Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Комплексный анализ текста»
среднее общее образование (10-11 классы)
Составитель рабочей программы:
учитель русского языка и литературы
Ненастьева С.В.
Средний Васюган 2023
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Комплексный анализ текста» разработана
учётом ФОП среднего общего образования на основе требований к результатам освоения ФОП
СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, с
учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637р). Курс расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися,
закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях. Курс
позволит усовершенствовать навыки составления своего текста, будет способствовать развитию
речи учащихся, совершенствовать языковую грамотность, развивать мыслительные операции, все эти умения позволят выпускнику эффективно учиться и профессионально развиваться в
дальнейшем.
Цели курса:
- совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе овладения основными
понятиями культуры речи и функциональной стилистики, коммуникативных умений в разных
сферах общения, способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью;
умений трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную информацию в
практической деятельности.
- формирование навыков нормативного употребления языковых единиц и расширение круга
используемых языковых средств;
- развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой деятельности,
анализа текста с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой), основной и дополнительной
информации;
Задачи курса:
1. Познакомить обучающихся с ключевыми элементами комплексной работы с текстом и её
назначением.
2. Формировать умение выполнять комплексный анализ текста различных стилей и типов речи.
3. Способствовать усвоению обучающимися традиционных российских духовно-нравственных
ценностей; воспитанию нравственности, любви к Родине, ценностного отношения к русскому
языку; формированию интереса и уважения к языкам и культурам народов России и мира;
развитию эмоционального интеллекта, способности понимать и уважать мнение других
людей.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Комплексный анализ текста»
В соответствии с принципом преемственности изучение данного курса на уровне среднего общего
образования основывается на тех знаниях и компетенциях, которые сформированы на начальном
общем и основном общем уровнях общего образования, и предусматривает систематизацию
знаний о языке как системе, его основных единицах и уровнях; знаний о тексте.
Программа данного учебного курса реализуется на уровне среднего общего образования, когда на
предыдущем уровне общего образования освоены основные теоретические знания о языке и речи,
сформированы соответствующие умения и навыки, направлен в большей степени на
совершенствование умений эффективно пользоваться языком в разных условиях общения,
повышение речевой культуры обучающихся, совершенствование их опыта речевого общения,
развитие коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка.
Русский язык, обеспечивая коммуникативное развитие обучающихся, является в школе не только
предметом изучения, но и средством овладения другими учебными дисциплинами в сфере
гуманитарных, естественных, математических и других наук. Владение русским языком оказывает
непосредственное воздействие на качество усвоения других учебных предметов, на процессы
формирования универсальных интеллектуальных умений, навыков самоорганизации и
самоконтроля.
Свободное владение русским языком является основой социализации личности, способной к
успешному речевому взаимодействию и социальному сотрудничеству в повседневной и
профессиональной деятельности в условиях многонационального государства.
Системообразующей доминантой содержания программы является направленность на
полноценное овладение культурой речи во всех её аспектах (нормативном, коммуникативном и
этическом), на развитие и совершенствование коммуникативных умений и навыков в учебнонаучной, официально-деловой, социально-бытовой, социально-культурной сферах общения; на
формирование готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию в учебной и
практической деятельности.
Важнейшей составляющей учебного курса «Комплексный анализ текста» на уровне среднего
общего образования являются элементы содержания, ориентированные на формирование и
развитие функциональной (читательской) грамотности обучающихся – способности свободно
использовать навыки чтения с целью извлечения информации из текстов разных форматов
(гипертексты, графика, инфографика и др.) для их понимания, сжатия, трансформации,
интерпретации и использования в практической деятельности.
Изучение данного курса способствует усвоению обучающимися традиционных российских
духовно-нравственных ценностей; воспитанию нравственности, любви к Родине, ценностного
отношения к русскому языку; формированию интереса и уважения к языкам и культурам народов
России и мира; развитию эмоционального интеллекта, способности понимать и уважать мнение
других людей.
Место курса внеурочной деятельности «Комплексный анализ текста»
плане внеурочной деятельности среднего общего образования
Данный курс рассчитан на 2 года На изучение курса в 10 -11 классе основного среднего
образования в учебном плане отводится 68 часов за два учебных года: в 10 классе – 34 часа в год
(1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа в год (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Комплексный анализ текста»
Личностные результаты освоения обучающимися программы по русскому языку на уровне
среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности
общеобразовательной организации в соответствии с традиционными российскими
социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности;
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и людям старшего поколения; взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе
и окружающей среде.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена
российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в
текстах литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации
по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой
язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, традициям
народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за
его судьбу.
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, труда, общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства,
этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества
творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по русскому языку.
5) физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к
своему здоровью;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и
психическому здоровью.
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в
том числе в процессе изучения русского языка;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности
филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный выбор будущей профессии
и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
7) экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера
экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать
неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать
их;
расширение опыта деятельности экологической направленности.
8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебноисследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку, индивидуально
и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей программы по
русскому языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние,
использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, видеть
направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё
поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям,
быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм,
инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное
состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми,
заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного
речевого и читательского опыта.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося
будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные
универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть
познавательных универсальных учебных действий:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;
устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и
обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов различных
функциональных разновидностей языка, функционально-смысловых типов, жанров;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и
нематериальных ресурсов;
вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по русскому языку;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного
речевого и читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе в
контексте изучения учебного предмета «Русский язык», способностью и готовностью к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по русскому
языку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в
том числе при создании учебных и социальных проектов;
формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе лингвистической,
терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
разнообразных жизненных ситуациях;
выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и критерии её
решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные средства и
способы действия — в профессиональную среду;
выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения
проблем.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть
познавательных универсальных учебных действий:
владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (презентация,
таблица, схема и другие);
оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной
безопасности.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных
универсальных учебных действий:
осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог;
развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить
высказывание.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части
регулятивных универсальных учебных действий:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты
выбора;
оценивать приобретённый опыт;
стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания;
постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия себя и
других как части регулятивных универсальных учебных действий:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии для
оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению;
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
признавать своё право и право других на ошибку;
развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их
достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников,
обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть
инициативным.
Предметные результаты курса внеурочной деятельности «Комплексный анализ текста»
1) сформированность представлений о функциях русского языка в современном мире
(государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения, один из
мировых языков); о русском языке как духовно-нравственной и культурной ценности
многонационального народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и
личности; об отражении в русском языке традиционных российских духовно- нравственных
ценностей; сформированность ценностного отношения к русскому языку;
2) совершенствование умений создавать устные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией
(объем устных монологических высказываний - не менее 100 слов; объем диалогического
высказывания - не менее 7-8 реплик); совершенствование умений выступать публично;
представлять результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности; использовать
образовательные информационно- коммуникационные инструменты и ресурсы для решения
учебных задач;
3) сформированность знаний о признаках текста, его структуре, видах информации в тексте;
совершенствование умений понимать, анализировать и комментировать основную и
дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых
зрительно и (или) на слух; выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в
тексте; создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты научного,
публицистического, официально-делового стилей разных жанров (объем сочинения - не менее 150
слов);
4) совершенствование умений использовать разные виды чтения и аудирования, приемы
информационно-смысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая
гипертекст, графику, инфографику и другое (объем текста для чтения - 450-500 слов; объем
прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов); совершенствование
умений создавать вторичные тексты (тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и другое);
5) обобщение знаний о языке как системе, его основных единицах и уровнях; обогащение
словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств;
совершенствование умений анализировать языковые единицы разных уровней, тексты разных
функционально-смысловых типов, функциональных разновидностей языка (разговорная речь,
функциональные стили, язык художественной литературы), различной жанровой принадлежности;
сформированность представлений о формах существования национального русского языка;
знаний о признаках литературного языка и его роли в обществе;
6) сформированность представлений об аспектах культуры речи: нормативном, коммуникативном
и этическом; формирование системы знаний о нормах современного русского литературного
языка и их основных видах (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические);
совершенствование умений применять знание норм современного русского литературного языка в
речевой практике, корректировать устные и письменные высказывания; обобщение знаний об
основных правилах орфографии и пунктуации, совершенствование умений применять правила
орфографии и пунктуации в практике письма; сформированность умений работать со словарями и
справочниками, в том числе академическими словарями и справочниками в электронном формате;
7) обобщение знаний о функциональных разновидностях языка: разговорной речи,
функциональных стилях (научный, публицистический, официально-деловой), языке
художественной литературы; совершенствование умений распознавать, анализировать и
комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь,
функциональные стили, язык художественной литературы);
8) обобщение знаний об изобразительно-выразительных средствах русского языка;
совершенствование умений определять изобразительно- выразительные средства языка в тексте;
9) совершенствование умений использовать правила русского речевого этикета в социальнокультурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, в повседневном общении,
интернет-коммуникации.
Содержание программы курса внеурочной деятельности
«Комплексный анализ текста» 10 класс
Раздел 1. Текст как речевое произведение
Введение. Текст как речевое произведение. Тема. Идея. Ключевые слова, однотематическая
лексика. Способы связи между предложениями в тексте. Средства межфразовой связи. Смысловая
и композиционная целостность текста: микротема, композиция. Типы речи: повествование,
рассуждение, описание. Схемы типовых фрагментов текста. Стили речи. Сфера общения. Функция
стиля. Признаки стиля. Языковые средства всех стилей. Стилистического анализа текста.
Определение стиля текста, указав внеязыковые и стилеобразующие факторы стиля. Определение
типа речи. Характеристика языковых средств текста с учётом его стиля и типа речи. Определение
композиционной формы (схемы) текста типа повествования, описания, рассуждения: определить
тему, идею, текста, выделить в тексте микротемы в форме ключевых предложений и составить
синтаксическую модель текста на основе его композиционной схемы (план). Сочинениерассуждение как жанр школьного сочинения. Составление плана. Написание сочинениярассуждения.
Способы изучения темы: лекция; тестирование с целью выявления уровня знаний.
Раздел 2. Лексическое богатство русского языка
Слово. Лексическое значение слова. Описание лексических возможностей языка. Лексическая
сочетаемость. Речевая избыточность и недостаточность. Стилистическое использование
многозначных слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Виды омонимов, их экспрессивное
использование в художественном произведении для усиления изобразительности, для создания
комического эффекта. Стилистическое употребление синонимов и антонимов в тексте.
Контекстуальные синонимы и антонимы. Стилистическая окраска слов. Принадлежность слов к
тому или иному стилю. Оценочная лексика. Стилистическая оценка новых и заимствованных слов.
Стилистическое использование новых и заимствованных слов. Предупреждение речевых
ошибок. Комплексный языковой анализ.
Способы изучения темы: лекция; практическая работа; лабораторная работа.
Раздел 3. Образность речи
Какую речь называют образной? Стилистическое использование тропов речи в художественном
произведении. Эпитеты. Сравнения. Метафоры. Метонимия. Синекдоха. Олицетворения.
Гипербола. Перифраза. Стилистические фигуры речи. Стилистические фигуры речи как
синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и выразительностью.
Полисиндетон. Асиндетон. Градация. Анафора. Эпифора. Эллипсис. Инверсия. Риторический
вопрос. Риторическое восклицание. Умолчание. Параллелизм. Наблюдение за использованием
этих стилистических фигур в текстах разных стилей. Роль слова в художественном
тексте. Наблюдение за использованием тропов и стилистических фигур в художественном
произведении.
Способы изучения темы: лекция; групповая работа, практическая работа, стилистический
анализ текста.
Раздел 4. Стилистика частей речи
Формы имен существительных. Стилистическое использование грамматических категорий имени
существительного (род, число, падеж). Формы имен прилагательных. Образная функция имен
прилагательных в произведениях. Употребление кратких и полных прилагательных. Формы имен
числительных. Падежные формы имен числительных. Экспрессивная роль в художественном
тексте. Формы местоимений. Неоправданное употребление местоимений в речи. Формы
глагола. Грамматические категории как источник выразительности речи: категория времени,
наклонения, вида, лица. Предупреждение грамматических ошибок. Исправление грамматических
ошибок.
Способы изучения темы: лекция; практическая работа; лабораторная работа.
Содержание программы курса внеурочной деятельности
«Комплексный анализ текста» 11 класс
Раздел 1. Проблема текста
Требования к части С. Критерии проверки и оценки сочинения. Проблема текста. Типы проблем.
Способы выявления проблем. Выбор одной проблемы из нескольких. Формулировка проблемы.
Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы. Работа над типичными ошибками
при формулировании проблемы.
Способы изучения темы: лекция, практикум по выявлению проблем текста.
Раздел 2. Комментарий к проблеме
Комментарий к проблеме. Типовые конструкции для комментария проблемы. Введения цитат в
текст сочинения. Аспекты проблемы. Оформление текстуального комментария. Оформление
концептуального комментария. Работа над типичными ошибками при комментарии проблем.
Способы изучения темы: лекция, практикум по оформлению проблем комментария.
Раздел 3. Авторская позиция
Авторская позиция. Средства выражения позиции автора. Автор и рассказчик. Типовые
конструкции для выражения авторской позиции. Работа над типичными ошибками при
формулировании позиции автора.
Способы изучения темы: лекция, практикум по определению позиции автора.
Раздел 4. Собственная позиция
Аргументация собственной позиции. Виды аргументов. Структура аргумента. Работа над
типичными ошибками аргументации. Типовые конструкции для выражения собственной позиции.
Способы изучения темы: лекция, практикум по подбору аргументов.
Раздел 5. Композиция сочинения
Композиция сочинения. Основные средства связи между предложениями. Виды и формы
вступления. Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении. Речевое
оформление. Типы ошибок.
Способы изучения темы: лекция; практическая работа;
Раздел 6. Практикум по написанию сочинения
Композиция сочинения. Основные средства связи между предложениями. Виды и формы
вступления. Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении. Речевое
оформление. Типы ошибок.
Способы изучения темы: лекция, практикум по написанию сочинения.
Тематический планирование учебного курса «Комплексный анализ текста»
10 класс
Наименование разделов
и тем программ
Количество Электронные (цифровые) образовательные
часов
ресурсы
1
Текст как речевое
произведение.
11
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5892/
conspect/103961/
2
Лексическое богатство
русского языка
8
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6939/
conspect/325644/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3605/main/
9620/
3
Образность речи
6
https://studfile.net/preview/1608875/page:19/
4
Стилистика частей речи
9
https://studfile.net/preview/3898282/page:5/
34
11 класс
Наименование разделов
и тем программ
1
Проблема текста
Количество Электронные (цифровые) образовательные
часов
ресурсы
8
https://rus.1sept.ru/article.php?
ID=200702402&ysclid=lox1vd8ixa61824856
6
https://studfile.net/preview/8996622/
2
Комментарий к проблеме
7
https://studfile.net/preview/8996622/page:2/
https://studfile.net/preview/8996622/page:4/
#7
3
Авторская позиция
5
https://studfile.net/preview/2237646/page:6/
4
Собственная позиция
8
https://studfile.net/preview/2237646/page:6/
#16
5
Композиция сочинения
4
https://4ege.ru/sochinenie/60429-strukturaitogovogo-sochinenija.htm
6
Практикум по написанию
сочинения
2
https://studfile.net/preview/2237646/page:7/
https://ctege.info/russkiy-yazyik-teoriya-ege/
plan-napisaniya-esse-ege-po-russkomuyazyiku.html?ysclid=lox2cxap2999004834
https://mogu-pisat.ru/kurs/lerbuch/?
SECTION_ID=&ELEMENT_ID=13097191
34
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Методическое пособие к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной
«Русский язык». 10-11 класс. Базовый уровень.
Сулицкая Н. М., Кадашникова Наталья Юрьевна, Чибисова Г. А.Русский язык. 10-11 класс.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в таблицах 10-11 классы.- М.: Русское слово, 2022.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методическое пособие к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной
«Русский язык». 10-11 класс. Базовый уровень
Творческая работа на уроках русского языка. 5-11 классы: нестандартные задания,
рекомендации, уроки. Сулицкая Н. М., Кадашникова Наталья Юрьевна, Чибисова Г. А.Русский
язык. 10-11 класс.
Методические рекомендации. Базовый и углубленныйуровни. ФГОС Львова Светлана
Ивановна, Львов Валентин ВитальевичГольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык.10-11
классы. Книга для учителя.- М.: Русское слово, 2021
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в таблицах 10-11 классы.- М.: Русское слово, 2022
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Российская электронная школа (resh.edu.ru)
Национальный корпус русского языка (ruscorpora.ru)
Philology.ru - Русский филологический портал
https://rus-ege.sdamgia.ru/
Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны (saharina.ru)
http://school-collection.edu.ru /catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/15577/?/ –
Русский язык
Словари
7. http://gramota.ru/slovari/?ysclid=lnh8hj46pu308209416
8. https://slovari.ru/start.aspx?s=0&p=3050
9. https://povto.ru/?ysclid=lnh8kd65ba698053336
10. https://herzena.ru/index.php/dictionary?ysclid=lnh8mattyx721613884
11. https://lesson.edu.ru/