Рассмотрено и принято
на заседании педагогического совета школы
Протокол № 2 от 04.09.2020 г.
Утверждено
директором МКОУ«Средневасюганская СОШ»
А.С. Ненастьевым
от 16.09.2020 г. Приказ № 20
Программа работы «Школа молодого педагога»
на 2020- 2024 гг.
Цель: оказание практической помощи молодым специалистам в вопросах
совершенствования теоретических и практических знаний и повышение их
педагогического мастерства.
Задачи:
1) Продолжить формирование у молодых специалистов потребности в
непрерывном самообразовании, к овладению новыми формами, методами,
приёмами обучения и воспитания учащихся, умению практической реализации
теоретическихзнаний.
2) Помочьучителю,опираясьвсвоейдеятельностинадостиженияпедагогическойнауки
и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебновоспитательный процесс.
3) Ликвидировать недостаток знаний, формировать профессиональные умения,
необходимые для выполнения должностных функций.
4) Способствовать
формированию
индивидуального
стиля
творческой
деятельности, вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и
умениями применять теорию на практике.
Прогнозируемый результат:
Умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на
основе творческого поиска через самообразование;
Становление молодого учителя как учителя-профессионала;
Повышение методической, интеллектуальной культуры учителя;
Овладение системой контроля и оценки знаний учащихся;
Умение проектировать воспитательную систему, работать с классом на основе изучения
личности ребенка, проводить индивидуальную работу.
Формы работы:
- индивидуальные, коллективные, консультации;
- посещение уроков;
- мастер-классы, семинары, открытые уроки;
- теоретические выступления, защита проектов;
- наставничество;
- анкетирование, микроисследования.
Основные виды деятельности:
Организация помощи начинающим педагогам в овладении педагогическим мастерством
через изучение опыта лучших педагогов школа;
Проведение опытными педагогами «Мастер-классов» и открытых уроков;
Привлечение молодых специалистов к подготовке и организации педсоветов, семинаров,
конференций, к работе учебно-методических объединений;
Посещение уроков молодых специалистов;
Отслеживание результатов работы молодого учителя, педагогическая диагностика;
Организация разработки молодыми специалистами дидактического материала,
электронных учебных материалов и др.
Планирование работы
Педагоги со стажем работы до 1года
Этап – теоретический (адаптационный)
Цель: оказание практической помощи молодым специалистам в их адаптации в
школе, вопросах совершенствования теоретических знаний.
Задачи:
1) определить сформированность профессионально значимых качеств с целью
разработки адаптационной программы профессионального становления молодого
учителя;
2) сформировать навыки самоорганизации и активности;
3) выявить наиболее серьезные проблемы начинающих педагогов в учебном
процессе и определить пути их разрешения.
Прогнозируемый результат: молодой специалист с сформированными навыками
самоорганизации, самостоятельного поиска информации, владеющий знаниями и
умениями в области поурочного планирования, анализа и самоанализа урока
Формы работы:
- индивидуальные консультации;
- посещение уроков;
- занятия «ШМС», тренинг, заседания круглого стола.
Педагоги со стажем работы до 2 лет
Этап – теоретико-апробационный (проектировочный)
Цель: формирование потребности молодого специалиста в проектировании своего
дальнейшего профессионального роста, в совершенствовании теоретических и
практических знаний, умений, навыков
Задачи:
1) стимулировать личностно-профессиональное развитие молодого специалиста
посредством использования эффективных форм повышения профессиональной
компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов;
2) сформировать умение планировать и организовать свою деятельность.
3) обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения
профессиональными знаниями
Прогнозируемый результат: молодой специалист, способный к проектированию и
рефлексии своей деятельности, со сформированной потребностью в постоянном
самообразовании
Формы работы:
- индивидуальные, коллективные консультации;
- посещение уроков;
- мастер-классы;
- открытие уроки, внеклассные мероприятия.
Педагоги со стажем работы до 3 лет
3 год. Этап – апробационный (контрольно-оценочный)
Цель: создание условий для формирования у педагога индивидуального стиля творческой
деятельности, становление молодого специалиста как учителя-профессионала.
Задачи:
1) сформировать потребность и стремление к рефлексии собственной деятельности;
2) сформироватьумениекритическиоцениватьпроцесспрофессиональногостановленияи
развития;
3) сформировать навык самостоятельного управления своим профессиональным
развитием;
Прогнозируемый результат: молодой специалист, умеющий планировать учебную
деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через
самообразование, нетрадиционные формы работы, психологически и профессионально
готовый к самостоятельной деятельности
Формы работы:
- индивидуальные, групповые консультации;
- посещение уроков;
- мастер-классы;
- открытые уроки, внеклассные мероприятия;
- выступления на педсоветах
№
п/п
Тема занятий
Срок
Ответственный
Первый год обучения
Тема «Знания и умения учителя — залог творчества и успеха учащихся»
1
2
3
4
5
1. Презентация плана работы Школы молодого Сентябрь
специалиста на 3года.
2. Знакомство с локальными актами школы.
3. Микроисследование «Изучение затруднений в работе
учителя «Школы молодого специалиста»
1.
Занятие «ШМС». Поурочное планирование:
октябрь
2.
формулировка цели, постановка задач урока,
3.
структура урока
4.
Различные классификации типологии уроков.
Типы, виды уроков.
Руководители
ШМС
Зам. директора по
УВР
Психолог
Зам. директора по
УВР
С.В.
Руководители
ШМС
1. Занятие
«ШМС».
Самоанализ Декабрь
урока/мероприятия. Критерии составления самоанализа
урока/мероприятия
1.
Предупредительный
контроль. Посещение Январь
уроков молодого специалиста с целью наблюдения и
диагностики на предмет выявления и предупреждения
ошибок в работе молодого специалиста
1.
Заседание круглого стола. Тренинг
Март
«Педагогические ситуации. Трудная ситуация на уроке
и выход из нее». Совместное обсуждение возникших
проблем на уроке.
Наставники.
Молодые
специалисты
Руководители
ШМС
Наставники.
Руководитель
ШМС
учителянаставники
6
7.
1.
Создание для учащихся ситуации выбора на
уроке.
2.
Игра – тренинг «Камертон» (каждый
учитель показывает свои варианты начала урока)
1.
Неделя успехов. (По отдельному плану).
2.
Круглый стол «Управленческие умения учителя и пути их дальнейшего развития».
3.
Микроисследование «Приоритеты творческого саморазвития»
4.
Анкетирование молодых специалистов «на
выходе» на выявление профессиональных
затруднений, определение степени комфортности
учителя в коллективе.
Апрель
Молодые
специалисты
Май
Руководитель
ШМС
Молодые
специалисты
Второй год обучения
Тема «Самостоятельный творческий поиск»
1
1. Развитие творческих способностей учащихся.
2. Микроисследование «Оценка уровня
творческого потенциала личности»
Сентябрь
Руководитель
ШМС
Психолог
2
1. Интеграция — один из путей развития
познавательного интереса учащихся.
2. Самообразование учащихся
Октябрь
Руководитель
ШМС
Наставники
3
1.. Самообразование как средство повышения
профессиональной компетентности учителя.
Ноябрь
4
1. Основы теории развивающего обучения.
2. Сравнение традиционного и адаптивного
обучения
1. Индивидуализация и дифференциация обучения
— основные направления современного
образования.
2. Деятельность учителя на уроке с личностноориентированной направленностью
1. Методика организации коллективных способов
обучения как одно из направлений гуманизации
образования.
2. Работа с неуспевающими учащимися
Декабрь
Руководитель
ШМС
Наставники
Руководитель
ШМС
Наставники
Руководитель
ШМС
Наставники
Март
Руководитель
ШМС
Наставники
1. Микроисследование «Какой должна быть работа
с молодыми учителями».
2. Конференция «Учиться самому, чтобы успешнее
учить других» в рамках «Недели успехов»
Май
Руководитель
ШМС
Молодые
специалисты
5
6
7.
Февраль
Третий год обучения
Тема «Выбор индивидуальной линии»
1
1. Культура педагогического общения.
2. Микроисследование «Выявление тенденций к
стилям педагогического общения»
Сентябрь
Руководитель
ШМС
Психолог
2
1. Семантический дифференциал.
2. Шкала самооценки личности
Октябрь
3
Занятие «ШМС». Система работы с одаренными
детьми. Понятие «Одаренность». Виды
одаренности. Принципы и подходы в работе с
одаренными детьми
1. Домашнее задание: как, сколько, когда.
2. Виды индивидуальных и дифференцированных
заданий учащимся
Ноябрь
Руководитель
ШМС
Наставники
Руководитель
ШМС
Наставники
Декабрь
Руководитель
ШМС
Наставники
5
1. Введение в активные методы обучения (превращение модели в игру, имитационные игры).
2. Внеклассная работа по предмету
Февраль
Руководитель
ШМС
Наставники
6
1. Навыки коммуникации и общения в современном образовании.
2. Имидж современного учителя
1. Потребность в успехе. Мотив и цель достижения.
2. Дискуссия «Почему школьники редко переживают на уроке чувство успеха?»
Март
Руководитель
ШМС
Апрель
Руководитель
ШМС
Молодые
специалисты
Руководитель
ШМС
Молодые
специалисты
4
7.
8
Творческий отчет молодых учителей – «Неделя
успеха».
Май
Карта «Затруднения педагогов»
Данная анкета предназначена для изучения Ваших затруднений с целью оказания Вам
практической помощи в организации своего непрерывного образования. Просим Вас внимательно
ознакомиться с вариантами ответов на вопрос: «Испытываете ли Вы затруднения при …» и
ответить на них.
Вид деятельности
Умение поставить цель и задачи в
воспитательной работе, знание
современных воспитательных
технологий.
Тематическое планирование,
поурочное планирование.
Рациональное использование
традиционных методов, использование
современных воспитательных
технологий.
Знание эффективных форм работы с
детьми.
Осуществление дифференцированного
подхода к обучению
Формирование и развитие
профессиональных знаний, умений и
навыков учащихся.
Организация индивидуальной работы с
учащимися.
Проведение различных типов учебных
занятий.
Планирование и проведение
творческой работы с учащимися.
Использование межпредметных связей.
Использование технических средств
обучения, Знание и применение
компьютерной техники.
Знание детской возрастной психологии,
работа с "трудными" учащимися.
Работа с родителями учащихся,
проведение родительских собраний.
Организация детей и родителей для
участия в общественной жизни школы.
Привлечение родителей к организации
воспитательного процесса. .
Обеспечение разумной дисциплины на
уроке.
Составление авторской воспитательной
программы.
Организация самообразования.
Другие затруднения (назовите) :
Нет. Могу
поделиться
опытом
Скорее
Скорее да, Да. Хотелось бы
нет, чем
чем нет
получить помощь
да
Спасибо! Обработка результатов производится путем анализа ответов и выделения проблемных
зон.
Для выявления профессиональных дефицитов в области психолого-педагогической
компетентности педагогов предлагаются тесты с вопросами разных типов: выбор одного или
нескольких ответов из предложенных, установление соответствия, установление
последовательности, открытые вопросы.
Примеры заданий
1. Различают виды универсальных учебных действия (несколько ответов)
1. Коммуникативные 2. Системные 3. Познавательные 4. Регулятивные 5. Учебные 6. Личностные
2. Познавательные УУД это – ….
1. Совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых
знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
2. Действия, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (знание
моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами)
3. Действия по постановке, формулированию и решению учебных проблем; анализу, синтезу и
моделированию в ходе решения учебных задач
4. Действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности обучающихся.
3. С чего начинается урок согласно теории учебной деятельности?
1. мотивация
2. постановка проблемной ситуации
3. постановка учебной задачи
4. На этапе урока «Мотивация к учебной деятельности» формируются УУД:
1. коммуникативные
2. познавательные
3. личностные
4. регулятивные
5. Организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпов обучения
учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению,
это
1. индивидуализация
2. интеграция
3. дифференциация
4. информатизация
6. Результатом действий контроля и оценки является…
1. улучшение других действий
2. удержание в сознании предметности действия
3. вычленять исходное отношение
4. самовоспитание
7. … функция обучения заключается в том, что в процессе обучения происходит развитие
обучаемого.
1. Воспитательная
2. Образовательная
3. Развивающая
4. Информационная
8. Описание процесса достижения планируемых результатов обучения – это образовательная
...
1. программа
2. технология
3. цель
4. диагностика
9. Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые
результаты), организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного
плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов, это…
1. рабочая программа
2. учебный план
3. образовательная программа
4. примерная основная образовательная программа
10. Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно
значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а
также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта
деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального,
духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития
человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, это
1. образование 2. обучение 3. развитие 4. воспитание
11. В теории Л.С. Выготского вопрос о соотношении обучения и развития решается так
1. процессы развития следуют за процессами обучения
2. обучение и есть развитие
3. развитие не зависит от обучения
4. взаимообусловленность обучения и развития
12. Отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате
воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга, это –
1. ощущение
2. восприятие
3. внимание
4. представление
13. Укажите верную последовательность учебных действий, входящих в структуру учебной
деятельности
1. принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи
2. преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта
3. моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах
4. преобразование модели отношения изучаемого объекта
5. построение системы частных задач, решаемых общим способом
6. контроль за выполнением предыдущих действий
7. оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи
1. Установить соответствие понятия и его определения
1. Мультимедиа-средства, предоставляющие звуковую, зрительную, тактильную, а также другие
виды информации и создающие иллюзию вхождения и присутствия пользователя в объемном
виртуальном пространстве, перемещения пользователя относительно объектов этого пространства
в реальном времени
2. Реальность, организованная и управляемая единой выработанной концепцией, подходами и
механизмами реализации общей стратегии формирования, развития и достижения целей
повышения культурного, образовательного и профессионального уровней субъектов,
объединенных на единой информационно- технологической основе для поддержания обучения и
воспитания субъектов выделенного пространства
3. Система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации
образовательной деятельности на основе информационно- коммуникационных технологий
4. Комплексный метод обучения, реализующийся через совокупность приемов, действий учащихся
в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения
определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного
продукта.
Ответ 1 – метод проектов
Ответ 2 – виртуальная реальность
Ответ 3 – информационное образовательное пространство
Ответ 4 – информационная образовательная среда
2. Мультимедиа-средства, предоставляющие звуковую, зрительную, тактильную, а также
другие виды информации и создающие иллюзию вхождения и присутствия пользователя в
объемном виртуальном пространстве, перемещения пользователя относительно объектов
этого пространства в реальном времени, – это …
3. Организованная совокупность методологических, программно- технических,
документальных и иных средств, которыми пользуются различные специалисты коллектива,
принимающие участие во всех этапах разработки и изготовления готового продукта –
компьютерной программы – это...
Сведения, совокупности данных, знаний и т.д., возникающих в процессах познания внешнего
мира путем сбора, накопления и переработки соответствующих сигналов, используемых в
организации и управлении человеческой деятельностью, – это...
1. информационная технология
2. информация
3. информационное пространство
4. информатизация