Рабочая программа курса внеурочной деятельности Практикум по русскому языку для 9 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Практикум по русскому языку»
9 класс

Составитель:
Выползова Татьяна Евгеньевна
учитель русского языка
и литературы

Средний Васюган 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практикум по русскому языку» для
9 класса составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно – методических
документов:
1. Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ
от29.12.2012 (с изменениями и дополнениями)
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897
((в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577, Приказа
Минпросвещения России от 11.12.2020 N 712) «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования» (вступает в силу с 1 сентября 2021
года);
4. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
(далее - СП 2.4.3648-20);
5. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г.
№ 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания" (далее - СанПиН 1.2.3685-21);
6. Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от
08.04.2015, протокол №1/15 (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020).
7. Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
8. Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
2

использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
9. Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 465 «Об утверждении перечня
средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих
современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных
организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах РФ (исходя
из прогнозируемой потребности) новых мест в образовательных организациях, критериев его
формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости
оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания»;
10. Программы по русскому языку для 9 класса на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования и и в соответствии
с кодификатором элементов содержания по русскому языку для составления контрольных
измерительных материалов основного государственного экзамена 2022года.
11. Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ
«Средневасюганская СОШ» на 2023-2024 учебный год.
12. Календарного учебного графика МКОУ «Средневасюганская СОШ» на 2023-2024 учебный
год.
Курс внеурочной деятельности рассчитан на обучающихся девятых классов, получивших
базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы.
Курс призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в
процессе изучения русского языка, а также обеспечить дополнительную подготовку учащихся к
государственной итоговой аттестации по русскому языку. Его главная задача – формирование
языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ОГЭ, объективно оценить свои
знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание,
научиться писать сочинение-рассуждение, которое создается на основе предложенного текста и
сжатого изложения.
Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные
связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли
на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях,
повторить теоретический материал. Занятия позволяют систематизировать полученные и
повторенные во время уроков знания.
3

Основными целями курса является совершенствование приобретенных учащимися знаний,
формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков
логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в
работе.
Задачи курса:
1. Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.
2. Помочь девятиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с
экзаменом.
3. Познакомить ребят с процедурой проведения ОГЭ по русскому языку.с основными
требованиями к написанию сжатых изложений и сочинений.
4. Формировать навык написания сочинения на заданную тему и сжатого изложения.
5. Помочь девятиклассникам подготовиться к ОГЭ, повторив и систематизировав
полученные ими сведения о русском языке.
6. Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.
7. Опробовать разработанные КИМы для сдачи ОГЭ.
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9
классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по
русскому языку в новой форме ОГЭ и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Практикум по русскому языку»
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть
практическими навыками выполнения экзаменационной работы. В результате изучения курса
девятиклассники будут психологически подготовлены к ОГЭ, то есть будут знать всё о
предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков, знать свои права и
систему оценивания работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о
системе, повысят уровень качества знаний по русскому языку, что будет способствовать
успешной сдаче экзаменов.
Личностные результаты освоения выпускниками основной школы курса внеурочной
деятельности:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования;

4

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
I) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение
вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию,
сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с
помощью технических средств и информационных технологий;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке
Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения
народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и
общества;

5

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе
самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста,
основной и дополнительной информации);
владение

разными

видами

чтения

(поисковым/просмотровым,

ознакомительным,

изучающим) текстов разных стилей и жанров;
владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы),
приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой,
в том числе и на электронных носителях;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными
видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания,
с выборочным извлечением информации);
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности
к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный
текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие
теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом
замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв,
письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и
организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией
сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное
использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил
орфографии и пунктуации;
6

способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях
общения;
осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения
её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных
коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты,
исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и
речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого
общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение);
текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6)

проведение

словообразовательный,

различных

видов

лексический,

анализа

слова

морфологический),

(фонетический,

морфемный,

синтаксического

анализа

словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных
признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям
языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Практикум по русскому языку»
Модуль 1. Подготовка к написанию изложения
Первая часть работы – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая
форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего структурированного
восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное,
существенное, отсекать второстепенное.
Таким образом, сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную
обработку текста. При этом востребованными оказываются не только репродуктивные, но и
продуктивные коммуникативные умения, и прежде всего умение отбирать лексические и
грамматические средства, дающие возможность связно и кратко передать полученную
информацию. Комплекс этих умений обеспечивается всей проводимой в курсе русского языка
работой по развитию речи. Многие из этих умений формируются как общеучебные при
изучении других предметов (литературы, иностранного языка, истории, биологии, географии и
пр.). Выделение главного в тексте (концепта), составление плана, отражающего развертывание
7

текста, выявление опорных (ключевых) слов, сжатие информации, ее преобразование в
графическую, табличную, тезисную форму и т.д. – эти общеучебные действия целенаправленно
и последовательно воспроизводятся при работе со сжатым изложением и выступают как
необходимые условия для успешного решения речевых задач, связанных с пониманием
исходного текста и продуцированием собственного высказывания.
Модуль 2. Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с
кратким ответом (Задания 2 – 12). Все задания имеют практическую направленность и
составляют

необходимую

лингвистическую

базу

владения

орфографическими,

пунктуационными и речевыми нормами
Модуль 3. Подготовка к написанию сочинение.
Третья часть работы содержит творческое задание (Задание 13), которое проверяет
коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное
высказывание в соответствии с заданным типом речи.
Важное значение имеет то, что учащемуся предлагаются 3 варианта сочинения. В каждом
варианте может быть реализована разная установка(исследовательская, аналитическая,
ценностная), которая соответствует как разным видам восприятия текста, так и разным формам
личностной направленности учащегося. Наличие разных вариантов сочинения способствует
развитию компетенции ответственного выбора учащегося, позволяет учителю при подготовке к
экзамену реализовать все многообразие учебных средств, направленных на развитие речи. При
этом неслучайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей
работы,

используя

прочитанный

текст:

воспитание

культуры

доказательного

аргументированного рассуждения выступает важнейшей задачей современной школы. Важно
отметить и то, что аргументация является интегрированным показателем глубины и точности
понимания исходного текста и умения функционально использовать извлеченную информацию
для решения тех и или иных коммуникативных целей.
Тематическое планирование
Тема (раздел)
Введение.
Раздел 1.
изложение

Всего Теория Практика Характеристика
основных
видов
часов
деятельности учащихся (на уровне
учебных действий)
1
1
0
Знакомство с нормативной базой ОГЭ,
демоверсией, структурой и содержанием
экзаменационной работы.
Сжатое 5
1
4
Изучение инструкции по выполнению
экзаменационной работы по русскому
языку. Знакомство с критериями оценки
выполнения заданий. Работа с бланками
ответов, демонстрационным вариантом
8

Раздел 2. Сочинение

8

2

6

Раздел
3. Языковой 20
анализ текста.

5

15

Итого

9

34

ОГЭ. Работа с текстом, границы
микротем исходного текста, определение
темы, идеи, ключевых (опорных) слов.
Знакомство
со
структурными
особенностями сжатого изложения.
Знакомство и отработка основных
приёмов компрессии исходного текста.
Создание
собственного
текста
изложения, оценивание работы.
Знакомство с алгоритмом написания
сочинения на лингвистическую тему.
Знакомство с критериями оценки
выполнения заданий. Подбор аргументов
в сочинении на лингвистическую тему.
Написание
сочинения
на
лингвистическую тему. Практическое
занятие. Знакомство с алгоритмом
написания сочинения-рассуждения по
тексту. Знакомство с критериями оценки
выполнения заданий.
Подбор аргументов в сочинениирассуждении по тексту.
Написание сочинения-рассуждения по
тексту.
Работа с тестами, заполнение бланков.

25

Календарно-тематическое планирование
Дат
а
1.

2.

3-4

Тема занятия

Виды деятельности

Структура экзаменационной
работы в формате ОГЭ.
Структура и содержание КИМов.
Знакомство с критериями оценки
выполнения заданий.

Изучение
инструкции по
выполнению
экзаменационной
работы по русскому
языку. Знакомство с
критериями оценки
выполнения заданий.
Подготовка к написанию изложения
Что такое микротема. Учимся
Работа с
находить микротемы исходного
текстом, определение
текста. Абзацное членение
микротемы
текста. Структурные особенности исходного текста.
сжатого изложения.
Основные приёмы компрессии
исходного текста. Исключение.
Обобщение. Упрощение.

Работа с текстом,
отработка основных
приёмов компрессии
исходного текста.
9

Колво
часов
1

Интернет
рессурсы
http://doc.fipi.ru/
oge/demoversiispecifikaciikodifikatory/2024/
Izmeneniy
a_KIM_OGE_20

24.pdf

1

2

https://
skysmart.ru/media/
texts/study/kakpisat-izlozheniyana-oge?
ysclid=lowym36hig7
70369517
https://
skysmart.ru/media/
texts/study/kakpisat-izlozheniyana-oge?

5.

Прослушивание аудиозаписи из
ОБЗ ФИПИ, написание сжатого
изложения.

6.

Анализ изложений. Сжатие
текстов из банка заданий.

7.

Понятие о сочинениирассуждении. Критерии оценки
сочинения. Тема, идея, проблема
текста.

Создание
собственного текста
изложения,
оценивание работы.
Работа над
ошибками.

1

1

ysclid=lowym36hig7
70369517
https://rusoge.sdamgia.ru/test?
theme=85
https://rusoge.sdamgia.ru/test?
theme=85

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Работа с текстом по
определению темы ,
идеи, проблемы
сочинения.

1

https://foxford.ru/
wiki/russkiy-yazyk/
sochinenierassuzhdeniekompoziciyasochineniyarassuzhdeniya?
ysclid=lox1id7lkw38
8853904
https://4ege.ru/giapo-russkomujazyku/68380kriterii-ocenivanijasochinenija-oge133.html
https://foxford.ru/
wiki/russkiy-yazyk/
sochinenierassuzhdeniekompoziciyasochineniyarassuzhdeniya?
ysclid=lox1id7lkw38
8853904
https://foxford.ru/
wiki/russkiy-yazyk/
sochinenie-nalingvisticheskuyutemu-podborargumentov?
ysclid=lox1m7kmbq
937395951
https://rusoge.sdamgia.ru/test?
theme=99&ysclid=l
ox1q2qkfy52707862
1

8-9

Композиция сочинения (тезис,
аргументы, вывод). Оформление
вступления и концовки
сочинения.

Работа над
композицией
сочинения.

2

1012

Особенности написания
сочинения-рассуждения на
лингвистическую тему (Задание
13.1), на тему, связанную с
анализом текста (Задание 13.2,
13.3)

Работа над
сочинением.

3

13.

Написание контрольного
сочинения по выбору учащихся .

Работа над
сочинением.

1

14.

Анализ написанного сочинения
1
по выбору учащихся.
Классификация речевых и
грамматических ошибок.
Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом
https://rusАнализ содержания текста.
Работа с тестом
1
oge.sdamgia.ru/test?
Текст как речевое
theme=136
произведение.Смысловая и
композиционная целостность
https://
текста. Анализ содержания
russkiiyazyk.ru/
tablitsa/
текста. (Задание 10)

15.

vyirazitelnyie-

10

sredstva-yazyika?
ysclid=lox1us29e237
3330359
https://
russkiiyazyk.ru/
tablitsa/
vyirazitelnyiesredstva-yazyika?
ysclid=lox1us29e237
3330359
https://rusoge.sdamgia.ru/test?
theme=136

16.

Анализ средств
выразительност
и.Выразительные средства
лексики и фразеологии.
( Задание 11)

Работа с таблицей

1

17.

Практическое занятие по заданию
11 «Анализ средств
выразительности»
Орфографический анализ.
Правописание приставок.
Слитное, дефисное, раздельное
написание. Правописание
суффиксов различных частей
речи (кроме -Н-/-НН-).
Правописание -Н- и -НН- в
различных частях речи.
Правописание личныхокончаний
глаголов и суффиксов причастий
настоящего времени. (Задание 6)
Практическое занятие.
Выполнение теста .

Работа с тестом

1

Повторение правил,
схем. Работа с
упражнениями.

3

https://foxford.ru/
wiki/russkiyyazyk/napisanie-n-inn-v-prilagatelnyhprichastiyah-inarechiyah?
ysclid=lox1xi10mp2
5141864

Работа с тестом.

1

Лексический анализ. Лексика и
фразеология. Синонимы.
Фразеологические обороты.
Группы слов по происхождению
и употреблению.( Задание 12)
Синтаксический
анализ.Предложение.
Грамматическая (предикативная)
основа предложения.
Подлежащее и сказуемое как
главные члены
предложения.Словосочетание.
Виды подчинительной связи
(Задание 2, 3)
Самостоятельная работа (по
заданиям 2, 4)

Работа с тестом

2

https://rusoge.sdamgia.ru/test?
theme=145
https://foxford.ru/
wiki/russkiy-yazyk/
leksicheskij-analizotnosheniyamezhdu-slovami

Работа с таблицами,
анализ предложений.
Работа с тестом

2

https://foxford.ru/
wiki/russkiyyazyk/vidypodchinitelnojsvyazi-vslovosochetaniyah

Работа с тестом

1

https://rusoge.sdamgia.ru/test?
theme=142

1820

21.
2223

2425

26.
2728

29.

Пунктуационный анализ.
Работа с тестом
Осложнённое простое
предложение. Знаки препинания в
предложениях со словами и
конструкциями, грамматически
не связанными с членами
предложения.Знаки препинания в
сложносочинённом и
сложноподчинённом
предложениях. (Задание 4)
Сложные предложения с разными Работа с текстами,
11

2

1

https://foxford.ru/
wiki/russkiy-yazyk/

видами связи.

анализ предложений,
составление схем

30.

Практическое занятие.
Выполнение теста.

Работа с тестом

31.

Анализ работ. Работа над
ошибками.
Репетиционный экзамен в
формате ОГЭ.

32.
33.

Репетиционный экзамен в
формате ОГЭ.

34.

Резервный урок.
Всего – 34

1

slozhnoepredlozhenie-znakiprepinaniya-vslozhnompredlozhenii
https://rusoge.sdamgia.ru/test?
theme=148

https://rusoge.sdamgia.ru/test?
id=11815639
https://rusoge.sdamgia.ru/test?
id=11815653

1
34

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Литература для учителя:
1.
Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс:
Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой
аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".
2.
Сычева В.П. Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация: Типовые
тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. М.: "Экзамен".
3.
Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по
новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.: "Экзамен".
4.
Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная
итоговая аттестация (в новой форме). М.: "Экзамен".
5.
Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2010.
6.
Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.
Материально-техническое обеспечение:
1.
Компьютер.
2.
Интерактивная приставка.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 12.10.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(38253) 25-1-20

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».