. Используем монолингвистические словари. Интернациональные слова.
Заимствованные слова. Официальный и неофициальный стили языка.
Виды внеурочной деятельности: познавательная, проблемно-ценностное общение
Формы внеурочной деятельности: познавательное занятие, ролевая игра, практическое занятие
Модуль 4. Нюансы перевода
Британский и американский английский в переводе. Переводим идиомы. Цитируем. Защита
проекта.
Виды внеурочной деятельности: познавательная, творческая
Формы внеурочной деятельности: познавательное занятие, работа в творческих группах,
практическое занятие
В качестве формы контроля по завершению изучения курса предлагается защита проекта.
3.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Практический английский» 10 класс
Тема модуля
Количество
часов
8
1
Профессия переводчика
2
Деловое общение
8
3
Работа со словом
10
4
Нюансы перевода
8
Итого
34
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://resh.edu.ru/subject/11/11/
https://prosv.ru/audio/spotlight/?filter=11
https://prosv.ru/audio/rainbow/?filter=11
https://resh.edu.ru/subject/11/11/
https://prosv.ru/audio/spotlight/?filter=11
https://prosv.ru/audio/rainbow/?filter=11
https://resh.edu.ru/subject/11/11/
https://prosv.ru/audio/spotlight/?filter=11
https://prosv.ru/audio/rainbow/?filter=11
https://resh.edu.ru/subject/11/11/
https://prosv.ru/audio/spotlight/?filter=11
https://prosv.ru/audio/rainbow/?filter=11
9
4. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
1. Книга для учителя (Teacher’s Book) к учебнику для 10 класса Rainbow English / О.
В. Афанасьева, И. В. Михеева, К. М. Баранова. – М. «Дрофа», 2021.
2. Книга для учителя (Teacher’s Book) к учебнику для 11 класса Rainbow English / О.
В. Афанасьева, И. В. Михеева, К. М. Баранова. – М. «Дрофа», 2021.
3. Английский язык. Сборник упражнений. 10-11 классы. Задачник Автор:
Мукосеева Ю. Б.
Электронные образовательные ресурсы для
курса внеурочной деятельности «Практически английский»:
1.Аудиоматериалы к учебникам и рабочим тетрадям УМК «Английский в фокусе»
(Spotlight), 1-11 классы, Английский язык. «Rainbow English» 2-11 классы АО
Издательство «Просвещение»:
https://prosv.ru/audio/section/spotlight.html
https://prosv.ru/audio/rainbow/
2.Российская электронная школа. Английский язык. 5-11 классы
https://resh.edu.ru/subject/11/
3.Библиотека цифрового образовательного контента Академии Минпросвещения
России: https://lesson.edu.ru/09/0
4. Интерактивные упражнения на сайте www.learningapps.org
10
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Практический английский
№ п/п
1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
Наименование
модулей и тем
Модуль 1.
Профессия переводчика
Профессии, связанные с
иностранным языком
Устный и письменный
перевод
Аспекты перевода
2
1
1
2
1
1
2
1
1
Этапы перевода
2
1
1
Модуль 2.
Деловое общение
Поиск работы
8
4
4
2
1
1
Характеристика
компании
Собеседование при
приеме на работу
2
1
1
2
1
1
Правила успешной
презентации
Модуль 3.
Работа со словом
Многозначные слова
2
1
1
10
5
5
2
2
1
1
1
1
2
1
1
2
2
1
1
1
1
8
4
4
2
1
1
2
2
2
34
1
1
1
17
1
1
1
17
19-20 Используем
монолингвистические словари
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34
Количество часов
Дата
всего
теория
практика проведения
8
4
4
Интернациональные
слова
Заимствованные слова
Официальный и
неофициальный стили
языка
Модуль 4.
Нюансы перевода
Британский и
американский английскийв
переводе
Переводим идиомы
Цитируем
Защита проекта
Итого
11