Приказ об утверждении Положения о наставничестве

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «КАРГАСОКСКИЙ РАЙОН»
ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Средневасюганская средняя общеобразовательная школа».
636733, с.Средний Васюган, Томская область, Каргасокский район,
Молодежная ул., 28, телефон/факс (38253)25-120, Е-mail: svasli@mail2000.ru
ПРИКАЗ
16.09.2020г

№ 20

Приказ об утверждении
нормативных документов
о наставничестве
В целях оказания практической помощи молодым специалистам в вопросах
совершенствования теоретических и практических знаний и повышение их педагогического
мастерства, в соответствии с протоколом Педагогического совета от 04.09. 2020 г.
ПРИКАЗЫВАЮ
1. Утвердить положение о наставничестве (далее - Положение) (см.Приложение1).
2. Утвердить программу «Школа молодого педагога» на 2020- 2024 гг. (далее - Программа)
(см.Приложение 2).
3. Заместителю директора по УВР Ненастьевой С.В. утвержденную Программу донести до
сведения наставнических групп и руководителей ШМО

4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Директор МКОУ «Средневасюганская СОШ»

А.С. Ненастьев

Приложение1
МКОУ «Средневасюганская СОШ»
от 16.09.2020г. № 20

Положение о наставничестве
1.Общие положения
1.1 Наставничество – разновидность индивидуальной методической работы с
педагогическими работниками, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности
в образовательном учреждении или со специалистами, назначенными на должность, по
которой они не имеют опыта работы.
Наставник – наиболее подготовленный педагог, обладающий высокими
профессиональными и нравственными качествами, знаниями в области методики
преподавания и воспитания, имеющий стабильные показатели в работе, способность и
готовность делиться своим опытом, обладающий коммуникативными навыками и
гибкостью в общении.
Молодой специалист – начинающий педагог, как правило, имеющий теоретические
знания в области предметной специализации и методики обучения по программе высшего
или среднего специального педагогического учебного заведения, проявивший желание и
склонность к дальнейшему совершенствованию своих профессиональных навыков и умений.
1.2 Наставничество устанавливается на срок не менее одного года.
1.3 Наставник утверждается приказом образовательного учреждения при обоюдном
согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста, за которым он будет
закреплен. Наставник может вести не более трех молодых специалистов.
1.4 Организация работы наставников и осуществление контроля за их деятельностью
возлагается на заместителя руководителя
образовательного учреждения по учебновоспитательной работе.
1.5 Правовой основой института наставничества в образовательном учреждении
являются нормативные документы Министерства образования и науки РФ, локальные акты
образовательного учреждения, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки
учителей и специалистов образовательных учреждений и настоящее Положение.
1.6 Настоящее Положение предназначено для целей внутреннего использования
педагогами образовательного учреждения, принимающими участие в реализации системы
наставничества.
II. Цель из задачи наставничества
2.1 Целью наставничества является оказание помощи молодым специалистам
образовательного учреждения в их профессиональном становлении, а также формирование
стабильного, высококвалифицированного коллектива.
2.2 Основными задачами наставничества являются:
- оказание помощи в адаптации молодых специалистов в образовательном учреждении;
- поддержание у молодых специалистов интереса к педагогической деятельности;
- формирование индивидуального стиля творческой деятельности молодого специалиста;
- развитие инициативы и рефлексивных навыков молодого специалиста;
- формирование у молодого специалиста потребности к самообразованию;
- развитие у молодых специалистов сознательного и творческого отношения к выполнению
своих профессиональных обязанностей;
- воспитание молодых специалистов в лучших традициях педагогического коллектива
образовательного учреждения.
III. Функции наставника
3.1 В соответствии с возложенными задачами наставник осуществляет следующие
функции:
организационные
- организация ознакомления молодого специалиста с образовательным учреждением и
его нормативно-правовой базой;
- содействие в создании необходимых условий для работы молодого специалиста.
информационные

обеспечение молодых специалистов необходимой информацией об основных
направлениях развития образования, учебниках и учебно-методической литературе по
проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников.
методические
- разработка совместно с молодым специалистом плана его саморазвития (или
индивидуальная программа его самообразования) с учетом педагогической, методической и
профессиональной подготовки;
- оказание молодому специалисту индивидуальной помощи в овладении избранной
профессией, практическими приемами и навыками ведения учебных занятий и учебной
документации;
- подведение
итогов профессиональной адаптации молодого специалиста по
истечении срока наставничества.
IV. Права наставника
4.1 Наставник имеет право:
- ходатайствовать перед администрацией образовательного учреждения о создании условий,
необходимых для нормальной трудовой деятельности своего подопечного;
- посещать занятия молодого специалиста;
- изучать документацию, которую обязан вести молодой специалист;
- с согласия непосредственного руководителя привлекать для дополнительного обучения
молодого специалиста других сотрудников образовательного учреждения;
- вносить предложения о поощрении молодого специалиста или применении в отношении
него мер воспитательного или дисциплинарного воздействия;
- выходить с ходатайством о прекращении стажировки молодого специалиста по причинам
личного характера (безуспешных попыток наладить личный контакт с молодым
специалистом) или выхода молодого специалиста на требуемые стабильные показатели;
- на ежемесячную доплату за осуществление наставничества.
V. Права и обязанности молодого специалиста
5.1 Молодой специалист обязан:
- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность;
- изучать структуру и особенности деятельности образовательного учреждения, его
традиции;
- выполнять в установленные сроки программу своего профессионального саморазвития (или
индивидуальную программу своего самообразования);
- постоянно работать над повышением своего профессионального мастерства, овладевать
практическими навыками по занимаемой должности, перенимать передовые методы и
формы работы;
- выстраивать необходимые для работы взаимоотношения с наставником,
- предоставлять отчеты о своей работе наставнику, как в устной, так и в письменной форме.
5.2 Молодой специалист имеет право:
- ходатайствовать перед администрацией образовательного учреждения о прекращении
стажировки при безуспешных попытках установления личного контакта с наставником;
- вносить на рассмотрение администрации образовательного учреждения предложения по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством;
- защищать свою профессиональную честь и достоинство;
-знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать
по ним объяснения.
VI. Взаимоотношения наставника с другими сотрудниками образовательного
учреждения
Для исполнения своих обязанностей наставник может взаимодействовать со всеми
сотрудниками образовательного учреждения.
V. Документация
5.1 Индивидуальный план работы наставника

5.2 Индивидуальная программа профессионального саморазвития
специалиста или индивидуальная программа его самообразования;

молодого

Приложение2
МКОУ «Средневасюганская СОШ»
от 16.09.2020г. № 20

Программа работы «Школа молодого педагога»
на 2020- 2024 гг.
Цель: оказание практической помощи молодым специалистам в вопросах
совершенствования теоретических и практических знаний и повышение их
педагогического мастерства.
Задачи:
1) Продолжить формирование у молодых специалистов потребности в
непрерывном самообразовании, к овладению новыми формами, методами,
приёмами обучения и воспитания учащихся, умению практической реализации
теоретических знаний.
2) Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической
науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебновоспитательный процесс.
3) Ликвидировать недостаток знаний, формировать профессиональные умения,
необходимые для выполнения должностных функций.
4) Способствовать
формированию
индивидуального
стиля
творческой
деятельности, вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и
умениями применять теорию на практике.
Прогнозируемый результат:
Умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на
основе творческого поиска через самообразование;
Становление молодого учителя как учителя-профессионала;
Повышение методической, интеллектуальной культуры учителя;
Овладение системой контроля и оценки знаний учащихся;
Умение проектировать воспитательную систему, работать с классом на основе изучения
личности ребенка, проводить индивидуальную работу.
Формы работы:
- индивидуальные, коллективные, консультации;
- посещение уроков;
- мастер-классы, семинары, открытые уроки;
- теоретические выступления, защита проектов;
- наставничество;
- анкетирование, микроисследования.
Основные виды деятельности:
Организация помощи начинающим педагогам в овладении педагогическим мастерством
через изучение опыта лучших педагогов школа;
Проведение опытными педагогами «Мастер-классов» и открытых уроков;
Привлечение молодых специалистов к подготовке и организации педсоветов, семинаров,
конференций, к работе учебно-методических объединений;
Посещение уроков молодых специалистов;
Отслеживание результатов работы молодого учителя, педагогическая диагностика;
Организация разработки молодыми специалистами дидактического материала,
электронных учебных материалов и др.
Планирование работы

Педагоги со стажем работы до 1года
Этап – теоретический (адаптационный)
Цель: оказание практической помощи молодым специалистам в их адаптации в
школе, вопросах совершенствования теоретических знаний.
Задачи:
1) определить сформированность профессионально значимых качеств с целью
разработки адаптационной программы профессионального становления молодого
учителя;
2) сформировать навыки самоорганизации и активности;
3) выявить наиболее серьезные проблемы начинающих педагогов в учебном
процессе и определить пути их разрешения.
Прогнозируемый результат: молодой специалист с сформированными навыками
самоорганизации, самостоятельного поиска информации, владеющий знаниями и
умениями в области поурочного планирования, анализа и самоанализа урока
Формы работы:
- индивидуальные консультации;
- посещение уроков;
- занятия «ШМС», тренинг, заседания круглого стола.
Педагоги со стажем работы до 2 лет
Этап – теоретико-апробационный (проектировочный)
Цель: формирование потребности молодого специалиста в проектировании своего
дальнейшего профессионального роста, в совершенствовании теоретических и
практических знаний, умений, навыков
Задачи:
1) стимулировать личностно-профессиональное развитие молодого специалиста
посредством использования эффективных форм повышения профессиональной
компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов;
2) сформировать умение планировать и организовать свою деятельность.
3) обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения
профессиональными знаниями
Прогнозируемый результат: молодой специалист, способный к проектированию и
рефлексии своей деятельности, со сформированной потребностью в постоянном
самообразовании
Формы работы:
- индивидуальные, коллективные консультации;
- посещение уроков;
- мастер-классы;
- открытие уроки, внеклассные мероприятия.
Педагоги со стажем работы до 3 лет
3 год. Этап – апробационный (контрольно-оценочный)
Цель: создание условий для формирования у педагога индивидуального стиля творческой
деятельности, становление молодого специалиста как учителя-профессионала.
Задачи:
1) сформировать потребность и стремление к рефлексии собственной деятельности;

2) сформироватьумениекритическиоцениватьпроцесспрофессиональногостановленияи
развития;
3) сформировать навык самостоятельного управления своим профессиональным
развитием;
Прогнозируемый результат: молодой специалист, умеющий планировать учебную
деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через
самообразование, нетрадиционные формы работы, психологически и профессионально
готовый к самостоятельной деятельности
Формы работы:
- индивидуальные, групповые консультации;
- посещение уроков;
- мастер-классы;
- открытые уроки, внеклассные мероприятия;
- выступления на педсоветах
№
п/п

Тема занятий

Срок

Ответственный

Первый год обучения
Тема «Знания и умения учителя — залог творчества и успеха учащихся»
1

2

3
4

5

1. Презентация плана работы Школы молодого
специалиста на 3года.
2. Знакомство с локальными актами школы.
3. Микроисследование «Изучение затруднений в работе
учителя «Школы молодого специалиста»
1.
Занятие «ШМС». Поурочное планирование:
2.
формулировка цели, постановка задач урока,
3.
структура урока
4.
Различные классификации типологии уроков.
Типы, виды уроков.
1. Занятие
«ШМС».
Самоанализ
урока/мероприятия. Критерии составления самоанализа
урока/мероприятия
1.
Предупредительный
контроль. Посещение
уроков молодого специалиста с целью наблюдения и
диагностики на предмет выявления и предупреждения
ошибок в работе молодого специалиста
1.
Заседание круглого стола. Тренинг
«Педагогические ситуации. Трудная ситуация на уроке
и выход из нее». Совместное обсуждение возникших
проблем на уроке.

Сентябрь

октябрь

Декабрь
Январь

Март

Руководители
ШМС
Зам. директора по
УВР
Психолог
Зам. директора по
УВР
Руководители
ШМС
Наставники.
Молодые
специалисты
Руководители
ШМС
Наставники.
Руководитель
ШМС
учителянаставники

6

7.

1.
Создание для учащихся ситуации выбора на
уроке.
2.
Игра – тренинг «Камертон» (каждый
учитель показывает свои варианты начала урока)
1.
Неделя успехов. (По отдельному плану).
2.
Круглый стол «Управленческие умения учителя и пути их дальнейшего развития».
3.
Микроисследование «Приоритеты творческого саморазвития»
4.
Анкетирование молодых специалистов «на
выходе» на выявление профессиональных
затруднений, определение степени комфортности
учителя в коллективе.

Апрель

Молодые
специалисты

Май

Руководитель
ШМС
Молодые
специалисты

Второй год обучения
Тема «Самостоятельный творческий поиск»
1

1. Развитие творческих способностей учащихся.
2. Микроисследование «Оценка уровня
творческого потенциала личности»

Сентябрь

Руководитель
ШМС
Психолог

2

1. Интеграция — один из путей развития
познавательного интереса учащихся.
2. Самообразование учащихся

Октябрь

Руководитель
ШМС
Наставники

3

1.. Самообразование как средство повышения
профессиональной компетентности учителя.

Ноябрь

4

1. Основы теории развивающего обучения.
2. Сравнение традиционного и адаптивного
обучения
1. Индивидуализация и дифференциация обучения
— основные направления современного
образования.
2. Деятельность учителя на уроке с личностноориентированной направленностью
1. Методика организации коллективных способов
обучения как одно из направлений гуманизации
образования.
2. Работа с неуспевающими учащимися

Декабрь

Руководитель
ШМС
Наставники
Руководитель
ШМС
Наставники
Руководитель
ШМС
Наставники

Март

Руководитель
ШМС
Наставники

1. Микроисследование «Какой должна быть работа
с молодыми учителями».
2. Конференция «Учиться самому, чтобы успешнее
учить других» в рамках «Недели успехов»

Май

Руководитель
ШМС
Молодые
специалисты

5

6

7.

Февраль

Третий год обучения
Тема «Выбор индивидуальной линии»

1

1. Культура педагогического общения.
2. Микроисследование «Выявление тенденций к
стилям педагогического общения»

Сентябрь

Руководитель
ШМС
Психолог

2

1. Семантический дифференциал.
2. Шкала самооценки личности

Октябрь

3

Занятие «ШМС». Система работы с одаренными
детьми. Понятие «Одаренность». Виды
одаренности. Принципы и подходы в работе с
одаренными детьми
1. Домашнее задание: как, сколько, когда.
2. Виды индивидуальных и дифференцированных
заданий учащимся

Ноябрь

Руководитель
ШМС
Наставники
Руководитель
ШМС
Наставники

Декабрь

Руководитель
ШМС
Наставники

5

1. Введение в активные методы обучения (превращение модели в игру, имитационные игры).
2. Внеклассная работа по предмету

Февраль

Руководитель
ШМС
Наставники

6

1. Навыки коммуникации и общения в современном образовании.
2. Имидж современного учителя
1. Потребность в успехе. Мотив и цель достижения.
2. Дискуссия «Почему школьники редко
переживают на уроке чувство успеха?»

Март

Руководитель
ШМС

Апрель

Руководитель
ШМС
Молодые
специалисты
Руководитель
ШМС
Молодые
специалисты

4

7.

8

Творческий отчет молодых учителей – «Неделя
успеха».

Май


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 12.10.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(38253) 25-1-20

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».