РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Ключи к природе»
5-7 класс
Составитель:
Сухих Л.Ю.,
учитель географии
с. Средний Васюган 2023
Пояснительная записка
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача
сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века. В процессе
становления современной концепции экологического образования
экологическому воспитанию придаётся значение как средству оптимизации
взаимодействия человека с природной средой. Следовательно, формирование
ответственного отношения к природе может рассматриваться не столько как
результат экологического образования, сколько как экологического
воспитания. Сущность экологического образования в том, что оно
представляет собой не только психолого-педагогическую систему, но и
социально - педагогическую, и воздействует не только как педагогический
фактор, но и как фактор социальный.
Изучение экологических аспектов школьниками придаст новый импульс
в выдвижении новых ценностей для них: отношение к Земле как к
уникальной экосистеме, осмотрительного и бережного отношения ко всему
живому. Познавая окружающий мир и вооружившись знаниями об этом
мире, ребята учатся анализировать природную среду как сложную,
дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся в
динамическом равновесии, учатся рассматривать биосферу Земли как
экологическую нишу человечества. Ценность подобного опыта для ребёнка
непреходяща. Научить его сохранять и охранять окружающую среду,
научить его чувствовать, сопереживать, воспитывать ответственность за свои
поступки – эти вечные задачи человечества не потеряли своей актуальности в
наше неспокойное время. Трогательные отношения с окружающим нас
миром распространяются на чувственную сферу молодого человека. И из
маленького мирка детства он переносит эти чувства в дальнейшую взрослую
жизнь.
Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок
вовлекается в социальные отношения через отношение к природе.
Программа способствует формированию активной жизненной позиции
обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как
самопознание, самореализация, творческое саморазвитие.
Программа создаёт условия для развития творческих способностей. Всё
вышесказанное обязательно учитывает желания, интересы, ценностные
установки воспитанников.
Цель программы:
На основе удовлетворения естественного интереса к окружающему нас
миру создать условия к формированию экологической культуры школьника,
основной чертой которой является ответственное отношение к природе.
Задачи внеурочной деятельности.
Обучающие: дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в
соответствии с его возрастом и способностями;
научиться применять на практике знания, полученные в кружке.
Развивающие:
развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться
красотой и изяществом природы;
формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки
при взаимодействии с миром природы;
повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом,
реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные:
прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему
нас миру;
воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного
отношения к людям;
воспитывать потребность в общении с природой;
способствовать формированию экологического восприятия и сознания
общественной активности;
способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с
природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Педагогическая идея состоит в выработке мотивации:
к дальнейшему углублению знаний в сфере интересов;
к формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость,
стремление к риску, терпение;
к воспитанию чувства ответственности,
гуманного отношения к окружающему миру.
ФГОС основного общего образования
ориентиры содержания образования:
доброты,
милосердия,
определяет
ценностные
1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая
- чувство сопричастности и гордости за свою Родину;
- осознание ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур,
религий;
- уважение истории и культуры каждого народа.
2. Формирование психологических
кооперации сотрудничества:
условий
развития
общения,
- доброжелательность, доверие и внимание к людям,
- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в
ней нуждается;
- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера,
признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с
учетом позиций всех участников.
3. Развитие ценностно-смысловой сферы
общечеловеческой нравственности и гуманизма:
личности
на
основе
- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы
стремление следовать им;
и
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков;
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.
4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и
самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы
любознательности, мотивов познания и творчества;
и
- формирование умения учиться и способности к организации своей
деятельности.
5. Развитие самостоятельности, инициативы личности как условия ее
самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к
себе;
- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их
результаты;
- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу
жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих
возможностей.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Ключи к природе»
В результате освоения курса внеурочной деятельности «Ключи к
природе» учащиеся разовьют:
Личностные универсальные учебные действия:
• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
• смыслообразование, т. е. ученик должен задаваться вопросом: какое
значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
• нравственно-этическая ориентация, в том числе, обеспечивающая
моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия::
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
• планирование — определение последовательности промежуточных
целей с учётом конечного результата; составление плана и
последовательности действий;
• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения
знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в
план;
• оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и
что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка
результатов работы;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к
волевому усилию и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают:
общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение
проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации;
• структурирование знаний;
• построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в
зависимости от цели; извлечение необходимой информации из
прослушанных текстов различных жанров;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера.
Знаково - символические действия:
• моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в
модель, где выделены существенные характеристики объекта;
• преобразование модели с целью
определяющих данную предметную область.
выявления
общих
законов,
Логические универсальные действия:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных);
• синтез — составление целого из частей;
• выбор оснований и критериев для сравнения,
объектов;
классификации
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек
объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности
утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и
поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают
социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по
общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу
сверстников и строить сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками —
определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и
сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы,
поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие
решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его
действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Метапредметные результаты: формирование и развитие экологического
мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной,
социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты: формирование знаний о влиянии природы Земли
на жизнь и деятельность людей, путях ее сохранения и рационального
использования;
изучение приемов работы с картой, статистическим
материалом, приборами, инструментами, геоинформационными системами
для сбора информации, ее обработки и систематизации;
воспитание
экологической культуры.
Программа обеспечивает: усвоение обучающимися нравственных
ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно
значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации
и способности к духовно-нравственному развитию; приобщение
обучающихся к культурным ценностям своего народа, базовым
национальным ценностям.
Результативность.
Результативность и целесообразность работы по программе «Ключи к
природе» выявляется с помощью диагностической методики: в течение
учебного года осуществляется наблюдение и анализ творческих работ детей.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать растения, животных в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
-
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами
и в практической деятельности по сохранению природного окружения и
своего здоровья;
-
ухаживать за культурными растениями,
-
составлять экологические модели, трофические цепи;
-
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные
примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу,
ближайшее природное окружение);
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или
схеме;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков,
рисунков, описаний, выводов;
-
проводить исследовательскую деятельность.
Курс внеурочной деятельности рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.
Содержание программы курса внеурочной деятельности
«Ключи к природе»
Раздел 1. «Солнцеворот» (13 ч.)
Наблюдения за природой русских людей, выраженные в приметах.
Жизненные формы растений разных природных сообществ. Листопад, его
причины. Сорные растения. Предсказание погоды растениями и животными.
Ориентирование по природным «указателям». Грибы. Пищевые цепи. Заботы
животных. Ботаническая этимололгия.
Практическая работа № 1 «Определение жизненных форм растений».
Практическая работа № 2. «Мхи. Лишайники».
Формы организации: беседа, лекции. проекты, практикум.
Виды деятельности: Находят в дополнительных источниках информации
сведения о народных фенологических приметах, пословицы и поговорки на
заданную тему. Определяют различия жизненных форм растений разных
экологических групп. Умеют выдвигать версии, средства достижения
результата. Находят отличительные признаки лишайников, мхов. Умеют
ставить цель, планировать деятельность. Умеют находить природные
ориентиры среди растений и животных. Указывают причины поведения
животных перед изменением погоды. Предполагают цель, исходя из названия
темы, находят причины изменения растений в связи с разными
экологическими условиями.
Объясняют причины листопада, находят поэтические сравнения авторов из
информационных источников. Находят отличия, приспособленность к
распространению семян и плодов у разных растений. Объясняют
приспособленность сорных растений, их высокую выживаемость. Указывают
на отличительные признаки грибов, их значении в природе. Видят
взаимосвязь живых организмов друг от друга и от среды обитания.
Определяют сезонные изменения в жизни животных, их приспособленность
к среде обитания. Находят информацию о происхождении, названии
наиболее распространенных растениях местной флоры.
Раздел 2. «Учись жалеть и беречь» (8 ч.)
Как учиться доброте? В гостях у зеленого друга. «Жалейкин» и нелюбимые
животные. Птицы культурных ландшафтов. «Покормите птиц зимой!».
Охраняемые территории. Заповедники и заказники Воронежской области.
Красная Книга России.
Формы организации: беседа, лекции ,семинар, проекты.
Виды деятельности: Учатся истинной доброте друзей природы, формируют
эмоциональные отношения, адекватные правильному поведению и
деятельности человека в природной среде. Учатся отличать истинную
жалость отложной, чувствовать сострадание на примерах произведений о
природе детских писателей. Открывают экологические загадки в привычных
и неприметных явлениях. Определяют назначение птичьего пения, учатся
вслушиваться в звуковые сигналы птиц. Называют правила ухода за
домашними животными, адекватное поведение при встрече с бездомными
животными. Объясняют необходимость создания заповедников, заказников,
национальных парков, памятников природы. Определяют назначение разных
видов книг, ориентируются в структуре данных печатных источников,
использовать для составления сообщений разных видов.
Раздел 3. Экодом (12 ч.)
Свалка по имени Земля. Мусор на улицах поселка. Экологические проблемы
водоемов, почв. Использование природных ресурсов. Болезни человека.
Заповеди юных защитников природы.
Практическая работа. № 3
«Выявление улиц, участков, расположенных недалеко от школы с
наибольшим количеством мусора»
Практическая работа № 4.«Уход за комнатными растениями».
Формы организации: беседы, лекции, семинары, практикум.
Виды деятельности: находят противоречия в цивилизованном
существовании человека для него самого и окружающего мира. Объясняют
причины загрязнения водных ресурсов планеты, предлагают пути решения
проблемы. Определяют позитивное влияние эффективных агротехнических и
природоохранных мероприятий для сохранения почв. Обосновывают
экологическую сообразность жилищ животных. Определяют наиболее
загрязненные участки поселка, происхождение мусора на них. Находят
сходство природных объектов и объектов инженерной мысли. Указывают на
экологическую значимость комнатных растений. Узнают правила ухода за
комнатными растениями. Составляют Памятку поведения в природе,
используя текстовой и иллюстративный материал. Узнают об экологических
катастрофах, как следствие бездумного отношения человека к природе, при
добыче полезных ископаемых и т. д. Проводят взаимосвязь между
изменением экологической обстановкой и здоровьем человека. Узнают об
последствия нерационального природопользования. Приобретают знания об
современных экологическихтехнологиях и о том, что человечеству нужно
отказываться от потребления невозобновимых ресурсов.
Защита творческих работ (1 час.)
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Ключи к природе» 5-7 класс
№ Наименовани Количеств
е раздела
о
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
часов
1. Солнцеворот
13
http://www.trizminsk.org/e/prs/233016.htm.
http://www.examen.ru/.
http://referat.sumy.ua/ecology/ecology.html.
http://zelenyshluz.narod.ru/.
http://www.ecoline.ru/books/.
2. Учись жалеть
и беречь
8
http://www.dront.ru/ecosites.ru.html.
http://express.irk.ru/sc/ecology/azbuka/
index.htm
http://www.greenpeace.ru/gpeace/.
http://ecology.samara.ru/.
http://www.trizminsk.org/e/prs/233016.htm.
3. Экодом
12
http://ecology.samara.ru/.
http://www.trizminsk.org/e/prs/233016.htm.
http://referat.sumy.ua/ecology/ecology.html.
http://zelenyshluz.narod.ru/.
4. Защита
творческих
работ
1
Итого
34
http://referat.sumy.ua/ecology/ecology.html.
http://www.greenpeace.ru/gpeace/.
1. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Ключи к природе» с характеристикой основных видов деятельности.
№
Название темы
Количество
Характеристика основных
часов
видов деятельности учащихся
(на уровне учебных действий)
13
Находить в дополнительных
1
источниках информации
сведения о народных
фенологических приметах,
пословицы и поговорки на
заданную тему.
1
Определять различия
жизненных форм растений
разных экологических групп.
Уметь выдвигать версии,
средства достижения
результата.
1.
Раздел 1 . Солнцеворот.
Введение. Народные приметы
о природе русского народа.
Краткосрочные и долгосрочные
прогнозы.
2.
Жизненные формы растений
разных природных сообществ.
Практическая работа № 1
«Определение жизненных форм
растений».
3.
«Сфинксы и ковровая дорожка».
Практическая работа № 2.
« Мхи. Лишайники».
1
4.
«Как найти дорожку к дедушке в
сторожку».
1
5.
Природные барометры.
1
6.
Цветущие хищники.
1
7.
Откуда эти краски?
1
8.
Летающие деревья и
парашютисты.
1
9.
Сорные растения как
экологическая группа.
1
10.
Таинственные существа.
1
11.
Пищевые цепи.
1
12.
Заботы животных.
1
Находить отличительные
признаки лишайников, мхов.
Уметь ставить цель,
планировать деятельность
Уметь находить природные
ориентиры среди растений и
животных.
Указывать причины поведения
животных перед изменением
погоды
Предполагать цель, исходя из
названия темы, находить
причины изменения растений в
связи с разными
экологическими условиями.
Объяснять причины листопада,
находить поэтические
сравнения авторов из
информационных источников.
Находить отличия,
приспособленность к
распространению семян и
плодов у разных растений.
Объяснять приспособленность
сорных растений, их высокую
выживаемость
Указывать на отличительные
признаки грибов, их значении в
природе.
Видеть взаимосвязь живых
организмов друг от друга, от
среды обитания.
Сезонные изменения в жизни
13.
Ботаническая этимология.
1
14.
Раздел 2. Учитесь жалеть и
беречь.
Учитесь доброте.
8
15.
Жалейкин и нелюбимые
животные.
1
16.
Не уставайте удивляться!
1
17.
Если посмотреть на природу
взглядом врача
1
18.
О чем поют птицы?
1
19.
Бездомные животные
1
20.
Охраняемые территории.
Заповедники Томской
Области
1
21.
Красная книга растений
и животных России.
Черная книга
1
22.
Раздел 3. Экодом.
Свалка по имени «Земля».
12
1
23.
Экологические проблемы
Водоемов.
1
1
животных, их
приспособленность к среде
обитания.
Находить информацию о
происхождении, названии
наиболее распространенных
растениях местной флоры.
Учиться истинной доброте
друзей природы, формировать
эмоциональные отношения,
адекватные правильному
поведению и деятельности
человека в природной среде.
Учиться отличать истинную
жалость отложной, чувствовать
сострадание на примерах
произведений о природе
детских писателей
Открывать экологические
загадки в привычных и
неприметных явлениях.
Обобщить опыт о целительных
свойствах растений, учиться
правилам сбора, сушки,
хранения лекарственных трав.
Определять назначение
птичьего пения, учиться
вслушиваться в звуковые
сигналы птиц
Называть правила ухода за
домашними животными,
адекватное поведение при
встрече с бездомными
животными.
Объяснять необходимость
создания заповедников,
заказников, национальных
парков, памятников природы.
Определять назначение разных
видов книг, ориентироваться в
структуре данных печатных
источников, использовать для
составления сообщений разных
видов.
Находить противоречия в
цивилизованном
существовании человека для
него самого и окружающего
мира.
Объяснять причины
загрязнения водных ресурсов
планеты, предлагать пути
24.
Экологические проблемы
Почв.
1
25.
Такие разные дома.
1
26.
Мусор на улицах нашего
Поселка.
Практическая работа. № 3
«Выявление улиц, участков,
расположенных недалеко от
школы с наибольшим
количеством мусора»
Мы учимся у природы.
1
Путешествие с комнатными
растениями.
Практическая работа № 4.
«Уход за комнатными
растениями».
Заповеди защитников природы.
1
30.
Использование природных
ресурсов.
1
31.
Болезни человека, вызываемые
нарушением экологической
ситуации.
1
32.
Экологические ошибки.
Опустынивание.
Экологические приоритеты
современного мира.
Защита рефератов. Презентаций.
1
27.
28.
29.
33.
34
1
1
1
1
решения проблемы.
Определять позитивное
влияние эффективных
агротехнических и
природоохранных мероприятий
для сохранения почв.
Обосновывать экологическую
сообразность жилищ животных.
Определить наиболее
загрязненные участки поселка,
происхождение мусора на них.
Находить сходство природных
объектов и объектов
инженерной мысли.
Указывать на экологическую
значимость
Комнатных растений. Правила
ухода за комнатными
растениями.
Составлять Памятку поведения
в природе, используя текстовой
и иллюстративный материал.
Экологические катастрофы как
следствие бездумного
Отношения к природе при
добыче полезных ископаемых
и т. д.
Проводить взаимосвязь между
изменением экологической
обстановкой и здоровьем
человека.
Последствия нерационального
природопользования.
Экономичные технологии, отказ
от потребительства
-------
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Литература:
Корсакова, Т.В. Профессиональная позиция учителя в условиях реализации
Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения//
Педагогика.-2009.-№10.-С.46-50.
Тоболкина, И.Н. ФГОС нового поколения: локальный опыт системно-деятельного
подхода к реализации // Одаренный ребенок.-2009.-№3.-С.48-59.
Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М.
Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Симонова Л. П, Этические беседы по экологии. М.: Агар, Мик, 1998
Воронков Н. А. Экология. Общая, социальная, прикладная. М.: Агар, 1999.
И. П. Беккер. Времена года. М.: Творческий Центр, 2001
Материально- техническое обеспечение.
Учебно- практическое и учебно-лабораторное оборудование:
теллурий, глобусы, компасы;
наборы минералов и горных пород, почв;
коллекции металлов и сплавов;
шкала твердости;
барометр,
Комплект технических
обучения:
компьютер;
интерактивная доска;
мультимедиа-проектор;
выход в Интернет;
и
информационно-коммуникативных
средств