Рабочая программа по астрономии 11 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
АСТРОНОМИИ
базовый уровень
для обучающихся 11 класса
на 2023-2024 учебный год

Разработчик программы:
учитель математики и физики
Позолотина Елена Александровна

Средний Васюган, 2023

Школьный курс астрономии знакомит обучающихся с современной естественнонаучной картиной мира, с развитием представлений о строении Вселенной, с длительным и сложным путём познания человечеством окружающей природы и своего места в
ней.
Астрономия – это учебный предмет, направленный на изучение достижений
современной науки и техники, на формирование основ знаний методов и результатов
научных исследований, на использование фундаментальных физических законов
природы для изучения небесных тел и Вселенной как целого.
Основная цель курса астрономии – заложить прочный фундамент научного
мировоззрения обучающихся на основе знакомства с методами научного познания в
приложении к космическим объектам, продемонстрировать принципиальную
возможность познания человеком окружающего мира небесных тел.
Основными задачами изучения астрономии на уровне среднего общего образования
являются:
 формирование представлений о месте Земли и человечества во Вселенной;
 объяснение наблюдаемых на небе природных астрономических явлений;
 приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, о
пространственных и временных масштабах наблюдаемой Вселенной, о
наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и
техники;
 формирование навыков использования естественнонаучных и прежде всего
физико-математических знаний для объективного анализа устройства
окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики;
 формирование интереса к изучению естественных наук, развитие представлений
о существующих сферах профессиональных работ, связанных с астрономией и
космической деятельностью;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием
различных источников информации и современных информационных технологий.
Общая характеристика учебного курса.
Изучение астрономии в общем образовании обусловливается важностью вклада
астрономии в создание научной картины мира и формирование научного миропонимания современного человека. В рамках курса астрономии изучаются наблюдаемые
астрономические явления, а также природа и эволюция наблюдаемых космических
объектов.
Концептуальным ядром курса астрономии является раскрытие представлений о
строении и эволюции окружающего нас мира и методах астрономических исследований. Курс астрономии включает как традиционные вопросы практической астрономии,
имеющие исторические корни, так и современные достижения астрофизики,
полученные в результате наземных и космических исследований:
 сведения о природе и физических характеристиках планетных тел Солнечной
системы и Солнца;
 общие представления о теории формирования звёзд и планетных систем;
 вопросы эволюции звёзд;
 вопросы строения и динамики нашей Галактики и других галактик;
 представление о структуре и эволюции наблюдаемой Вселенной.
При изучении астрономии должны быть усвоены основные законы и закономерности,
действующие во Вселенной – как на Земле, так и в космосе: закон сохранения энергии,
законы механики, газовые законы, закон всемирного тяготения, законы Кеплера, закон
Вина, закон Стефана-Больцмана и др.
Важнейшим аспектом курса астрономии является знакомство с особенностями
методологии этой науки, поскольку основа получения информации об объектах

Вселенной – это наблюдения. Совокупность наземных и внеатмосферных средств
наблюдения позволила сделать наблюдательную астрономию всеволновой и изучать
всё многообразие процессов во Вселенной, а с учётом появившихся возможностей
детектирования, помимо электромагнитных волн, ещё нейтрино и гравитационных
волн астрономия стала многоканальной.
Одним из важнейших практических приложений астрономии является космонавтика,
которая обеспечивает развитие внеатмосферных методов наблюдения, исследование
Земли и Солнца из космоса, освоение космического пространства с помощью
космических летательных аппаратов – искусственных спутников, автоматических станций, пилотируемых космических кораблей. Исторические аспекты развития
космонавтики, родиной которой стала наша страна, определяют большое
воспитательное значение курса.
Курс астрономии имеет тесные межпредметные связи прежде всего с курсом физики, а
также с другими школьными предметами. Для освоения включённых в программу тем
необходимо понимать смысл основных законов механики, термодинамики и
электродинамики, физики газов, оптики, атомной и ядерной физики. Отбор содержания
данной программы базируется на физических явлениях и закономерностях, изученных
в курсе физики основной школы.
При изучении астрономии важны и межпредметные связи с математикой, прежде всего
для понимания и получения различных количественных соотношений, характеризующих свойства космических объектов и графических способов представления
информации. Однако для освоения курса не требуются навыки проведения сложных
математических преобразований и вычислений.
Исходя из цели изучения астрономии в средней школе, основной акцент при отборе
содержания сделан на вопросах изучения физической природы наблюдаемых астрономических тел и явлений. Отбор содержания базируется на логико-историческом
принципе и осуществляется с учётом имеющегося у обучающихся запаса знаний по
физике и математике.
Важнейшее мировоззренческое значение имеют астрономические наблюдения –
невооружённым глазом или с помощью школьного телескопа, а также работа с
астрономическим материалом (изображения, схемы, карты неба, справочный материал)
с использованием Интернета.
В курсе астрономии выделяют следующие основные содержательные линии:
 влияние астрономических открытий на развитие цивилизации;
 роль нашей страны в освоении космического пространства;
 особенности астрономических методов изучения космических объектов;
 объяснение видимых невооружённым глазом астрономических явлений
(видимые движения небесных тел, затмения, метеоры и др.);
 характеристики наблюдаемых тел Солнечной системы;
 физическая природа Солнца и звёзд и их эволюция;
 строение и эволюция Вселенной, пространственно временные масштабы
исследуемой области Вселенной.
Изучение астрономии даёт возможность понять сущность наблюдаемых
астрономических явлений, познакомиться с научными методами исследования
объектов Вселенной, расширить представления о важных физических законах и их
проявлении в космосе, осознать место Земли в Солнечной системе, Галактике,
Вселенной; выработать сознательное отношение к антинаучным воззрениям.
Описание места учебного курса в учебном плане.
В соответствии с ФГОС СОО астрономия является обязательным предметом на уровне
среднего общего образования.
Учебным планом предусмотрено изучение астрономии в течение одного учебного года
в 11-м классе в объеме 1 учебный час в неделю; общий объём курса составляет 34 часа.
Небольшой по объёму курс астрономии включает в себя много новых понятий. Однако
важно иметь в виду, что основная задача курса – не насыщение ученика большими

объёмами научной информации, а стимулирование интереса к её получению,
выработка современного научного миропонимания, а также знакомство с космической
деятельностью человека.
I.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

Личностные результаты.
Изучение курса астрономии вносит вклад в достижение личностных результатов,
которые отражают готовность обучающихся к саморазвитию, их мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности и включают:
 формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики;
 готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
 навыки сотрудничества со сверстниками и преподавателями в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;
 осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов.
Метапредметные результаты.
В процессе изучения курса астрономии обучающийся получит возможность научиться:
 самостоятельно определять цели познавательной деятельности и использовать
все возможные ресурсы для достижения поставленных целей; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
 общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать
позиции других участников деятельности;
 применять навыки познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыки разрешения проблем;
 самостоятельно искать методы решения практических задач, применять
различные методы познания;
 осуществлять самостоятельную информационно-познавательную деятельность,
ориентироваться в источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
 использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением техники безопасности, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты.
В процессе изучения курса астрономии ученик научится:
 приводить примеры практического использования астрономических знаний в
повседневной жизни; примеры вклада учёных в развитие представлений об
окружающем Землю мире;
 характеризовать основные этапы развития космонавтики, знать роль нашей
страны в развитии космической деятельности человечества;
 высказывать оценочные суждения о роли астрономических знаний в развитии
цивилизации, о мировоззренческом значении астрономии, её взаимосвязи с
особенностями профессий и профессиональной деятельности, связанной с
астрономическими исследованиями или практическими приложениями
астрономии;
 ориентироваться на звёздном небе, находить наиболее узнаваемые созвездия и
яркие звёзды; пользоваться компьютерными приложениями для определения










положения Солнца, Луны, планет и других космических объектов на заданные
дату и время суток для данного населённого пункта;
характеризовать использование методов научного познания в астрономии:
методов определения расстояний и линейных размеров небесных тел,
определения масс небесных тел, использования телескопов для астрономических наблюдений, спектрального анализа, получения астрономической
информации в различных диапазонах электромагнитных излучений наземными
и космическими обсерваториями;
использовать при описании небесных объектов и космических процессов такие
астрономические понятия, как геоцентрическая и гелиоцентрическая системы,
небесная сфера, небесный экватор, эклиптика, полюсы мира, кульминация,
звёздная карта, созвездие, всемирное и поясное время, внесолнечная планета
(экзопланета), комета, астероид, метеор, метеорит, планета, спутник планеты,
искусственный спутник, первая и вторая космические скорости, звезда,
различные типы звёзд, атмосфера Солнца, солнечные вспышки, солнечный
ветер, новые и сверхновые звёзды, красный гигант, главная последовательность,
белый карлик, нейтронная звезда, чёрная дыра, пульсар, Солнечная система,
параллакс, звёздные скопления, межзвёздная среда, газовые туманности, молекулярные облака, Галактика, типы галактик, активное ядро галактики, квазар,
расширение Вселенной (Большой взрыв), фоновое, или реликтовое, излучение,
постоянная Хаббла, физические величины, часто используемые в астрономии
(парсек, световой год, астрономическая единица, звёздная величина, угловая
секунда, масса и светимость Солнца);
иметь представление о планетах земной группы и планетах-гигантах; малых
телах Солнечной системы; основных типах звёзд; основных типах галактик;
сравнивать основные свойства планет Солнечной системы; иметь представление
о физике Солнца и активных процессах на Солнце; составе и природе звёзд и
возможных путях эволюции звёзд различной массы; процессе формирования
звёзд и планетных систем; составе, структуре и размерах Галактики; движении
звёзд в Галактике, типах других галактик и структуре и эволюции Вселенной
как целого; объяснять наблюдаемые (суточные и годичные) движения Солнца,
Луны, звёзд, планет; знать принципы построения календарей; особенности
движения планет вокруг Солнца и движения искусственных спутников Земли;
условия наступления солнечных и лунных затмений; объяснять причину смены
фаз Луны; причины возникновения приливов и отливов; природу, источники
энергии и эволюцию звёзд, причину красного смещения в спектрах галактик;
использовать при выполнении учебных заданий справочные материалы,
ресурсы Интернета, осуществлять эффективный поиск необходимой
информации, критически оценивать достоверность получаемой информации.
II.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии (2 часа).
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура масштабы Вселенной.
Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы.
Всеволновая астрономия.
Демонстрации:
 портреты выдающихся астрономов;
 изображения объектов исследования в астрономии.
Результаты освоения темы позволяют:
 воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой
и математикой;
 использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа
работы телескопа.

2. Практические основы астрономии (5 часов).
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на
различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное
движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.
Время и календарь.
Результаты изучения данной темы позволяют:
 воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и
кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее
время);
 объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного
стиля;
 объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на
различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений
Луны и Солнца;
 применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
Демонстрации:
1.
Географический глобус Земли;
2.
Глобус звездного неба;
3.
Звездные карты;
4.
Звездные каталоги и карты;
5.
Карта часовых поясов;
6.
Модель небесной сферы;
7.
Разные виды часов (их изображения);
8.
Теллурий.
3. Строение Солнечной системы (7 часов).
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление
гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости.
Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы
Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.
Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения.
Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и
космических аппаратов в Солнечной системе.
Результаты освоения данной темы позволяют:
 Воспроизводить
исторические
сведения
о
становлении
развитии
гелиоцентрической системы мира;
 воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет,
синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный
параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
 вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры
по угловым размерам и расстоянию;
 формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего
(уточненного) закона Кеплера;
 описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил
тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
 объяснять причины возникновения приливов на Земле возмущений в движении
тел Солнечной системы;
 характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для
исследования тел Солнечной системы.
Демонстрации:







динамическая модель Солнечной системы;
изображения видимого движения планет, планетных конфигураций;
портреты Птолемея, Коперника, Кеплера, Ньютона;
схема Солнечной системы;
фотоизображения Солнца и Луны во время затмений.

4. Природа тел Солнечной системы (8 часов).
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые
полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса.
Планеты-гиганты, их спутники кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды,
планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.
Результаты изучение темы позволяют:
 формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о
формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
 определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники,
планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела,
астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды,
метеориты);
 описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
 перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять
причины их возникновения;
 проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу
поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений
природы этих планет;
 объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и
сохранения уникальной природы Земли;
 описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и
колец;
 характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины
их значительных различий;
 описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят
при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
 описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
 объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы
ее предотвращения.
Демонстрации:
 глобус Луны;
 динамическая модель Солнечной системы;
 изображения межпланетных космических аппаратов;
 изображения объектов Солнечной системы;
 космические снимки малых тел Солнечной системы;
 космические снимки планет Солнечной системы;
 таблицы физических и орбитальных характеристик планет Солнечной системы;
 фотография поверхности Луны.
5. Солнце и звезды (6 часов).
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии.
Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды – далекие
солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и
температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр – светимость». Массы и
размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды – маяки
Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

Результаты освоения темы позволяют:
 определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек,
световой год);
 характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их
энергии;
 описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к
поверхности;
 объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
 описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на
Землю;
 вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
 называть
основные
отличительные
особенности
звезд
различных
последовательностей на диаграмме «спектр – светимость»;
 сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
 объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
 описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;
 оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
 описывать этапы формирования и эволюции звезды;
 характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной
стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
Демонстрации:
 диаграмма Герцшпрунга - Рассела;
 схема внутреннего строения звезд;
 схема внутреннего строения Солнца;
 схема эволюционных стадий развития звезд на диаграмме Герцшпрунга Рассела;
 фотографии активных образований на Солнце, атмосферы и короны Солнца;
 фотоизображения взрывов новых и сверхновых звезд;
 фотоизображения Солнца и известных звезд.
6. Строение и эволюция Вселенной (5 часов).
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная
среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования.
Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик.
Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии.
«Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана.
Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная
энергия» и антитяготение.
Результаты изучения темы позволяют:
 объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой
взрыв, реликтовое излучение);
 характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и
кинематика);
 определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на
основе зависимости «период – светимость»;
 распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
 сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели
Вселенной;
 обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений
«красного смещения» в спектрах галактик;
 формулировать закон Хаббла;
 определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости
сверхновых;






оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в
пользу гипотезы Горячей Вселенной;
классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее
расширения – Большого взрыва;
интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной
как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи,
природа которой еще неизвестна.

Демонстрации:
 изображения радиотелескопов и космических аппаратов, использованных для
поиска жизни во Вселенной;
 схема строения Галактики;
 схемы моделей Вселенной;
 таблица-схема основных этапов развития Вселенной;
 фотографии звездных скоплений и туманностей;
 фотографии Млечного Пути;
 фотографии разных типов галактик.
7. Жизнь и разум во Вселенной (2 часа).
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития
жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические
соединения в космосе. Современные возможности космонавтики радиоастрономии для
связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество
заявляет о своем существовании.
Результаты позволяют:
 систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии
проблемы существования жизни во Вселенной.

III.

№ п/п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематический блок

Количес
тво
часов

I

Что изучает астрономия.
Наблюдения – основа астрономии.

2

II

Практические основы астрономии.

5

III

Строение Солнечной системы.

7

IV

Природа тел Солнечной системы.

8

V

Солнце и звезды.

6

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://www.yaklass.ru/materiali/astronomia/144;
https://100urokov.ru/predmety/astronomiya;
https://videouroki.net/video/astronomiya/11class/astronomiya-11-klass
https://www.yaklass.ru/materiali/astronomia/144;
https://100urokov.ru/predmety/astronomiya;
https://videouroki.net/video/astronomiya/11class/astronomiya-11-klass
https://www.yaklass.ru/materiali/astronomia/144;
https://100urokov.ru/predmety/astronomiya;
https://videouroki.net/video/astronomiya/11class/astronomiya-11-klass
https://www.yaklass.ru/materiali/astronomia/144;
https://100urokov.ru/predmety/astronomiya;
https://videouroki.net/video/astronomiya/11class/astronomiya-11-klass
https://www.yaklass.ru/materiali/astronomia/144;
https://100urokov.ru/predmety/astronomiya;
https://videouroki.net/video/astronomiya/11class/astronomiya-11-klass

VI

Строение и эволюция Вселенной.

VII Жизнь и разум во Вселенной.

5

1

Итого

34

https://www.yaklass.ru/materiali/astronomia/144;
https://100urokov.ru/predmety/astronomiya;
https://videouroki.net/video/astronomiya/11class/astronomiya-11-klass
https://www.yaklass.ru/materiali/astronomia/144;
https://100urokov.ru/predmety/astronomiya;
https://videouroki.net/video/astronomiya/11class/astronomiya-11-klass


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 12.10.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(38253) 25-1-20

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».