Рабочая программа по билогии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии
(базовый уровень)
6-9 классы

с. Средний Васюган 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы
воспитания.
Программа по биологии направлена на формирование естественно-научной грамотности
обучающихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе по
биологии учитываются возможности учебного предмета в реализации требований ФГОС ООО к
планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация
межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего
образования.
В программе по биологии определяются основные цели изучения биологии на уровне
основного общего образования, планируемые результаты освоения программы по биологии:
личностные, метапредметные, предметные. Предметные планируемые результаты даны для
каждого года изучения биологии.
Биология развивает представления о познаваемости живой природы и методах её познания,
позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения их получать,
присваивать и применять в жизненных ситуациях.
Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принципов
человеческой деятельности в природе, закладывает основы экологической культуры, здорового
образа жизни.
Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:
формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических
систем разного уровня организации;
формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма
человека, условиях сохранения его здоровья;
формирование умений применять методы биологической науки для изучения
биологических систем, в том числе организма человека;
формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области
биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного
организма;
формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей,
значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности
человека в природе;
формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и
охраны окружающей среды.
Достижение целей программы по биологии обеспечивается решением следующих задач:
приобретение обучающимися знаний о живой природе, закономерностях строения,
жизнедеятельности и средообразующей роли организмов, человеке как биосоциальном существе,
о роли биологической науки в практической деятельности людей;
овладение умениями проводить исследования с использованием биологического
оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;
освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных
достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание;
воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению
собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Общее число часов, отведенных для изучения биологии, составляет: в 6 классе – 34 часа (1
час в неделю), в 7 классе –68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 9
классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Предлагаемый в программе по биологии перечень лабораторных и практических работ
является рекомендательным, учитель делает выбор проведения лабораторных работ и опытов с
учётом индивидуальных особенностей обучающихся, списка экспериментальных заданий,
предлагаемых в рамках основного государственного экзамена по биологии.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс (34 ч, 1 ч в неделю)
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)
Клетки, ткани и органы растений. Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды
корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их
строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа.
Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок
и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и
расположение их на стебле. Строение листа. Макро и микростроение стебля. Различные виды
соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Изучение органов цветкового растения.
Изучение строения семян двудольных и однодольных растений.
Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.
Корневой чехлик и корневые волоски.
Строение почек. Расположение почек на стебле.
Внутреннее строение ветки дерева.
Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица).
Строение цветка. Различные виды соцветий.
Многообразие сухих и сочных плодов.
Раздел 2. Жизнь растений (12 ч)
Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез,
дыхание удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Минеральное и воздушное питание
растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и
питательных веществ в растении. Прорастание семян. Регуляция процессов
жизнедеятельности. Способы размножения растений. Размножение споровых растений.
Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение
покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание
проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение
растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание
растений;
испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсии
Зимние явления в жизни растений.
Раздел 3. Классификация растений (5 ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с
классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая
характеристика 3—4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения.
Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные
растения, биологические основы их
выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации
растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Раздел 4. Природные сообщества (3 ч)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и
их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на
растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в
природных сообществах.
Содержание программы.
Биология. Животные. 7 класс (68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (2 ч)
Животные.Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения
животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Строение
животных. Процессы жизнедеятельности. Многообразие животных их роль в природе и жизни
человека. Систематика животных.
Раздел 1. Простейшие (3 ч)
Простейшие: многообразие, среда и места обитания; образ жизни и поведение; биологические и
экологические особенности; значение в природе и жизни человека; колониальные организмы.
Демонстрация
Живые инфузории. Микропрепараты простейших.
Лабораторная работа. Изучение одноклеточных животных.
Раздел 2. Многоклеточные животные (33 ч)
Беспозвоночные животные. Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические
и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Тип
Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни; биологические и экологические
особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация
Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла. Влажный препарат медузы. Видеофильм.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви:многообразие, среда и места обитания; образ жизни и
поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакцией на
раздражение.
Многообразие кольчатых червей.
Тип Моллюски:многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и
экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Демонстрация
Многообразие моллюсков и их раковин.
Лабораторные работы.
Изучение строения моллюсков по влажным препаратам.
Тип Иглокожие:многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и
экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Демонстрация
Морские звёзды и другие иглокожие.
Тип Членистоногие.Класс Ракообразные: многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение;
биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.
Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и
экологические особенности; значение в природе и жизни человека. Класс
Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и
экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение представителей отрядов насекомых.
Тип Хордовые. Многообразие хордовых животных (типы и классы хордовых).
Класс
Ланцетники. Позвоночные животные.

Надкласс Рыбы:многообразие (круглоротые, хрящевые, костные); среда обитания, образ жизни,
поведение; биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека;
исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторные и практические работы
Изучение строения рыб, наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс Земноводные:многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и
экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и
охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся:многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические
и экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и
охраняемые виды.
Класс Птицы:многообразие; среда обитания, образ жизни и поведение; биологические и
экологические особенности; значение в природе и жизни человека; исчезающие, редкие и
охраняемые виды.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения птиц.
Класс Млекопитающие:важнейшие представители отрядов; среда обитания, образ жизни и
поведение; биологические и экологические особенности,приспособления к различным средам
обитания; значение в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные.
Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Охрана редких и исчезающих видов
животных.
Лабораторная работа. Изучение строения млекопитающих.
Раздел 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (14 ч)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы
дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная
система. Кровь. Органы выделения. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Органы размножения, продления рода. Усложнение животных в
процессе эволюции.
Демонстрация
Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.
Лабораторные и практические работы
Изучение особенностей различных покровов тела., изучение способов передвижения животных,
изучение способов дыхания животных, изучение ответной реакции животных на раздражения,
изучение органов чувств животных, определение возраста животных,
Раздел 4. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (5 ч)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие
видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения
животных.
Демонстрация
Палеонтологические доказательства эволюции.
Раздел 5. Биоценозы (5 ч)
Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населённый пункт).
Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь
компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Раздел 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (6 ч)
Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных. Одомашнивание. Разведение,
основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Охрана животного мира:
законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Содержание программы.
Биология. Человек. 8 класс (68 часов, 2 часа в неделю).
Введение. (1 ч)
Раздел 1 Науки, изучающие организм человека (2 ч)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их
становление и методы исследования.
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды
обитания человека.
Раздел 2. Происхождение человека (3 ч)
Место человека в системе органического мира,систематике. Черты сходства и различия человека и
животных. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции
человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие
расы. Человек как вид.
Демонстрация
Модель «Происхождение человека». Модели остатков древней культуры человека.
Раздел 3. Строение организма (4 ч)
Общий обзор организма человека. Уровни организации. Строение организма человека: клетки,
ткани, органы и системы органов. Внешняя и внутренняя среда организма.
Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды
клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое
окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния
физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные,
соединительные, мышечные, нервная ткани.
Строение и функция нейрона. Синапс. Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные
узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи.
Процессы возбуждения и торможения, их
значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи.
Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Демонстрация
Разложение пероксида водорода ферментом каталазой.
Лабораторные и практические работы
Строение клеток и тканей
Микропрепараты клеток, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный
рефлекс и др.
Раздел 4. Опорно-двигательная система (7 ч)
Опора и движение. Опорно-двигательная система.Скелет и мышцы, их функции. Химический
состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к
прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы
соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и
сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа
скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Значение физических
упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Изменение мышцы при
тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и
статическая работа. Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление,
предупреждение и исправление. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы: ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Профилактика травматизма.
Демонстрация
Скелет и муляжи торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков. Распилы костей. Приёмы
оказания первой помощи при травмах.
Лабораторные и практические работы
Микроскопическое строение кости.

Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).
Утомление при статической и динамической работе.
Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушения осанки и наличия
плоскостопия.
Самонаблюдения работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки.
Раздел 5. Внутренняя среда организма (3 ч)
Внутренняя среда организма, значение её постоянства.Компоненты внутренней среды: кровь,
тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз.
Кровь.Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты).
Функции клеток крови. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина Kв свёртывании крови.
Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Лимфа.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И.
Мечников. Антигены и антитела. Аллергические реакции.Специфический и неспецифический
иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет.
Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные
и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и
вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе
здоровья.Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Естественный и искусственный
иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови.
Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторные и практические работы
Микроскопическое строение крови человека и лягушки.
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (б ч)
Транспорт веществ. Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение
кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа
сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения
органов. Кровяное давление (артериальное), пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы.
Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Приёмы оказания первой помощь при
кровотечениях.
Демонстрация
Модели сердца и торса человека. Приёмы измерения артериального давления по методу
Короткова. Приёмы остановки кровотечений.
Лабораторные и практические работы
Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке.
Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.
Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
Опыты, выявляющие природу пульса.
Подсчёт пульса в разных условиях и измерение артериального давления.
Раздел 7. Дыхание (5 ч)
Дыхание. Значение дыхания. Дыхательная система. Строение и функции органов дыхания.
Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и
околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях.
Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания: нервная и гуморальная. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная
ёмкость лёгких. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их выявление и
предупреждение. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Приёмы оказания первой помощи при
отравлении угарным газом, спасении утопающего, заваливании землёй, электротравме.
Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
Реанимация. Вред табакокурения и других вредных привычек на организм. Инфекционные
заболевания и меры их профилактики.
Демонстрация
Модель гортани. Модель, поясняющая механизм вдоха и выдоха. Приёмы определения
проходимости носовых ходов у маленьких детей. Роль резонаторов, усиливающих звук. Опыт по

обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Измерение жизненной ёмкости лёгких.
Приёмы искусственного дыхания.
Лабораторные и практические работы
Дыхательные движения.
Измерение жизненной ёмкости лёгких.
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
Раздел 8. Пищеварение (б ч)
Питание. Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ.
Пищеварение. Значение пищеварения. Пищеварительная система. Строение и функции
пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в
различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы.
Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Нарушения
работы пищеварительной системы и их профилактика. Предупреждение желудочно-кишечных
инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрация
Торс человека.
Лабораторные и практические работы
Действие ферментов слюны на крахмал.
Самонаблюдения: определение положения слюнных желёз, движение гортани при глотании.
Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3 ч)
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Обмен веществ и
превращение энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров,
углеводов. Обмен воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микрои макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и
пищевой рацион. Рациональное питание. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен.
Энергетическая ёмкость пищи.
Лабораторные и практические работы
Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам
функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.
Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.
Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 ч)
Покровы телачеловека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в
терморегуляции и обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции. Уход за
кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины
кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у
дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание
организма.Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их
профилактика.
Выделение. Строение и функции выделительной системы. Значение органов выделения в
поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их
строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная
моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация
Рельефная таблица «Строение кожи». Модель почки. Рельефная таблица «Органы выделения».
Лабораторные и практические работы
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти.
Определение типа кожи с помощью бумажной салфетки.
Определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Раздел 11. Нервная система (6 ч)
Нервная система.Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы:
спинной и головной мозг — центральная нервная система, нервы и нервные узлы — перифе-

рическая. Рефлексы и рефлекторная дуга. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг.
Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших
полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших
полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и
вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие.
Демонстрация
Модель головного мозга человека.
Лабораторные и практические работы
Строение и функции спинного и головного мозга.
Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего
мозга.
Рефлексы продолговатого и среднего мозга.
Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (4 ч)
Анализаторы. Значение анализаторов. Органы чувств. Достоверность получаемой информации.
Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор.Строение и функции органа зрения. Положение
и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая
часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Нарушения зрения и их
предупреждение. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости
и дальнозоркости. Коррекция зрения.
Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции органа слуха. Рецепторы слуха.
Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Нарушения слуха и их
предупреждение. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Вестибулярный
аппарат. Мышечное и кожное чувство. Обоняние. Вкус. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрация
Модели глаза и уха. Опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и
колбочек.
Лабораторные и практические работы
Строение и работа органа зрения.
Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением, а также зрительные,
слуховые, тактильные иллюзии.
Обнаружение слепого пятна.
Определение остроты слуха.
Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч)
Поведение и психика человека. Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей
нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального
торможения. Безусловные и условные рефлексы. Инстинкты. Безусловное и условное торможение.
Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление.
Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность,
динамический стереотип. Особенности поведения человека.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей
нервной деятельности человека. Потребности людей и животных.
Речь. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и
внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и
интуиция. Познавательные процессы: мышление, внимание, память. Волевые действия,
побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции и
чувства: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения.
Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Причины
рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и
мышления.Темперамент и характер. Способность и одарённость. Межличностные отношения.
Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики.
Демонстрация

Безусловные и условные рефлексы человека (по методу речевого подкрепления). Двойственные
изображения. Иллюзии установки. Выполнение тестов на наблюдательность и внимание,
логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Лабораторные и практические работы
Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового
динамического стереотипа.
Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды при непроизвольном, произвольном
внимании и при активной работе с объектом.
Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч)
Эндокринная система. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Гормоны, механизмы
их действия на клетки. Нерогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
рганизма. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и
щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз,
надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.Нарушения деятельности
нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Демонстрация
Модель черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза. Модель гортани с
щитовидной железой. Модель почек с надпочечниками.
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (7 ч)
Размножение и развитие. Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение.
Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Половые железы и
половые клетки. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола
будущего ребёнка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция,
оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и
плода. Беременность . Роды. Биогенетический закон Геккеля— Мюллера и причины отступления
от него. Вредное влияние на развитие организма курения, употребление алкоголя, наркотиков.
Наследственные и врождённые заболевания. Медико-генетическое консультирование.
Заболевания и инфекции передающиеся половым путём: СПИД, сифилис и др.; их
профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика..
Развитие ребёнка после рождения. Новорождённый и грудной ребёнок, уход за ним. Половое
созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни,
межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрация
Тесты, определяющие тип темперамента.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Биология. Введение в общую биологию. 9 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
Введение 4 (ч)
Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни.
Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь».
Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Отличительные
признаки живого. Уровни организации живой природы.
Демонстрация
Портреты учёных, внёсших значительный вклад в развитие биологической науки.
Раздел 1. Молекулярный уровень (10 ч)
Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Особенности химического
состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в
организме. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого:
углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения.
Биологические катализаторы. Вирусы.

Демонстрация
Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам
органических веществ.
Лабораторные и практические работы
Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.
Раздел 2. Клеточный уровень (13 ч)
Общая характеристика клеточного уровня организации живого.Клеточное строение организмов.
Многообразие клеток. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения
клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство.Строение клетки:ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма,
пластиды, митохондрии, вакуоли. Функции органоидов клетки. Прокариоты,
эукариоты. Хромосомы. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии —
признак живых организмов. Энергетический обмен в клетке. Роль питания, дыхания, транспорта
веществ, удаление продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.Аэробное и
анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки
(митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы.
Демонстрация
Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. Моделиаппликации, иллюстрирующие деление клеток. Расщепление пероксида водорода с помощью
ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание клеток бактерии, грибов, растений, животных под микроскопом
Раздел 3. Организменный уровень (12 ч)
Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение организмов. Половые
клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Основные закономерности передачи
наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Наследственная и
ненаследственная изменчивость. Закономерности изменчивости.
Демонстрация
Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторные и практические работы
Выявление изменчивости организмов.
Раздел 4. Популяционно-видовой уровень (9 ч)
Система и эволюция органического мира. Вид – основная систематическая единица.Критерии
вида. Признаки вида. Структура вида. Происхождение видов.
Развитие эволюционных представлений. Ч.Дарвин – основоположник учения об
эволюции. Основные положения теории эволюции. Популяция — элементарная единица
эволюции. Факторы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование,
естественный отбор. Результаты эволюци: многообразие видов, приспособленность организмов к
среде обитания. Доказательства эволюции.
Экология как наука. Экологические факторы и условия среды. Взаимосвязь организмов с
окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических
факторов на организм. Приспособленность и её относительность. Искусственный отбор.
Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация
Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные.
Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность,
результаты искусственного отбора.
Раздел 5. Экосистемный уровень (7 ч)
Экосистемная организация живой природы. Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь
популяций в биогеоценозе. Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция,
хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистемах. Цепи питания. Обмен

веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая
сукцессия.
Демонстрация
Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем.
Раздел 6. Биосферный уровень (11 ч)
Биосфера – глобальная экосистема. Биосфера и её структура, свойства, закономерности. В.И.
Вернадский – основоположник учения о биосфереКруговорот веществ и энергии в биосфере.
Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в
биосфере. Экологические проблемы и кризисы. Основы рационального
природопользования.Последствия деятельности человека в экосистемах.
Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая
история развития органического мира
Демонстрация
Модели-аппликации «Биосфера и человек». Окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных
животных.
Лабораторные и практические работы
Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования должно
обеспечить достижение следующих обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по биологии основного общего образования должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
2) патриотического воспитания:
отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и
советских учёных в развитие мировой биологической науки;
3) духовно-нравственного воспитания:
готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической
культуры;
понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии;
4) эстетического воспитания:
понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;
сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием;
6) трудового воспитания:

активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации,
населенного пункта, края) биологической и экологической направленности, интерес к
практическому изучению профессий, связанных с биологией;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей
среды;
осознание экологических проблем и путей их решения;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических
закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской
деятельности;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
адекватная оценка изменяющихся условий;
принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа
биологической информации;
планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по биологии основного общего образования,
должны отражать овладение следующими универсальными учебными действиями:
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений,
процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов, делать
выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию,
мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта
(процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов
между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и
эксперимента;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических
и лабораторных работ;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы, уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и
иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и
вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;
овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические
знания;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в
группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом
биологическом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
1. Освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о
методах познания растительного организма.
2. Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и
явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать
информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах
здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного
организма, биологические эксперименты;
3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов,
работы с различными источниками информации;
4. Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в
природе;
5. Иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за
растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде,

собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в
окружающей среде.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса по биологии.
В результате изучения биологии ученик 7 класса должен:
Знать/ понимать
 Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и
агроэкосистем; животных своего региона
 Сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение,
транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма
животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
 Особенности строения организмов животных разных систематических групп
Уметь


Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в
практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и
эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной
деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты
окружающей среды
 Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать
и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением
животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных
микропрепаратов и описывать биологические объекты
 Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на
живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов
и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных,
опасные для человека животные.
 Выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы
взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем
 Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных,
представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
 Определять принадлежность животных определенной систематической группе
(классификация)
 Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника
отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических
словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках
необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных
технологий);
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:





Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
Оказания первой помощи при укусах животных
Соблюдения правил поведения в окружающей среде
Выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса по биологии.
В результате изучения биологии ученик 8 класса должен:
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ
 место и роль человека в системе органического мира;
 сходства и отличия человека от животных;
 уровни организации организма человека;
 процессы жизнедеятельности организма человека;
 взаимосвязь строения и функций органов человека;
 особенности второй сигнальной системы;

 особенности обмена веществ, причины нарушений и их последствия;
 предотвращение болезней ЗОЖ;
 основные меры профилактики здоровья человека.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ
 находить органы человека;
 распознавать системы органов на таблицах, рисунках;
 проводить простые биологические исследования: наблюдения за состоянием своего
организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты
пульса и дыхания);
 определять нормы рационального питания;
 анализировать и оценивать влияния факторов окружающей среды, как факторов риска на
здоровье.
 составлять план изучаемого материала, использовать рисунки и текст как руководство к
лабораторным работам,
 находить в тексте сведения для составления таблиц и схем.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса по биологии.
В результате изучения биологии ученик должен
Знать/ понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток (химический
состав и строение) живых организмов, клеток прокариот и эукариот, гамет; вида и популяций;
экосистем и агроэкосистем; биосферы;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, фотосинтез,
пластический и энергетический обмен, хемосинтез, митоз, мейоз, индивидуальное развитие
организма, взаимодействие генов, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость;
- основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория
наследственности; синтетическая теория эволюции; теория антропогенеза); сущность законов (Г.
Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологической наследственности
изменчивости). Правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты
гамет, сущности и происхождения жизни);
Уметь
-объяснять роль биологических теорий, наследственных и ненаследственных изменений, генных
и хромосомных мутаций, устойчивости и саморегуляции, саморазвития и смены экосистем;
-устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке, строение и функции
органоидов в клетке; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций
фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
- составить схемы скрещивания, путей переноса и энергии в экосистемах (цепи питания,
пищевые сети);
- описывать особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агросистемы своей
местности;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы
взаимодействия разных видов в экосистеме;
- анализировать и оценивать воздействия факторов окружающей среды;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и
человека, глобальные антропогенные изменения в биосфере;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в
природной среде;

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать

признаки биологических объектов: клеток и организмов растений своего региона;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание,
дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция
жизнедеятельности организма.
уметь

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира,
роль растений в жизни человека;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты,
описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений,
сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать
биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части растений; на живых объектах и
таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные
растения своей местности, культурные растения, опасные для человека растения;

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы
взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы,
представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической
группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения,
влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте
учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических
словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках
необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием
информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и
грибами;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей
среде;

выращивания и размножения культурных растений, уход за ними.
Владеть умениями:
1.Излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;
2.Использовать рисунки;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС

№ Тема

Количество часов

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

Строение и многообразие покрытосеменных растений 14

https://m.edsoo.ru/7f4148d0

2

Жизнь растений

12

https://m.edsoo.ru/7f4148d0

3

Классификация растений

5

https://m.edsoo.ru/7f4148d0

4

Природные сообщества

3

https://m.edsoo.ru/7f416720

Итого за год.

34

7 КЛАСС
№ Тема.

Количество часов

1
2
3
4

2
3
33
14

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://m.edsoo.ru/7f418886
https://m.edsoo.ru/7f418886
https://m.edsoo.ru/7f418886
https://m.edsoo.ru/7f418886

5
5
6

https://m.edsoo.ru/7f418886
https://m.edsoo.ru/7f418886
https://m.edsoo.ru/7f418886

5
6
7

Введение
Простейшие
Многоклеточные животные
Эволюция строения и функций органов и их систем
у животных
Индивидуальное развитие животных
Биоценозы
Животный мир и хозяйственная деятельность
человека.
Итого за год.

8 КЛАСС

68

№

Тема.
Введение.

Количество часов. Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1

1

Науки, изучающие организм человека.

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

2

Происхождение человека.

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

3

Строение организма .

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

4

Опорно-двигательная система.

7

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

5

Внутренняя среда организма.

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

6

Кровеносная и лимфатическая системы организма.

6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

7

Дыхание.

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

8

Пищеварение.

6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

9

Обмен веществ и энергии.

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

10

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

11

Нервная система.

6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

12

Анализаторы. Органы чувств.

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

13

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

14

Железы внутренней секреции (эндокринная система).

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

15

Индивидуальное развитие организма.

7

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

Итого за год.

68

9 КЛАСС
№

Тема.

Количество часов

1
2

Введение.
Молекулярный уровень.

4
10

3

Клеточный уровень.

13

4

Организменный уровень.

12

5

Популяционно-видовой уровень.

9

6

Экосистемный уровень.

7

7

Биосферный уровень.

13

Итого за год.

68

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c292
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c292
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c292
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c292
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c292
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c292

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в
общую биологию. 9 класс: учебник. — М.: Дрофа, 2013 .
• Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Швецов Г. Г. Биология. Введение в
общую биологию. 9 класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа, 2023 .
• Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс: учебник. — М.: Дрофа,
2014 .
• Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология. Человек. 8 класс: рабочая тетрадь. — М.:
Дрофа, 2023.
• Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные.7класс: учебник. — М.: Дрофа, 2014.
• Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные.7класс: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа,
2023.
• Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: учебник. —
М.: Дрофа, 2014.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Биология. Диагностические работы для проведения промежуточной аттестации. 5-10
классы/ В.П. Александров, М.А. Попов, И.С. Малютина, Н.Г. Ракитина.- М.:ВАКО, 2013.
2. Биологические олимпиады школьников. Вопросы и ответы: методическое пособие под ред.
В.В. Пасечника. – 2 – е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2012.
3. Бирилло Т.А. Тесты по биологии : 8 класс: К учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н.
Беляев «Биология. Человек. 8 класс»/ Бирилло Т.А.М. : Издательство «ЭКЗАМЕН» ,
2008г.
4. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: поурочные планы по учебнику А. А
Каменского, Е. А Криксунова, В. В.Пасечника/авт. – сост. Е.Ю. Щелчкова. –
Волгоград:Учитель,2010.
5. Воронина Г.А. Тесты по биологии.7 класс: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина
«Биология .Многообразие живых организмов. 7 класс» - М.: Издательство «Экзамен»,
2013.
6. Галушкова Н.И. Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В.
Латюшина, В.А. Шапкина/ –2-е изд., стереотип.- Волгоград: учитель, 2008.
7. Дубинина Н.В.. 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В.
Пасечника «Биологии. Бактерии, грибы, растения»: Пособие для учителя /- стереотип. - М:
Дрофа, 2002.

8. Захарова Н.Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии: к учебнику В.В.
Латюшина и В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс» / 2-изд. – М. Издательство
«Экзамен, 2008.
9. Заяц Р.Г. и др. По собие по биологии для абитуриентов/ Р.Г. Заяц, И.В. Рачковская , В.М.
Стамбровская .- Мн.: Выш.шк.,1997.
10. Ионцева А.Ю. Биология в схемах, терминах, таблицах/ А.Ю. Ионцева.-Ростов н/Д:
Феникс,2013.
11. Калинина А. А.Поурочные разработки по биологии 6 класс. – М.: ВАКО, 2011.
12. Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология 9-й класс. Тематические тесты для
подготовки к ГИА-9.Базовый, повышенный, высокий уровни. Новые задания: учебно методическое пособие. – Изд. 4-е, перераб. и дополн.- Ростов н/Д: Легион,2013
13. Контрольно – измерительные материалы. Биология. 6 класс/ Сост. С.Н. Березина. –
М:ВАКО,2014.
14. Контрольно – измерительные материалы. Биология. 7 класс / Сост. Н.А. Артемьева. – М:
ВАКО,2013.
15. Контрольно – измерительные материалы. Биология. 9 класс / Сост. И.Р. Григорян. – М:
ВАКО,2013.
16. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека: Издательство
«Просвещение»,1979Мошкина И.В. Справочник школьника по биологии. 6-11 классы.
СПб.: Издательский дом «Литера», 2013.
17. Мишакова В.Н. Диагностические материалы для подготовки к ЕГЭ. Общая биология. –М.
АРКТИ,2013.
18. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М:
ВАКО, 2009.
19. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. В 2 кн.: Учебник для студ. биолог. и мед.
спец. вузов. Кн. 1. – М: Издательский дом ОНИКС: Альянс-В, 1998.
20. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. В 2 кн.: Учебник для студ. биолог. и мед.
спец. вузов. Кн. 2. – М:
Издательский дом ОНИКС: Альянс-В, 1998.
21. Справочник учителя биологии: законы, правила, принципы, биографии ученых/ авт. –
сост. Н.А. Степанчук. – Волгоград: Учитель,2012.
22. Тесты по биологии: пособие для учащихся и абитуриентов/ Л.А. Гребеник (и др.): под
ред.В.П. Иванова. – Изд. 2-е Ростов н/Д: Феникс, 2008.
23. Уроки биологии с применением информационных технологий. 6 класс. Методическое
пособие с электронным приложением/ авт. – сост. С.Н. Лебедев. – 4- е изд., стереотип. – М.
: Планета, 2014.(электронное интерактивное приложение)
24. Щербакова Ю. В. Козлова И. С. Занимательная биология на уроках и внеклассных
мероприятиях. 6 – 9 классы. – М.: Глобус, 2010.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.
2.
3.
4.
5.
6.

https://resh.edu.ru
https://myschool.edu.ru
https://m.edsoo.ru
http://bio.1september.ru
http://school-collection.edu.ru
http://ebio.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 12.10.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(38253) 25-1-20

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».